 |

 |
содержание |
 |
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Творчество В.Н. Проскурина |
 |
 |
 |
 |
 |
Творчество других авторов |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|
 |
 |
|
 |
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
 |
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
«ОБЩЕЕ ДЕЛО» МОСКОВСКОГО СОКРАТА
начале прошлого столетия семиреченский врач Ф.В.Поярков писал своему приятелю Н.П.Петерсону:
«Многоуважаемый Николай Павлович!.. Что же касается книги «Философия Общего дела»,
то о ней я и не смею мечтать. Вы, конечно, знаете, что подобные книги в моем духе! Как жаль, что
в России не нашлись еще меценаты для издания сочинений наших оригинальных мыслителей».
В письме речь шла о русском философе Николае Федорове и его наследии, подготовленном и изданном
в 1906 году верненским юристом Петерсоном, последователем и учеником Федорова.

Федоров всячески избегал
любого запечатления себя на бумаге, холсте или фотопластинке… |
 |
Усматривая основное зло для человека в смерти, порабощенности его слепой силе природы,
«московский Сократ» (так звали философа Федорова его друзья) выдвинул идею регуляции
природы средствами науки и техники. Высшая цель регуляции — воскрешение предков (отцов).
Путь к ней лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение
космоса и управление космическими процессами. Воскрешение, достижение бессмертия мыслится
Федоровым как «Общее дело» человечества, ведущее к всеобщему братству и родству,
к преодолению всякой «вражды» — разрыва между мыслью и делом, «учеными
и неучеными», богатством и бедностью, городом и деревней.
Все человечество, — считал Федоров, — это большая семья, связанная тесными узами
общих предков и единой судьбы. Каждая личность в этой семье должна быть исторической.
Наимельчайшие поселения и события вносятся во всемирно-священную историю. Каждый живущий
вспоминает и составляет описание всех людей, с которыми он был связан, кого знал, так как
нет незаметных людей, если уж они появились на свет и у них есть мать. Так человек познает
самого себя и всех вокруг.
Круг знакомых и последователей философа Федорова был и остается весьма широким. Его идеи
вызывали большой интерес у представителей самых различных областей знаний — Ф.Достоевского
и Л.Толстого, В.Вернадского и Н.Тимофеева-Рессовского, К.Циолковского и И.Мечникова. Они оказали
влияние на творчество Н.Заболоцкого, Е.Евтушенко, М.Пришвина, С.Королева…

Николай Петерсон был не только издателем, но и многодетным отцом. Он воспитал 16 детей! |
 |
Возникает риторический вопрос: почему же в Алма-Ате, городе, где явилась миру книжная версия
учения «Общего дела», не сохранилось ни книг Федорова, ни работ его последователей?
В тени остались имя издателя «Философии Общего дела», его жизнь и творчество.
А ведь туркестанский период жизни Николая Павловича Петерсона (1899-1912 гг.) отмечен
изданием книг, брошюр, статей с критикой общественно-политических и философских течений,
отдельных произведений, перепиской с выдающимися мыслителями, учеными и литераторами своего
времени! По воспоминаниям современников, Петерсон был выше среднего роста, слегка сутоловатый,
с густыми курчавами волосами и черной бородой, тронутой уже инеем старости, с глубоко сидящими
под нависшими бровями живыми серыми глазами. Он чем-то напоминал Льва Толстого с картины Крамского.
Будучи прекрасным юристом, занимая высокий пост в Окружном суде Семиречья, он был исключительно
скромным человеком по службе и в быту. Жил Петерсон в доме городского головы Путолова, у Головного
арыка, на месте, где ныне располагается драмтеатр имени Лермонтова. Следуя лучшим традициям
русской культуры, Николай Павлович в Верном вел большую подвижническую работу, публиковался
на страницах местной печати, распространял среди знакомых учение Федорова и даже основал
начальную школу «Общего дела».
После смерти в 1903 году мыслителя Федорова, Петерсон вместе с другом, поэтом В.А.Кожевниковым,
разобрал бумаги покойного и подготовил к изданию философское наследие учителя. Верненцы вспоминали,
как Николай Павлович работал над книгой. Каждую свободную минуту он заглядывал в текст, исправлял
его, выписывал новые страницы, затем прятал бумаги в объемистый портфель и, как с неизменным другом,
носился с ним по городу, знакомя с ходом поставленной задачи близких ему людей и, прежде всего,
управляющего типографией В.И.Соловьева, вице-губернатора Семиречья П.П.Осташкина, редактора
«Туркестанских епархиальных ведомостей» М.А.Колобова. Между прочим, работая над
«Общим делом», Петерсон собрал солидную библиотеку по истории философии и религии, которую,
уезжая из Верного, подарил вновь открытой Верненской городской библиотеке имени Л.Н.Толстого.
Именно при посредстве Петерсона и его жены Юлии Владимировны Огаревой местное
музыкально-драматическое общество стало ставить произведения Толстого на верненских подмостках!
Надо сказать, оба были в близких отношениях с писателем: Петерсон преподавал в юности математику
в школах Ясной Поляны, а семья Огаревых проживала по соседству с тульским имением Л.Н.Толстого.
Внук Толстого Михаил Сухотин по рекомендации Петерсона получил место чиновника особых поручений
при губернаторе Семиреченской области.
В дневниковых записях секретаря Толстого Душана Маковицкого находим, что М.М.Сухотин уехал в Верный 19 января 1910 года. По его словам, Лев Николаевич знал
из писем Петерсона о «прелести этой глухой местности…» и завидовал, что внук едет
туда. Толстой напутствовал Михаила словами: «Постарайся повидать Петерсона — это
предобрый человек, прекраснейший малый, и который ко мне враждебно относится потому, что
я не разделяю его федоровской веры». Толстой не без юмора замечал при этом: «Если бы
принять все вероисповедания, в которые от меня настоятельно требуют перейти, то был бы такой
кавардак». Однако, книгу «Философия Общего дела» писатель для своей библиотеки
приобрел и читал труд Федорова с вниманием.
|
 |