|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
ПАРЕНЬ ИЗ ГОРОДА ВЕРНОГО
ерненец Виктор Фёдоров встретил Первую мировую войну во Франции. 21 августа 1914 года наш земляк вступил в русский батальон союзнической армии капралом пулемётной роты. В зимних боях следующего года был тяжело ранен. В госпитале узнал, что военный атташе России во Франции генерал-майор Алексей Игнатьев формирует эскадрилью из россиян для поддержки французских военно-воздушных сил. И Виктор подаёт прошение быть в числе доборовольцев, выдав себя за специалиста-авиамеханика. Хотя самолеты видел в жизни раз-два, да и то в воздухе.
После учебы в лётной школе в Дижоне Фёдорова зачисляют в ряды летающих соотечественников, в знаменитую на фронте группу «Les Cigognes MS-3» («Сигонь/Аисты»), где плечом к плечу дрались иностранные лётчики. 26 января 1916 года Фёдоров вылетел на первое боевое задание: «Я стал быстро, полными моторами спускаться на самолёт врага. Он шёл навстречу. Оба мы делали 140 километров в час… расстояние, разделяющее нас, исчезало с головокружительной быстротой. Вот мой противник прошёл подо мной. Я останавливаю моторы, падаю и, круто повернув, беру его в хвост. Затрещали пулеметы, его и мой. Он сломался в воздухе, перевернулся на спине и упал в 3 километрах от наших позиций».
Военлёт Виктор Фёдоров на Западном фронте (фото из личного архива В.Н. Проскурина)
Однажды Виктор, получивший на фронте прозвище «Воздушный казак», пошёл в атаку, один на четверых. Делая бреющий разворот над русскими окопами, он услышал восторженные крики: «Браво, союзник! Молодец, француз!». Если бы они знали, что мужественный пилот — их соотечественник, житель Верного, городка, затерянного в складках высоких гор.
Наедине с собой Фёдоров оставался обыкновенным парнем, отчаянно тоскававшим по родине. Он был «…славный малый, очень спокойный, чертовски отважный, среднего роста красивый брюнет с твердым взглядом черных глаз, человек большой культуры, — вспоминал его боевой товарищ Эдгар Меос. — Когда мы стояли в богатом замке на Сомме, он уходил далеко в сад и пел русские песни. Да как пел! Слёзы на глаза наворачивались…».
Тем временем шла война. В замок королей Франции на Сомме не возвращались из полета товарищи по оружию. Тогда летчики накрывали общий стол для живых и мёртвых, ставили пустые с отбитым краем бокалы для тех, кто не вернулся из боя. И, взяв в руки шашки и награды погибших, произносили поминальные тосты-клятвы.
На таком вот разведчике-истребителе Caudron G.3 летал и Виктор Фёдоров
В июне 1918 года боевая машина «Кодрон» (Caudron), ведомая Виктором Фёдоровым, в последний раз взмыла в небо. По оперативным данным, «офицер, полный отваги, пылкой храбрости и чрезвычайной скромности, погиб в воздушном бою». С земли
видели, как машина Фёдорова рванулась навстречу тяжёлым бомбометателям, подожгла два из них, но и сама пылающим костром врезалась в позиции врага. Отважный лётчик пополнил бессмертный список кавалеров ордена Почётного легиона, выдающихся граждан Франции.
Впрочем, есть и другая версия. Якобы он остался жив, но попал в германский плен. Отсюда Виктора Фёдорова вызволило французское правительство. Наш герой оказался на свободе, поселился во Франции. Однако приобретённая в концлагере чахотка дала о себе знать. Жизнь отважного лётчика оказалась короткой…
|
|