ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алматинское метро

ПРОКОЛ С ПРОТОКОЛОМ

В
  пятницу, 10 октября, из Сеула вернулась рабочая группа, созданная по распоряжению акима Алматы Ахметжана ЕСИМОВА (см. «Систему менять надо!», «Время» от 7.10.2008 г.). В Южной Корее нашим чиновникам показали вагоны для алматинского метрополитена, ознакомили с сигнальной системой производства корпорации «Хёндэ Ротем».

HYUNDAI ROTEM

Логотип
HYUNDAI ROTEM COMPANY

 
Приземлившись в сеульском аэропорту Инчон, члены рабочей группы, в состав которой вошли четыре представителя дирекции строящегося метрополитена (ДСМ) Алматы и начальник городского управления пассажирского транспорта Владимир МЕРЕНКОВ, тут же отправились на другой конец полуострова — в крупный портовый город Пусан, где расположен завод корпорации «Хёндэ Ротем».

— Он мне очень понравился, — поделился Меренков своими впечатлениями после осмотра предприятия. — Везде чистота, все делается аккуратно, работы производятся на современном, высокоточном оборудовании. Увы, из-за нехватки времени мы не смогли осмотреть все. Да и к тому же мы так и не увидели тележки, которые будут устанавливаться на наши вагоны. Оказалось, что «Хёндэ» еще не приступил к их производству. Как нам рассказал вице-президент корпорации Джи Ван ПАРК, проектные работы выполнены на 40 процентов, а готовность отдельных комплектующих — 80 процентов.

Узнав, что практически весь выплаченный казахстанской стороной аванс ушел на проектирование, г-н Меренков возмутился: «Мы вам деньги дали не на проектирование, а на производство!».

На что получил ответ: мол, еще ни один иностранный производитель не поставлял вагоны в СНГ. Если бы власти Алматы решили закупить вагоны, к примеру, в Санкт-Петербурге, то получили бы их в течение года: рельсовая колея и у нас, и в России одинаковая. Но выбор был сделан в пользу современных, комфортабельных и надежных корейских вагонов. Теперь «Хёндэ» нужно время, чтобы перепроектировать свои серийные вагоны под наши нормативы.

После экскурсии по заводу корейские партнеры провели презентацию своей сигнальной системы, которая установлена в метрополитенах Пусана, Сеула, Кванчжу, а также в международном столичном аэропорту Инчон.

ВАГОН СЕУЛЬСКОГО МЕТРО

Вагон сеульского метро

— В Южной Корее нет ни одного метро, где бы использовалась сигнальная система «Дженерал Электрик», — отметил во время презентации г-н Парк. Напомним, российская компания «Транс-ИТ», которую глава АО «Алматыметрокурылыс» Мурат УКШЕБАЕВ единолично утвердил в качестве поставщика различных систем для алматинского метро (см. «Тоннель в конце света», «Вагончик тронется. И что останется?», «Время» от 4 и 20.9.2008 г.), решила поставлять сигнальную систему производства американского концерна.

— Совмещение бортовой системы вагонов производства «Хёндэ Ротем» и сигнальной системы другого производителя, на наш взгляд, неприемлемо. Тем не менее если заказчик настаивает на своем выборе, то мы сделаем все, чтобы алматинское метро было безопасным, — пообещал Джи Ван Парк. — Однако в этом случае сроки отодвинутся примерно на 6 месяцев: нам понадобится время на интеграцию нашего и американского оборудования.

Гости поинтересовались у хозяев, где будет проходить обкатка новых вагонов, на что получили неожиданный ответ: в Алматы. Чуть позже выяснилось: стороны неправильно поняли друг друга из-за трудностей перевода.

— Естественно, обкатка будет проходить у нас на заводе, — успокоил г-н Парк. Кстати, корпорация «Хёндэ Ротем» в знак того, что уверена в качестве и надежности своей сигнальной системы, предложила интересный вариант гарантии для алматинского метрополитена.

— Первая ветка алматинского метро довольно короткая, — сказал он. — Поэтому сигнальная система имеет здесь очень важное значение. Ведь если сигналы бортового оборудования и напольной сигнальной системы не будут совпадать — это чревато большими проблемами. Если вы все же решите приобрести сигнальную систему нашего производства, то мы внесем 50 процентов от суммы договора на банковский счет. Если произойдет какая-то поломка или же вас что-то в этой системе не устроит, вы сможете забрать эти деньги. Более того, если вы закупите у нас сигнальную систему, то мы готовы безвозмездно предоставить Казахстану технологию производства оборудования для сигнальных систем, что сделает вашу экономику еще более конкурентоспособной, — пообещал г-н Парк.

— Таких гарантий алматинским властям не давал еще никто из зарубежных партнеров. Что вы на это ответите? — спросил я Владимира Меренкова.
— «Транс-ИТ» тоже дает гарантию, — возразил он.
— Но ведь не денежную?
— Да. Но гарантия обязательна для любого оборудования — вплоть до бытовых электроприборов. А «Дженерал Электрик» на две головы выше «Хёндэ». К примеру, у корейцев нет международных сертификатов на свою продукцию. Когда корейские партнеры презентовали свои предложения, у них цена была завышена в 1,75 раза. Мы это тоже не можем игнорировать.

В свою очередь, Джи Ван Парк заметил, что «Хёндэ Ротем» приступил к разработке и производству сигнальных систем намного раньше «Дженерал Электрик», а цена, по которой они готовы поставить сигнальную систему алматинскому метро, значительно ниже — благодаря отсутствию посредника («Транс-ИТ»).

Что же касается сертификатов качества, то руководство «Хёндэ Ротем» готово предоставить алматинской делегации сертификаты на уже функционирующие по всему миру вагоны.

— Сертификаты будут даваться по факту приемки комплектующих деталей вагона, — пояснил г-н Парк. — Что же касается сигнальной системы, то мы обеспечим ее международной гарантией надежности SIL4. Это самый высокий уровень надежности.

Однако исполняющий обязанности директора ДСМ Каныбек НУРМУХАНБЕТОВ был категоричен: мы будем закупать американскую сигнальную систему, а дело корейцев — «подогнать» ее под свои вагоны. По словам начальника отдела эксплуатации ДСМ Эрика МУСАБЕКОВА, «есть три варианта: и бортовая, и сигнальная системы будут поставлены «Хёндэ»; они будут поставлены «Транс-ИТ»; либо бортовая система будет от «Хёндэ», а сигнальная — от «Транс-ИТ», то есть — от «Дженерал Электрик». Впрочем, чиновник согласился с тем, что «наиболее оптимальным решением будет поставка обеих систем от одного производителя».

В последний день пребывания рабочей группы в Сеуле, во время обсуждения итогового протокола визита, выяснилось: алматинская делегация не может оценить технические параметры корейской сигнальной системы, так как не знает ее технических характеристик. Хотя, по словам корейцев, всю необходимую документацию они выслали в Алматы еще в августе этого года. Оказалось, что тогда начальство дирекции строящегося метрополитена и его подчиненные, которые отвечали за изучение проблемы, были в отпуске, а присланная документация… утеряна. При этой новости у представителей корейской стороны вытянулись лица: невооруженным глазом видно было, что они впервые столкнулись с таким «своеобразным» ведением бизнеса.

Дальнейшее и вовсе походило на скверный анекдот. Владимир Меренков отказался подписывать протокол, в котором указывалось: в случае выбора иного поставщика сигнальной системы срок сдачи проекта будет перенесен на полгода.

— Если я подпишу, то это будет означать, что я со всем изложенным здесь согласен, — пояснил он удивленным корейцам. — Я на это пойти не могу. Вы завтра сроки затянете и скажете: вот подпись Меренкова — он в курсе. Так не пойдет! Мы в Алматы составим свой вариант протокола и вышлем его вам.

Попытки представителей «Хёндэ Ротем» объяснить, что протокол нужен им только для отчета перед своим руководством, успеха не возымели. До вылета самолета в Алматы оставалось меньше часа, когда рабочая группа покидала гостиницу. Обе стороны остались неудовлетворенными, а протокол так и не был подписан. Единственное, о чем удалось условиться: в ноябре в южную столицу Казахстана приедет делегация корейских специалистов.

© Руслан БАХТИГАРЕЕВ
Опубликовано в газете «Время», 14 октября 2008 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета