ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алматинское метро

ЗАЛОЖНИКИ СИСТЕМЫ

П
редставители алматинских метростроевцев и чиновники городского акимата, посетившие завод южнокорейской корпорации «Хёндэ Ротем», где им была представлена напольная сигнальная система для алматинского метрополитена (см. «Прокол с протоколом», «Время» от 14.10.2008 г.), подготовили отчет о поездке для акима Алматы Ахметжана ЕСИМОВА. Напомним, мэр южной столицы пообещал лично контролировать этот вопрос (см. «Систему менять надо!», «Время» от 7.10.2008 г.).

HYUNDAI ROTEM

Такой картинкой иллюстрирован раздел Business Avtivities > Railway на сайте HYUNDAI ROTEM COMPANY
 
Как мы уже писали, помимо оборудования корейского производства строителям алматинской подземки было предложено аналогичное — от американской компании «Дженерал электрик». Поставить его вызвалась российская компания «Транс-ИТ».

Пикантность ситуации заключалась в том, что для акима подготовили два отчета. Один — от начальника отдела эксплуатационного оборудования ГКП «Дирекция строящегося метрополитена» (ДСМ) Эрика МУСАБЕКОВА и ведущего инженера Павла АНДРЕЕВА. Второй написал исполняющий обязанности директора ДСМ Каныбек НУРМУХАНБЕТОВ.

«К плюсам «Ротема» можно отнести следующее: при использовании их сигнальной системы сроки выполнения поставок подвижного состава будут выполнены, — зачитал нам выдержки из своего отчета Мусабеков. — В комплект будут входить светофоры и блоки управления стрелочными переводами. Гарантировано совмещение с системами жизнеобеспечения подвижного состава и обеспечение финансовой гарантии в размере 50 процентов от суммы договора поставки».

Что же касается минусов оборудования «Ротема», то их в отчете шесть. Правда, специалисты отмечают: все они могут превратиться в плюсы.

«Минусы следующие: нет данных о применении сигнальной системы, основанной на «счетчиках осей» производства «Хёндэ Ротем», — продолжил самоцитирование г-н Мусабеков. — Нет технической документации на русском языке; на данный момент нет сертификатов функциональной безопасности SIL4 на системы железнодорожной автоматики; при монтажных работах могут возникнуть сложности технического перевода; интерфейс обмена сообщениями между машинистом и диспетчером только на английском и корейском языках; передача данных осуществляется через антенны и радиомодемы, что может привести к наложению частотных диапазонов с операторами сотовой связи, и, наконец, не представлен опыт работы по передаче данных через «щелевой» кабель. «Хёндэ Ротем» пообещала все эти проблемы решить в ближайшее время. Как только они это сделают, минусы станут плюсами».

В пользу оборудования, которое готовы поставить россияне, говорят:
1) опыт его использования в метрополитене Казани;
2) техническая документация и протоколы обмена сообщениями на русском языке;
3) полная совместимость с другими системами автоматики, сигнализации и связи.

Минусов у предложения «Транс-ИТ» чуть меньше, но они довольно существенны. Главный недостаток — в этом случае сроки поставки вагонов от «Хёндэ Ротем» будут отодвинуты на 6-18 месяцев. Кроме того, нет гарантии полного совмещения электроники корейских вагонов с системами жизнеобеспечения подвижного состава. К тому же поставка светофоров и блоков управления стрелочными переводами будет осуществлена по отдельному договору, что приведет к существенному удорожанию общей стоимости поставок. В довершении ко всему представители «Хёндэ Ротем» заявляют: если алматинские метростроевцы решат использовать оборудование стороннего производителя, то «Ротем», как производитель подвижного состава, не несет ответственности за его дальнейшую эксплуатацию. В этом случае тестовые и полигонные испытания поездов метро будут проводиться в Алматы, а не непосредственно в Южной Корее.

Кстати, в свое время наши специалисты ездили в Казань — посмотреть, как работает сигнальное оборудование от компании «Транс-ИТ». В распоряжении редакции имеется их отчет о той поездке, и его выводы малоутешительны.

«При работе системы «Движение» у машиниста происходит нестыковка команд, что приводит к нештатной остановке состава до 2-3 раз в смену, — говорится в отчете. — Пожарная сигнализация — «сырая», датчики регулярно выходят из строя, крепление рельсов очень слабое, обслуживающий персонал не может пройти в комнату для ремонта оборудования из-за недоработок в охранной системе».

Если к этому прибавить слабые места предложения россиян, на которые указал Эрик Мусабеков, то становится как-то совсем грустно…

Тем не менее «Альтернативный» отчет, подготовленный для главы города и. о. директора ДСМ Каныбеком Нурмуханбетовым, льет воду на мельницу «Транс-ИТ». К примеру, г-н Нурмуханбетов утверждает: сроки договора о поставке вагонов «Ротем» сорвет минимум на 5-6 месяцев, плюс еще не менее полутора лет (?!) уйдет на сертификацию по требованиям международных или российских стандартов уже готового состава.

Руководство «Хёндэ Ротем» действительно говорило о возможных задержках сроков — но лишь в том случае, если бортовая и сигнальная системы будут изготовлены разными производителями. А сертификаты ротемовцы обещали представлять по мере изготовления тех или иных деталей и комплектующих для вагонов.

Между тем, по словам Эрика Мусабекова, метростроевцы еще не ознакомились с технической документацией на сигнальную систему «Хёндэ Ротем»: она сейчас переводится на русский язык. Эту документацию корейские партнеры отправляют в Алматы уже вторично. В первый раз эти бумаги были отправлены еще в августе, но… пропали.

Когда верстался номер

Начальник управления пассажирского транспорта Алматы Владимир МЕРЕНКОВ сообщил нашему корреспонденту:
— Решение уже приняли. При предоставлении всех тех гарантий, которые нам пообещала корпорация «Хёндэ Ротем», поставщиком сигнальной системы будут они. На следующей неделе — 23 или 24 октября — мы вызываем представителей российской компании «Транс-ИТ» (генподрядчик по внедрению систем автоматики для алматинского метрополитена. — Ред.) и специалистов «Хёндэ» для заключения договора субподряда (с «Ротемом». —- Ред.). До этого срока корейцы должны официально подтвердить все свои гарантии.

© Руслан БАХТИГАРЕЕВ
Опубликовано в газете «Время», 18 октября 2008 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета