|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
ПАРИЖАНИН РИСУЕТ ГОРОД
1896 году в Москве во время коронации Николая II депутация от города Верного решила
преподнести самодержцу памятное блюдо, писанное эмалевыми красками. По замыслу дарителей на нем
должны были найти сценки городских улиц, достопримечательности — здания, разрушенные
землетрясением 1887 года и новые постройки Верного. Между художником — гравером Его
Императорского Двора — и городским архитектором Полем Гурдэ возникла переписка, какими
красками необходимо отобразить город у Заилийских гор. Черно-белые фотографии, посланные
граверу, естественно, живописности не давали.
Из переписки стало очевидно, что старая Алма-Ата была своеобразна не только яблоневыми
садами, пестрыми горами, да разрушительными землетрясениями. Но и разноцветными улицами,
о чем позаботились местные зодчие. Главными достопримечательностями города к концу XIX столетия
были Туркестанский Собор, Дом губернатора, детский приют, часовня, поставленная в память
землетрясения 1887 года.
Здание городского училища — одно из тех немногих зданий, что сохранились от старого Верного
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
Стены резиденции военного губернатора Семиреченской области отличались от многих других
верненских домов светло-лиловым цветом. А культовые здания, церкви и часовни красились желтой
охрой в два тона: стены темно-коричневым, а выступающие части здания — палевым. Стены
Туркестанского Собора окрашивались в светло-розовые краски. Но колонны, карнизы и пилястры
выделялись белой известью. Крыши церквей чаще исполнялись в виде зеленой чешуи или светло-темной
шахматной доски, отмеченные суриком по горизонтальным рядам. Главы церквей мастерили из белой
жести, а кресты обязательно золотили. Крыши общественных и гражданских зданий обыкновенно
покрывали зеленой краской. Словом, не город, а радугу улиц создал замечательный зодчий Поль
Гурдэ, приглашенный из Парижа Городской думой.
Таким солнечным, ярким и живописным Верный предстал на подарочном блюде, исполненном
на Монетном Дворе Петербурга и врученного с хлебом-солью верненской депутацией российскому
самодержцу из рук в руки городским головой Иваном Даниловичем Лутмановым.
|
|