|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
ОПЕРНЫЙ ТЕАТР В СПИСКАХ «ВРАГОВ НАРОДА»
еобычность открытия Оперного театра заключалась в том, что его строительство совпало
с началом Отечественной войны, когда ожидалось известное в истории сражение за Москву,
в котором приняли участие и казахстанцы из дивизии генерала И.В.Панфилова. Алма-Ата в ту пору
была объявлена Всесоюзным тылом, город наполнился эвакуированными предприятиями и трудовыми
бригадами, деятелями науки и техники, искусства и литературы. Строителям Оперного театра
была выдана «броня», что давало право на звание «гвардейцы тыла» и временную
отсрочку на фронт. Режиссер Наталия Сац, которая во время эвакуации нашла приют с дочерью
Роксаной в бывшем кабинете администратора, вспоминала, что здание театра поразило ее своим
великолепием: «Его строители, видимо, хорошо знали итальянское зодчество, но, влюбившись
в орнаменты Востока, дали зазвучать зданию в удивительно сложном аккорде».
Так выглядит ГАТОБ имени Абая уже в наши дни, после реконструкции
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
А вот как Наталия Сац описывает атмосферу непривычной праздничности открытия театра
в тыловой Алма-Ате: «Откидные места кресел со стуком, напоминающим бой тамтамов, поднимаются
и опускаются под пальцами людей, озабоченно снующих в поисках своих мест.
— Кто вошел!? Неужели Эйзенштейн? Он, кажется, снимает здесь «Ивана Грозного»,
но никогда еще не видела его входящим в московский театр.
— Мамочка, — вскрикивает Роксана. — Паганель, сам Паганель из
«Детей капитана Гранта». Он — Черкасов, да?
Не успеваю повернуть голову, как тот же ликующий голос дочки заставляет обернуться влево:
— Михаил Названов, тот, что позавчера был Олеко Дундич. До чего же он нам понравился, верно, мам?
Серафима Бирман, Вера Марецкая, Эдуард Тиссе, Мухтар Ауэзов — число великих в зале растет…
Второй звонок. Все сидячие места заняты. Любители знаменитостей в креслах партера шарят окулярами
биноклей по зрительному залу. А люди большого искусства сидят молча, здороваются без улыбки,
они предельно собраны — сейчас на их глазах будет священнодействовать сама Уланова…».
7 ноября 1941 года над новыми оперными подмостками в Алма-Ате торжественно поднялся бархатный
занавес. Здание театра строилось в два этапа. До Отечественной войны был объявлен Всесоюзный
конкурс, который и определил лучший проект — московского архитектора Н.А.Круглова. Ему было
поручено возведение здания. Во время строительства выяснилось «вредительство» автора
в разбазаривании средств и в выборе стройплощадки. Дело в том, что в 1937 году зодчие реконструкции
Большой Алма-Аты определили градообразующую ось вдоль улицы Красноармейской (ныне — Панфилова).
Однако по проекту именно боковые, а не главные фасады театра оказались вынесены на проспект
Сталина (ныне — улица Кабанбай батыра), «главнейшую артерию», чем «оскорбили»
имя «великого вождя». Бдительные осведомители НКВД требовали наказать виновных. Николаю
Круглову предъявили ордер на арест и отправили на север, в Карельские лагеря, где он и сгинул.
Автором лучшего здания Алма-Аты объявили архитектора Н.А.Простакова, которому достались
и «броня» от фронта и прочие лавры строительства.
Само же здание Оперного театра попало в списки «врагов народа». Его торжественное
открытие было сорвано, якобы, из-за бомбы, заложенной строителями. Чекисты «обезвредили»
здание, наказали виновных и объявили начало театрального сезона азербайджанской оперой
«Наргиз». Руководство театра безропотно согласилось с выбором репертуара, даже в ущерб
постановки доморощенного национального спектакля «Золотое зерно», оперного шедевра
композитора Александра Зильбера (он же Ручьев). Искушенному зрителю либретто, написанное рукой
Сабита Муканова, предлагало коварство и любовь по-советски. Напомню содержание оперы. В одном
из колхозов Казахстана работают комсомолка девушка-тракторист Айша и беспартийный юноша Сафар.
В колхоз проникает замаскированный враг Тана, дочь бывшего бая. Она сбивает любовью Сафара
на ложный путь и честный юноша начинает лодырничать. Вскоре его призывают в Красную Армию,
где он, избавившись от влияния Таны, героически проявляет себя в бою у озера Хасан и получает
орден. Вернувшись из армии, Сафар решительно отвергает любовные чары Таны, поведение которой
вызывает у него законное сомнение. Тана и полевод Айдар замышляют покушение на передовых людей
колхоза, едущих на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Но в последний момент Тана, узнав,
что у Айдара имеются компрометирующие ее материалы, толкает своего пособника под колеса Турксиба.
В последнем акте оперы показано открытие казахского павильона на выставке. Здесь происходит
окончательное разоблачение Таны органами НКВД и долгожданное объяснение в любви Айши и Сафара.
Вот такими операми вооружался идеологический фронт республики. Ликовали поклонники театра,
купались в лучах славы артисты, одобряли действо партийное руководство. На рубеже столетий стране
нужны были другие постановки, и время откликнулось театрализованными представлениями, но уже
на политических подмостках. Там театр абсурда, батька разыгрывает батьку, здесь фарс, борьба
халифа со старостью, или водевиль, поиски по интерполу царского опричника. Однако, ни в одном
национальном театре не видно зрителя. У горожан появились новые увлечения, вкусы, пристрастия.
Народ смотрит бандитский сериал, слушает единую и неделимую песнь попсы, пьет и курит за весь
оставшийся мир, но на сцену не глядит! В театр, который разыгрывает пьесу его собственной
жизни — не ходит! И не только «не любит театр», а вообще забыл, с какой вешалки
он начинается.
Для поднятия былого престижа или по другому поводу, но была произведена в наши дни странная
реконструкция самого здания оперы и балета, в которой также больше политических, чем художественных
аккордов. В итоге утрачены многие скульптурные фризы, отражающие эпоху создания театра. Тщательно
соскоблили со стен художественные фрагменты в гипсе и бетоне, на которых был представлен героический
эпос казахского народа, этапы социалистического строительства, изобилие каждой советской семьи,
встречи Джамбула с деятелями культуры и многое другое. Современные «реставраторы» убоялись
даже высеченных в гипсе крылатых ленинских слов — «Исскуство принадлежит народу!».
Оказалось, что реставрация — дело тоже сугубо политическое…
|
|