|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
ЛАЗАРЕТ, ЕГО ПАЦИЕНТЫ И ЛЕКАРИ
|
В Верном угасла жизнь степного царевича Халиуллы Ускенбаева, сводного брата Абая. Здесь поправляли здоровье Чокан Валиханов и Николай Пржевальский, другие великие гости города… |
ерненский полевой лазарет был развернут на берегу реки Малая Алматинка одновременно
с организацией укрепления Верное в 1854 году. Большинство населения составляли крестьяне южных
губерний России, рекруты из Архангельска, поволжцы, сибиряки, туркестанцы военного сословия.
Возникновение городского поселения, естественно, предполагало наличие не только здоровых
переселенцев, но и больных, тех, кто обращался за лечебным пособием, врачебной помощью.
Верненский госпиталь (фото из личного архива В.Н.Проскурина))
В Верном начинал практику Х.Пячковский, организатор медицинской службы Семиречья, военврач,
герой Крымской войны. Вместе с реформами по организации и благоустройству Заилийского края
менялись штаты и названия лазарета. Обыкновенно, из расчета три больных на сто здравствующих
поселянина. Летом 1862 года лазарет для больных военных чинов и гражданских лиц был преобразован
в госпиталь 1-го, т.е., низшего, класса. Он представлял собой три корпуса рубленных
из тянь-шанских елей казарм, на сорок человек каждая, стоящих среди аллей регулярного сада-парка.
Между прочим, сада, ухоженного пациентами и медперсоналом под началом садовода Марка Крештопенко,
крымского ученого, специально приглашенного для озеленения нашего города.
Услугами местных врачей пользовались больной Чокан Валиханов, по возвращении его из трудной
экспедиции в Восточный Туркестан, а также его коллеги — ученые П.П.Семенов-Тян-Шанский,
Н.А.Северцов, Н.М.Пржевальский, В.В.Радлов, другие исследователи края. Ведь от болезней
не застрахован никто, даже великие и бессмертные. Газета «Восточное обозрение»,
описывая прошлое медицины Туркестана, замечает: «…От Ташкента до Верного на протяжении
до восьмисот верст расположены три уездных города, в которых не всегда бывает возможным достать
самое необходимое лекарство. И не дай Бог никому заболеть: приходится вплоть до самого областного
города ехать без медицинского пособия. Между тем, в попутных уездных городах имеются полугоспиталь,
лазарет и два приемных покоя, но… в них нет даже гофманских капель».
Cобственно, тема состояния здравоохранения во все времена считалась безнадежно неизлечимой.
В начале века алма-атинцев тронула статья «Не больница, а павлин в вороньих перьях»,
где отрадное впечатление от только что построенных корпусов Красного Креста, — оцененное
журналистом памятником зодчества и знаком внимания городской Думы к проблемам здравоохранения, —
вдруг сменяется «болью под ложечкой». Он пишет (сам или от лица пациента), что
«…с наступлением сумерек в палаты вносятся лампы — коллекция постепенного
развития техники и искусства приготовлять осветительные приборы. Главное их достоинство,
что они мало освещают и очень много коптят. Летом еще можно отворять на ночь окна, зимою
же — легкие и носы больных обращаются в фабричные приемники голландской сажи».
Отметил несчастный и то, что «туфли для больного грубы, тяжелы, при ходьбе давят ногу
и так стучат, что будят больных. К счастью, добрая половина этой обуви не налазит на ноги,
и больные либо ходят в чулках, либо надевают собственные сапоги или ботинки». В перекличке
с днем сегодняшим читаются с пониманием и сочуствием другие строки статьи: «Добрая
половина белья обречена лежать на складе, ибо размер его не подходит к человеческому росту,
как же не подходят к росту и больничные кровати». Но в конце своего печального
повествования невольный пациент замечает по справедливости: «…Свободной минуты
нет ни у кого из служащих; все они начеку, а всех больше сестра милосердия — истинный
ангел хранитель беспомощных, часто невыносимо капризных и требовательных больных…».
В городе Верном угасала жизнь безнадежно больного Халиуллы Ускенбаева (1849-1870),
сводного брата Абая, сына Кунанбая от жены Айгыз, любимого внука Ускенбая, героя романа
Мухтара Ауэзова «Путь Абая». Его судьба чем-то схожа с судьбой многих талантливых
степняков, получивших достаточное воспитание и образование в учебных заведениях России.
Абаеведы считают, что Халиулла успел оказать значительное влияние на брата. В 1868 году
корнет Ускенбаев, воспитанник Александровского училища, получает назначение в станицу
Больше-Алматинскую для прохождения службы во вновь образованное Семиреченское казачье войско.
Однако расстроенное климатом Петербурга здоровье корнета становится с каждым днем все опаснее.
Врачи ставят степному царевичу страшный диагноз — туберкулез легких.
Больного Халиуллу Ускенбаева, надо полагать, лечили Павел Александрович Бальбуциновский,
верненский уездный врач, Захар Яковлевич Реутс и Иероним Иванович Соболевский, врачи,
приставленные для наблюдения за здоровьем казаков при Штабе войск Семиреченской области.
На время лечения и смерти больного в штате госпиталя состояли полковник Александр Устругов,
начальник, и его заместитель Василий Попов, главный врач Николай Кроковский, заведующий
аптекой Андрей Чернобровин. В Верненском госпитале находились палата для 7 офицеров и койки
на 200 нижних чинов гарнизона, женское отделение на 10 мест. Однако, пользовались стационаром
не более сорока пациентов, те, кому предписывался продолжительный и особый уход. Сиделками
«казахского царевича» могли быть родственники сотника Василия Леденева, под началом
которого служил молодой офицер Халиулла Ускенбаев.
Корпуса верненского лазарета просуществовали более ста лет и были безжалостно снесены
уже в наши дни. За бетонным забором, на месте, где в давние времена прогуливались великие
пациенты и их лекари по первому в городе «английскому парку», в наши дни возвели
здание средней школы имени Карла Маркса. И коммерческую автомобильную стоянку.
|
|