|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
КАРТИНКИ ТУМАННОГО ПРОШЛОГО
|
«Сенсационные иллюзии синематографа братьев Люмьер…»,
«Первый раз в городе Верном, только несколько дней. Спешите…» |
ервый кинематограф старой Алма-Аты был представлен «электротеатрами»
с громкими названиями «Марс» на проспекте Колпаковского, «ХХ век»,
народный дом имени Николая Второго в Пушкинском саду. Собственно, первое кино называлось
диапроектором, или, как говорили в старину, «волшебным фонарем». Для демонстрации
на экране различных изображений использовали огромные стеклянные пластины-диапозитивы,
рисованные вручную. Впервые их привез в Туркестан еще в конце девятнадцатого столетия некто
К.О.Краузе, собрав любопытную публику в Ташкентском городском саду. Об этом эпохальном событии
местная газета за 1900 год сообщала так: «Сюда прибыл физик Краузе, показывающий через
призму «волшебного фонаря» грандиозные движущиеся туманные картины, оживленные
фотографии во весь рост посредством настоящего синематографа братьев Люмьер. Первое
представление — «Сенсационные иллюзии американского биографа» — состоится
во вторник, 25 января».
В начале века в Верном появился новый атракцион — электропанорама,
представлявший собой деревянный ящик с окуляром, куда за умеренную плату мог заглянуть каждый.
«Чудо ХХ века! Спешите, спешите, спешите… Первый раз в городе Верном! Только несколько дней!
Перед отъездом в Москву и в Петербург!». Вы увидите удава, душащего буйвола, тигра, терзающего
свою несчастную жертву, пещеру скелетов, русалку, изловленную арабами в Красном море…
Вниманию мужчин! За дополнительную плату, в гривенник — сорок видов пикантных женщин.
Красотки Парижа, Берлина, Лондона и Мадрида в натуральном виде. Мадам Европа в объятиях негра.
Пикантная повесть в трех частях и красках «Так вот,моя Симона, где твоя корона!».
Кинореклама пикантного ящика предлагала господам офицерам проглядеть сие зрелище бесплатно,
а нижним чинам вдвое ниже платы. А вот женщины и подростки до 16 лет к просмотру второй части
программы не допускались. В те высоконравственные времена киноафишы предупреждали: «Ввиду
реальности изображения жизни в пьесе, просят барышень и детей не приводить».
Сегодняшний кинотеатр «Алатау» совсем не похож на довоенный «Авиакино»
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
А первое здание частного кинотеатра «Двадцатый век» было возведено его владельцем
предпринимателем А.Р.Сейфуллиным позже, на перекрестке улиц Пушкинской и Гоголевской, и официально
открыто 14 января 1911 года. Событие весьма памятное еще и тем, что случилось после сильнейшего
землетрясения. Здание кинотеатра явилось первой новостройкой среди всеобщего хаоса. Правда,
постоянные демонстрации фильмов начались с осени. Кинотеатр был оборудован первой в истории города
электростанцией, в 14 лошадиных сил, английской системы «Петтер». Интерьер кинотеатра,
выполненный художником Н.Г.Прусиновским, внушал зрителю спокойствие и торжественность. В фойе
был установлен музыкальный автомат «Симфониум», который извлекал звуки модных песенок.
В зале располагались ложи на четыре персоны и четыре ряда кресел. Нижние чины, солдатики или казаки,
занимали обыкновенно скамейки перед сценой. В глубине ее, обрамленной декорацией леса, находился экран.
Репертуар верненского кино включал киножурнал «Пате», еженедельный хроникальный
фильм (если он поступал в прокат регулярно), серию приключенченских лент под общим названием
«Макс Линдер», и мелодрамы «Сонька — золотая ручка», «За каждую
слезу по капле крови» или «Цыганка ». Фильмы по мотивам литературных произведений
шли под названием… «боевики»! Например, «Накануне» по И.С.Тургеневу.
«Волшебный фонарь» рассказывал горожанам о таких явлениях и событиях, которые
для провинции были в диковинку: виды городов России и Европы, невероятные полеты аэропланов
или стремительный бег поезда. Благотворное воздействие кино оценил военный писатель П.Н.Краснов,
в бытность его службы в Верном. Он писал, что пора на экране отобразить самобытную культуру
Семиречья, его достопримечательности, памятники природы, замечательных людей в противовес
засилью на экране вестернам с обязательными приключениями индейцев. Дневник Краснова, командира
казачьего полка, так и назван — «Кинематограф». Патриот Краснов справедливо
замечает в дневнике: «А между тем, если бы смолоду нашу энергичную молодежь тянула бы не
недоступная Америка, мечты о которой оканчиваются всегда одними мечтами, а тянули бы Туркестан
и Семиречье, кто знает, в какой цветущий край обратились бы эти пустыни, которые я проезжал
одиноким всадником».
В феврале 1918 года пожар уничтожил здание «ХХ века». Немногочисленные большевики
обвиняли в случившемся своих оппонентов, которыми были большинство верненцев. Пожар городской
достопримечательности стал первой искрой политических разногласий. Однако, ко времени гражданской
войны киноустановками успели оборудовать все крупнейшие залы города. Скажем, в «Орионе»,
бывшем Коммерческом собрании на углу улиц Советской и Карла Маркса, в помещении которого
размещался переведенный из Кзыл-Орды национальный театр. Кинотеатры Алма-Аты получали новые названия:
на Советской — «Авиакино» (позднее — «Алатау»), в городском
парке — «Прогресс» (с годами — «Алма-Ата»). 15 октября 1925 года
была образована Джетысуская секция кино, и Алма-Ата становится центром, прежде всего,
документального кино. В июне 1928 года в нашем городе снимался первый художественный фильм
«Мятеж» по роману Д.А.Фурманова. В 1934 году в кинотеатре «Алатау» прошел
первый звуковой фильм «Путевка в жизнь». А спустя десятилетия Алма-Ата станет местом
проведения всесоюзных кинофестивалей, круглых столов кинокритиков, симпозиумов мультипликаторов
стран Азии, Африки и Латинской Америки. В 1976 году в городе ежемесячно демонстрировалось
до десяти новых художественных фильмов и сорока — в повторном прокате. Ежедневно до 7 000
алма-атинцев посещали 15 кинотеатров Алма-Аты. Правда, были годы и более урожайными на новые фильмы
и на массового зрителя.
В отсутствии других форм развлечения населения, прежде всего цирка и театра, репертуар
которых был строго цензурным, одинокий, но свободный от догм, старорежимный кинематограф
в благословенной Алма-Ате был подлинно массовой отдушиной от серой действительности. Хотя,
уже нарождалось и собственное, советское кино. Подражали героям кинолент во всем: прежде всего,
в моде, в манере что и как говорить, в поведении на улице и дома. И не только
«Тимуру и его команде». После просмотра в стареньком ТЮЗе весьма популярного
«Тарзана» среди пацанов началась повальная болезнь лазания по деревьям. Причем,
наивысшим аттестатом ловкости cчиталось взобраться на тополь или карагач, не спускаясь,
перепрыгивая с ветку на ветку, пройти, корячась, по верхам, оглашая победным рыком квартал,
скажем, по периметру улиц Фурманова, Джамбула, Абая и Шевченко (улица Абая, вчерашняя Фонтанная
и Сергиопольская, и завтрашняя Тулебаева — была местом всех наших некомсомольских ристалищ).
Когда алма-атинский Тарзан, время спустя ловко спускался со стартового дерева, на зависть
мальчишкам и на восхищение девчонкам, улица взрывалась одобрениями «соплеменников».
В пору взросления появились в кинотеатрах трофейные фильмы. Больше всего запомнились
«Девушка моей мечты», с несравненной Марикой Рокк в главной роли, кинолента
«Петер» и полюбившаяся Франческа Гааль, фильм «Серенада солнечной долины»
с обворожительной Диной Дурбин. Фильмы шли, можно сказать, на каждом перекрестке города
и с полным аншлагом. Помещением для кинотеатров служило все, что могло заполняться народом,
даже наши школы, где между классами была раздвижная стенка, превращающая на вечер место занятий
в кинозал. Или соседняя пожарная охрана, где днем мы испытавали друг друга на каланче,
взбираясь по развешенным для просушки шлангам, а вечером, в приспособленном для кино гараже
с замиранием следили за игрой любимых актеров. Фильмы были трофейные, без перевода. Появились
доморощенные стихоплеты, которые смысл происходившего на экране излагали на свой лад,
и популярные мелодии, да и сами кинокартины, становились более доступнее. Оригинально была
решена и проблема просмотра «эротических сцен» детьми до 16 лет. Вырезали запрещенные
кадры со сценами буржуазного образа жизни не работники бдительных учреждений, а сами дворовые
пацаны, и даже воспитанные пионеры, добровольные разносчики кинофильмов по кинотеатрам.
В любой подворотне находились ножницы и клей, и вожделенный кадрик с полуобнаженной,
купающейся Марикой Рокк становился предметом уникальной мальчишеской коллекции. За такой
удачный кадрик можно было обменять двадцать менее недозволенных нравственностью картинок.
Ну, а поступивший в прокат тот или иной капиталистический фильм сам, пройдя через руки юных,
предприимчивых коллекционеров, становился не то что бы идейным, но коротким и раздетым точно.
|
|