|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алматинское метро
ПРОКОЛ С ПРОТОКОЛОМ
пятницу, 10 октября, из Сеула вернулась рабочая группа, созданная по распоряжению акима
Алматы Ахметжана ЕСИМОВА (см. «Систему менять надо!», «Время»
от 7.10.2008 г.). В Южной Корее нашим чиновникам показали вагоны для алматинского метрополитена, ознакомили
с сигнальной системой производства корпорации «Хёндэ Ротем».
Приземлившись в сеульском аэропорту Инчон, члены рабочей группы, в состав которой вошли
четыре представителя дирекции строящегося метрополитена (ДСМ) Алматы и начальник городского
управления пассажирского транспорта Владимир МЕРЕНКОВ, тут же отправились на другой конец
полуострова — в крупный портовый город Пусан, где расположен завод корпорации «Хёндэ Ротем».
— Он мне очень понравился, — поделился Меренков своими впечатлениями после осмотра
предприятия. — Везде чистота, все делается аккуратно, работы производятся на современном,
высокоточном оборудовании. Увы, из-за нехватки времени мы не смогли осмотреть все. Да и к тому
же мы так и не увидели тележки, которые будут устанавливаться на наши вагоны. Оказалось, что
«Хёндэ» еще не приступил к их производству. Как нам рассказал вице-президент корпорации
Джи Ван ПАРК, проектные работы выполнены на 40 процентов, а готовность отдельных комплектующих —
80 процентов.
Узнав, что практически весь выплаченный казахстанской стороной аванс ушел на проектирование,
г-н Меренков возмутился: «Мы вам деньги дали не на проектирование, а на производство!».
На что получил ответ: мол, еще ни один иностранный производитель не поставлял вагоны в СНГ.
Если бы власти Алматы решили закупить вагоны, к примеру, в Санкт-Петербурге, то получили бы их в течение
года: рельсовая колея и у нас, и в России одинаковая. Но выбор был сделан в пользу современных,
комфортабельных и надежных корейских вагонов. Теперь «Хёндэ» нужно время, чтобы
перепроектировать свои серийные вагоны под наши нормативы.
После экскурсии по заводу корейские партнеры провели презентацию своей сигнальной системы, которая
установлена в метрополитенах Пусана, Сеула, Кванчжу, а также в международном столичном аэропорту Инчон.
Вагон сеульского метро
— В Южной Корее нет ни одного метро, где бы использовалась сигнальная система «Дженерал
Электрик», — отметил во время презентации г-н Парк. Напомним, российская компания
«Транс-ИТ», которую глава АО «Алматыметрокурылыс» Мурат УКШЕБАЕВ единолично
утвердил в качестве поставщика различных систем для алматинского метро (см.
«Тоннель в конце света», «Вагончик
тронется. И что останется?», «Время» от 4 и 20.9.2008 г.), решила поставлять
сигнальную систему производства американского концерна.
— Совмещение бортовой системы вагонов производства «Хёндэ Ротем» и сигнальной системы
другого производителя, на наш взгляд, неприемлемо. Тем не менее если заказчик настаивает на своем выборе,
то мы сделаем все, чтобы алматинское метро было безопасным, — пообещал Джи Ван Парк. — Однако
в этом случае сроки отодвинутся примерно на 6 месяцев: нам понадобится время на интеграцию нашего
и американского оборудования.
Гости поинтересовались у хозяев, где будет проходить обкатка новых вагонов, на что получили неожиданный
ответ: в Алматы. Чуть позже выяснилось: стороны неправильно поняли друг друга из-за трудностей перевода.
— Естественно, обкатка будет проходить у нас на заводе, — успокоил г-н Парк. Кстати,
корпорация «Хёндэ Ротем» в знак того, что уверена в качестве и надежности своей
сигнальной системы, предложила интересный вариант гарантии для алматинского метрополитена.
— Первая ветка алматинского метро довольно короткая, — сказал он. — Поэтому сигнальная
система имеет здесь очень важное значение. Ведь если сигналы бортового оборудования и напольной
сигнальной системы не будут совпадать — это чревато большими проблемами. Если вы все же решите
приобрести сигнальную систему нашего производства, то мы внесем 50 процентов от суммы договора
на банковский счет. Если произойдет какая-то поломка или же вас что-то в этой системе не устроит,
вы сможете забрать эти деньги. Более того, если вы закупите у нас сигнальную систему, то мы готовы
безвозмездно предоставить Казахстану технологию производства оборудования для сигнальных систем,
что сделает вашу экономику еще более конкурентоспособной, — пообещал г-н Парк.
— Таких гарантий алматинским властям не давал еще никто из зарубежных партнеров.
Что вы на это ответите? — спросил я Владимира Меренкова.
— «Транс-ИТ» тоже дает гарантию, — возразил он.
— Но ведь не денежную?
— Да. Но гарантия обязательна для любого оборудования — вплоть до бытовых
электроприборов. А «Дженерал Электрик» на две головы выше «Хёндэ».
К примеру, у корейцев нет международных сертификатов на свою продукцию. Когда корейские партнеры
презентовали свои предложения, у них цена была завышена в 1,75 раза. Мы это тоже не можем игнорировать.
В свою очередь, Джи Ван Парк заметил, что «Хёндэ Ротем» приступил к разработке и производству
сигнальных систем намного раньше «Дженерал Электрик», а цена, по которой они готовы
поставить сигнальную систему алматинскому метро, значительно ниже — благодаря отсутствию посредника
(«Транс-ИТ»).
Что же касается сертификатов качества, то руководство «Хёндэ Ротем» готово предоставить
алматинской делегации сертификаты на уже функционирующие по всему миру вагоны.
— Сертификаты будут даваться по факту приемки комплектующих деталей вагона, — пояснил
г-н Парк. — Что же касается сигнальной системы, то мы обеспечим ее международной гарантией
надежности SIL4. Это самый высокий уровень надежности.
Однако исполняющий обязанности директора ДСМ Каныбек НУРМУХАНБЕТОВ был категоричен: мы будем закупать
американскую сигнальную систему, а дело корейцев — «подогнать» ее под свои вагоны.
По словам начальника отдела эксплуатации ДСМ Эрика МУСАБЕКОВА, «есть три варианта: и бортовая,
и сигнальная системы будут поставлены «Хёндэ»; они будут поставлены «Транс-ИТ»;
либо бортовая система будет от «Хёндэ», а сигнальная — от «Транс-ИТ»,
то есть — от «Дженерал Электрик». Впрочем, чиновник согласился с тем, что
«наиболее оптимальным решением будет поставка обеих систем от одного производителя».
В последний день пребывания рабочей группы в Сеуле, во время обсуждения итогового протокола визита,
выяснилось: алматинская делегация не может оценить технические параметры корейской сигнальной системы,
так как не знает ее технических характеристик. Хотя, по словам корейцев, всю необходимую документацию
они выслали в Алматы еще в августе этого года. Оказалось, что тогда начальство дирекции строящегося
метрополитена и его подчиненные, которые отвечали за изучение проблемы, были в отпуске, а присланная
документация… утеряна. При этой новости у представителей корейской стороны вытянулись лица:
невооруженным глазом видно было, что они впервые столкнулись с таким «своеобразным» ведением
бизнеса.
Дальнейшее и вовсе походило на скверный анекдот. Владимир Меренков отказался подписывать протокол,
в котором указывалось: в случае выбора иного поставщика сигнальной системы срок сдачи проекта будет
перенесен на полгода.
— Если я подпишу, то это будет означать, что я со всем изложенным здесь согласен, — пояснил
он удивленным корейцам. — Я на это пойти не могу. Вы завтра сроки затянете и скажете: вот подпись
Меренкова — он в курсе. Так не пойдет! Мы в Алматы составим свой вариант протокола и вышлем его вам.
Попытки представителей «Хёндэ Ротем» объяснить, что протокол нужен им только для отчета перед своим
руководством, успеха не возымели. До вылета самолета в Алматы оставалось меньше часа, когда рабочая группа
покидала гостиницу. Обе стороны остались неудовлетворенными, а протокол так и не был подписан. Единственное,
о чем удалось условиться: в ноябре в южную столицу Казахстана приедет делегация корейских специалистов.
© Руслан БАХТИГАРЕЕВ
Опубликовано в газете «Время», 14 октября 2008 г.
|
|