ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание
 
Творчество В.Н. Проскурина
 
Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Top.Mail.Ru

Яндекс.Метрика

Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий

«ОБЩЕЕ ДЕЛО» МОСКОВСКОГО СОКРАТА

В
 начале прошлого столетия семиреченский врач Ф.В.Поярков писал своему приятелю Н.П.Петерсону: «Многоуважаемый Николай Павлович!.. Что же касается книги «Философия Общего дела», то о ней я и не смею мечтать. Вы, конечно, знаете, что подобные книги в моем духе! Как жаль, что в России не нашлись еще меценаты для издания сочинений наших оригинальных мыслителей». В письме речь шла о русском философе Николае Федорове и его наследии, подготовленном и изданном в 1906 году верненским юристом Петерсоном, последователем и учеником Федорова.

ФЕДОРОВ В БИБЛИОТЕКЕ
Федоров всячески избегал любого запечатления себя на бумаге, холсте или фотопластинке…
Усматривая основное зло для человека в смерти, порабощенности его слепой силе природы, «московский Сократ» (так звали философа Федорова его друзья) выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель регуляции — воскрешение предков (отцов). Путь к ней лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Воскрешение, достижение бессмертия мыслится Федоровым как «Общее дело» человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к преодолению всякой «вражды» — разрыва между мыслью и делом, «учеными и неучеными», богатством и бедностью, городом и деревней.

Все человечество, — считал Федоров, — это большая семья, связанная тесными узами общих предков и единой судьбы. Каждая личность в этой семье должна быть исторической. Наимельчайшие поселения и события вносятся во всемирно-священную историю. Каждый живущий вспоминает и составляет описание всех людей, с которыми он был связан, кого знал, так как нет незаметных людей, если уж они появились на свет и у них есть мать. Так человек познает самого себя и всех вокруг.

Круг знакомых и последователей философа Федорова был и остается весьма широким. Его идеи вызывали большой интерес у представителей самых различных областей знаний — Ф.Достоевского и Л.Толстого, В.Вернадского и Н.Тимофеева-Рессовского, К.Циолковского и И.Мечникова. Они оказали влияние на творчество Н.Заболоцкого, Е.Евтушенко, М.Пришвина, С.Королева…

ПЕТЕРСОН
Николай Петерсон был не только издателем, но и многодетным отцом. Он воспитал 16 детей!
Возникает риторический вопрос: почему же в Алма-Ате, городе, где явилась миру книжная версия учения «Общего дела», не сохранилось ни книг Федорова, ни работ его последователей? В тени остались имя издателя «Философии Общего дела», его жизнь и творчество. А ведь туркестанский период жизни Николая Павловича Петерсона (1899-1912 гг.) отмечен изданием книг, брошюр, статей с критикой общественно-политических и философских течений, отдельных произведений, перепиской с выдающимися мыслителями, учеными и литераторами своего времени! По воспоминаниям современников, Петерсон был выше среднего роста, слегка сутоловатый, с густыми курчавами волосами и черной бородой, тронутой уже инеем старости, с глубоко сидящими под нависшими бровями живыми серыми глазами. Он чем-то напоминал Льва Толстого с картины Крамского.

Будучи прекрасным юристом, занимая высокий пост в Окружном суде Семиречья, он был исключительно скромным человеком по службе и в быту. Жил Петерсон в доме городского головы Путолова, у Головного арыка, на месте, где ныне располагается драмтеатр имени Лермонтова. Следуя лучшим традициям русской культуры, Николай Павлович в Верном вел большую подвижническую работу, публиковался на страницах местной печати, распространял среди знакомых учение Федорова и даже основал начальную школу «Общего дела».

После смерти в 1903 году мыслителя Федорова, Петерсон вместе с другом, поэтом В.А.Кожевниковым, разобрал бумаги покойного и подготовил к изданию философское наследие учителя. Верненцы вспоминали, как Николай Павлович работал над книгой. Каждую свободную минуту он заглядывал в текст, исправлял его, выписывал новые страницы, затем прятал бумаги в объемистый портфель и, как с неизменным другом, носился с ним по городу, знакомя с ходом поставленной задачи близких ему людей и, прежде всего, управляющего типографией В.И.Соловьева, вице-губернатора Семиречья П.П.Осташкина, редактора «Туркестанских епархиальных ведомостей» М.А.Колобова. Между прочим, работая над «Общим делом», Петерсон собрал солидную библиотеку по истории философии и религии, которую, уезжая из Верного, подарил вновь открытой Верненской городской библиотеке имени Л.Н.Толстого.

Именно при посредстве Петерсона и его жены Юлии Владимировны Огаревой местное музыкально-драматическое общество стало ставить произведения Толстого на верненских подмостках! Надо сказать, оба были в близких отношениях с писателем: Петерсон преподавал в юности математику в школах Ясной Поляны, а семья Огаревых проживала по соседству с тульским имением Л.Н.Толстого. Внук Толстого Михаил Сухотин по рекомендации Петерсона получил место чиновника особых поручений при губернаторе Семиреченской области.

В дневниковых записях секретаря Толстого Душана Маковицкого находим, что М.М.Сухотин уехал в Верный 19 января 1910 года. По его словам, Лев Николаевич знал из писем Петерсона о «прелести этой глухой местности…» и завидовал, что внук едет туда. Толстой напутствовал Михаила словами: «Постарайся повидать Петерсона — это предобрый человек, прекраснейший малый, и который ко мне враждебно относится потому, что я не разделяю его федоровской веры». Толстой не без юмора замечал при этом: «Если бы принять все вероисповедания, в которые от меня настоятельно требуют перейти, то был бы такой кавардак». Однако, книгу «Философия Общего дела» писатель для своей библиотеки приобрел и читал труд Федорова с вниманием.

предыдущая статья | наверх | следующая статья

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА

KAZ-FOOTBALL.KZ – КАЗАХСТАНСКИЙ ФУТБОЛ ТЕННИС В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ ШАХМАТЫ В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ


© 1996 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета