 |

 |
содержание |
 |
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Творчество В.Н. Проскурина |
 |
 |
 |
 |
 |
Творчество других авторов |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|
 |
 |
|
 |
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
 |
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
ПАРЕНЬ ИЗ ГОРОДА ВЕРНОГО
ерненец Виктор Федоров встретил Первую мировую войну во Франции. 21 августа 1914 года
наш земляк вступил в русский батальон союзнической армии капралом пулеметной роты. В зимних боях
следующего года был тяжело ранен. В госпитале узнал, что русский атташе во Франции А.А.Игнатьев
формирует эскадрилью из россиян для поддержки французских военно-воздушных сил. И Виктор подает
прошение быть в числе доборовольцев, выдав себя за специалиста-авиамеханика. Хотя самолеты видел
в жизни раз-два, да и то в воздухе. После учебы в летной школе в Дижоне Федорова зачисляют
в ряды летающих соотечественников, в знаменитую на фронте группу «Les Cigognes MS-3»
(«Сигонь/Аисты»), где плечом к плечу дрались иностранные летчики. 26 января 1916 года
Федоров вылетел на первое боевое задание: «Я стал быстро, полными моторами спускаться на самолет
врага. Он шел навстречу. Оба мы делали 140 километров в час… расстояние, разделяющее нас,
исчезало с головокружительной быстротой. Вот мой противник прошел подо мной. Я останавливаю
моторы, падаю и, круто повернув, беру его в хвост. Затрещали пулеметы, его и мой. Он сломался
в воздухе, перевернулся на спине и упал в 3 километрах от наших позиций».
Однажды Виктор, получивший на фронте прозвище «Воздушный казак», пошел в атаку,
один на четырех. Делая бреющий разворот над русскими окопами, он услышал восторженные крики:
«Браво, союзник! Молодец, француз!». Если бы они знали, что мужественный пилот —
их соотечественник, житель Верного, городка, затерянного в складках высоких гор.


На таком вот разведчике-истребителе Caudron G.3 летал и Виктор Федоров
Наедине с собой Федоров оставался обыкновенным парнем, отчаянно тоскававшим по родине.
Он был «…славный малый, очень спокойный, чертовски отважный, среднего роста красивый
брюнет с твердым взглядом черных глаз, человек большой культуры, — вспоминал его боевой
товарищ Э.Меос. — Когда мы стояли в богатом замке на Сомме, он уходил далеко в сад
и пел русские песни. Да как пел! Слезы на глаза наворачивались…».
Тем временем шла война. В замок королей Франции на Сомме не возвращались из полета
товарищи по оружию. Тогда летчики накрывали общий стол для живых и мертвых, ставили пустые
с отбитым краем бокалы для тех, кто не вернулся из боя. И, взяв в руки шашки и награды погибших,
произносили поминальные тосты-клятвы. В июне 1918 года боевая машина «Кодрон» (Caudron),
ведомая Виктором Федоровым, в последний раз взмыла в небо. По оперативным данным, «офицер,
полный отваги, пылкой храбрости и чрезвычайной скромности, погиб в воздушном бою». С земли
видели, как машина Федорова рванулась на встречу тяжелым бомбометателям, подожгла два из них,
но и сама пылающим костром врезалась в позиции врага. Отважный летчик пополнил бессмертный список
кавалеров ордена Почетного легиона, выдающихся граждан Франции.
Впрочем, есть и другая версия гибели летчика. Якобы, он остался жив, но попал в германский
плен. Отсюда Виктора Федорова вызволило французское правительство. Наш герой оказался на свободе,
поселился во Франции. Однако приобретенная чахотка в концлагере дала о себе знать. Жизнь
отважного летчика, кавалера и Почетного гражданина оказалась короткой.
|
 |