ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий

ТРАНСПОРТЫ-АЛМА-АТИНЦЫ

М
ного лет тому назад, так много, что и не помнят уже старики, шлепал плицами по водам Иртыша пароход под названием «Верный». Бытует мнение, что судовладельцы таким образом желали доставить генерал-губернатору Степного Края Г.А.Колпаковскому приятное воспоминание о его службе в Семиречье и благоустройстве им города Верного.

Впрочем, название могло служить символом верности и процветания «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли», его акционеров Курбатова, Игнатова, Трапезникова, иных иртышских судовладельцев. Первая пароходная навигация по Иртышу ими была предпринята в 1861 году. Судя по рекламному проспекту 1900 года, пароход «Верный» был доступен всем сословиям и по цене, и по комфортности. Каюты 1 и 2 класса располагались в верхней части однопалубного судна. Для пассажиров 3 класса предназначался общий зал наверху и в трюме. Ананасы и рябчики в буфете, цыганский ансамбль и музыка в ресторане скрашивали путникам однообразие проплывающего между Омском и Семипалатинском степного пейзжа. На тысячеверстном голубом просторе в прошлом был расположен один уездный городок Павлодар да десятка два малых селений, устроенных переселенцами.

КАПЧАГАЙСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ

В 1970 году дотоле сухопутная Алма-Ата обзавелась своим «морем»: плотина Капчагайской ГЭС, перекрыв реку Или, образовала Капчагайское водохранилище (оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)

Корабли, как и люди, имеют свою судьбу, счастливую или трагическую, долгую или короткую. Есть среди них романтики, уплывающие в страну грез под алыми парусами мечты. Есть суда-работяги, несущие трудную, полную опасности вахту в океане. Те ставят сети на рыбу, перерабатывая дары природы на плаву. А эти корабли-гвардейцы, с молодецкой выправкой, стерегут родные берега на разных широтах. Но каждое из транспортов несет имя на борту, вызывающее смешение чувств встретившего судно в далеком море, корабль в чужой гавани.

В 20-е годы революционная Россия национализировала голландское судно «Дикватор», и в порту Одессы матросы перекрасили и переименовали «грузовичок». Отныне судно стали называть диковинным именем «Алма-Ата». Другой ветеран-пароход «Алма-Ата» работал денно и нощно на реке Каме, еще со времени Первой мировой войны, и был списан только в 60-е годы. Среди судов-алма-атинцев назовем средний рыболовный траулер, приписанный к порту Рига и сошедший со стапелей Германии в 1975 году. И двух его собратьев 1952 и 1960 годов рождения, что служили Волжскому и Печорскому речным пароходствам. А еще нефтеналивной теплоход-танкер, построенный на верфях Болгарии. И, наконец, промыслово-производственный рефрижератор с названием столицы Казахстана некогда служил верой и правдой в Астрахани, приписанный российскому объединению «Каспрыба».

Над белой надстройкой судов-алма-атинцев видится радужная четверка позывных флагов, а в эфире слышится четкий голос: «Я — «Алма-Ата». Как слышно? Прием!» Казалось бы, таким простым средством судно пытается рассказать миру о нас с вами, живущих в далеком Заилийском крае, у самых горных кряжей седого Тянь-Шаня. Имя на борту — добрая традиция, требующая к себе постоянного внимания. Особенно, в наше эпохальное время преобразований, когда закрыто окно с видом на Балтику, занят без боя флот Крыма, в раздоре акватория Черного и Каспийского морей. Гражданское несогласие воцарилось и в других точках бывшего советского пространства. А судьба кораблей и судов, названных именем городов и известных людей Казахстана, еще вчера произносисых шефами с гордостью, сегодня никого в республике не трогает.

В трудные годы Великой Отечественной войны со стапелей американской верфи в Балтиморе был спущен пароход серии судов типа «Либерти». При передаче его по ленд-лизу под советский флаг судну было присвоено имя героя войны — «Генерал Панфилов». Пароход-трудяга вписал яркую страницу в истории отчественного торгового флота, принеся большую пользу стране как в военное, та и в мирное время. В январе 1958 года пароход «Генерал Панфилов», занимаясь перевозкой зерна из Канады в Союз (своеобразная морская помощь казахстанской целине), попал в Тихом океане в жестокий шторм. Команда капитана М.Сырых проявила мужество по спасению хлебного груза и была отмечена по прибытию в порт орденами и медалями. А вот сам пароход не смог восстановиться, тем более, конкурировать с крупнотоннажными быстроходными контейнеровозами и паромами. Не найдя музейной защиты, «герой войны» был пущен на металлолом. К сожалению, его прославленное имя не было передано другим судам или кораблям.

С истории судна «Генерал Панфилов» началось мое увлечение поисками названий на борту, связанными с родным городом Алма-Атой и прошлым республики, ее национальными героями, личностями, знаменитостями, событиями. Гордо и уверенно нес многие годы торговый флот страны эстафету труда, подвига, славы. В эфире акваторий земного шара звучали все новые казахстанские позывные. В 70-е годы с развитием универсальных сухогрузных судов появились теплоходы серии «Герои-панфиловцы» с дедвейтом (водоизмещением) 13,5 тысячи тонн и скоростью хода 18 узлов. Впервые, кроме перевозки генеральных грузов, промышленного оборудования на судах этого типа, с необычайным раскрытием палубы, была предусмотрена возможность размещения контейнеров международного стандарта. В 1978 году серия судов «Герои-панфиловцы» была отмечена Государственной премии в области науки и техники.

«Я — «Иван Шепетков», «Я — «Николай Ананьев», «Я — «Петр Емцов»… Казалось, вечно будут звучать в круговерти морских буден и праздников имена Героев Советского Союза. И в дальних гаванях, и у родных берегов благодарные потомки желали им счастливого плавания. Была жизнь, достойная подражания, но увы… Попали в разряд дефицита такт, порядочность, патриотизм, наряду с избытком масляной краски. И очередным мазком матроса уже закрашено старое имя, выведено новое. Республика же, увязнув во внутренних проблемах, оказалась не в силах защитить от вандализма имена на бортах плавающих памятников казахстанской истории и культуры.

предыдущая статья | наверх | следующая статья

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета