|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
ПОЗЫВНЫЕ «КОМИНТЕРНА»
|
Голос «Великого говорящего» достиг предгорьев
седого Тянь-Шаня. Вместо ангела на Соборе заговорило радио. |
начале века противоположные берега Каспийского моря соединили чудесным
изобретением Александра Попова и Самюэла Морзе. Радиопередатчики Российско-телеграфного
агентства, установленные в Петровске (ныне Махачкала) и в форте Александровском
(Форт-Шевченко), сократили до мгновения морскую почту, осуществляемую в ту пору самые
скорыми пароходами транспортного общества «Кавказ и Меркурий».
В 1913 году Форт-Александровск, уездный центр Закаспийской области, состоял из небольшой
крепости, расположенной к югу от мыса Тюб-Караган, одноименной гавани да слободки рыбаков
и зверобоев в одну улицу с четырьмя переулками. В сезон охоты на тюленя и белорыбицу,
отправки их в Астрахань население пустынного берега заметно увеличивалось. Достопримечательностью
форта считались каменная церковка да часовня, поставленная в память 1843 года — начала
обустройства россиянами полуострова Мангышлак. И редкостного сада в пустыне, разбитого,
по преданию, из ветки вербы сосланного сюда кобзаря Тараса Шевченко. И первой поставленной
в Казахстане радиостанции.
Возвышаясь высоко над Каспием, форт упрощал установку здесь радиомачты. Она была смонтирована
жителями, добровольными помощниками инженеров-телеграфистов Константина Карнаухова и Бориса
Горячева. Двадцать лет спустя, когда радио пришло в Алма-Ату, те же энтузиасты взялись за новый
необычный проект: превратить местную достопримечательность — только что закрытый
для богослужений Кафедральный собор — в базу столичного радиовещания.
А это уже ретрансляционный телевизионный центр Алма-Аты наших дней
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
В студеный декабрь 1929 года на верхней точке купола храма мачтовик Карнаухов прикрепил
антенну первой радиовещательной станции. Аппаратуру долго настраивали, искали в эфире волну
московской радиостанции имени Коминтерна. И вот из наушников примитивного длинноволнового
приемника горожане услышали сборник новостей РадиоРОСТа, концерт цыганских песен, фортепьяных
и балалаечных пьес. «Наконец-то Алма-Ата покончила с немотой, а это чересчур важно —
ежедневно слушать живой голос Москвы… Голос «Великого говорящего» достиг
предгорьев седого Тянь-Шаня», — заключил Л.Булычевцев, первый начальник и диктор
радиостудии. Прошло неполных пяти лет с той первой радиоперадачи, как в городе уже было
до 800 радиоточек, а городской радиоузел прописался в собственом доме на углу улиц Калинина
(ныне — Кабанбай батыра) и Карла Маркса (ныне — Кунаева).
О том романтическом для радио времени напоминает дневник искусствоведа Б.Ерзаковича:
«Особенно мне запомнились выступления кюйши Дины Нурпеисовой. Хотя она была уже в годах,
но любила играть перед микрофоном. Иногда были казусы. Увлеченный исполнением Дины, диктор
забывал о времени и сверх положенного объявлял новые произведения из ее репертуара. Тогда
радиотехник Мелковец отключал микрофон и концерт шел только для нас. А передача велась
из другой студии… Чарующая домбра Нурпеисовой особенно звучно пела под сводами старинного
Собора. Послушать импровизацию не по радио, а вживую приходили уважаемые граждане города
Зенков и Хлудов, редактор радиогазеты «Энбекши казак» Кенжебаев. Рядом с ними
часто были и сотрудники студии — пианистки-таперы Гольцева и Крутовская, механик Васильков,
журналисты Яруев и Мазитов, партработники Светличный и Степанов…».
Впрочем, у друзей алма-атинского радио (были созданы и с таким названием добровольные общества)
были и враги, тоже в духе времени. В одной из газет по этому поводу читаем: «Алма-атинские
радиолюбители лишены возможности слушать то, что передается по эфиру из Москвы, Ленинграда,
Киева, Минска. Этому мешают вредители эфира — электролечебница, светофоры ОРУД, телетайп,
телеграф Дома связи и Турксиба. Основной бич алма-атинских радиолюбителей — трамвай…».
Сегодня приходиться сожалеть о том, что не было тогда записывающей аппаратуры, только
в начале войны появились приборы для записи на грамофонные пластинки. Рукописный фонд первых
радиожурналистов, увы, тоже утрачен. Значит, судить о достоинствах передач можно лишь
по воспоминаниям старожилов, тогдашних слушателей, да по редким свидетельствам архивов.
|
|