ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий

МЕТРОСТРОЕВЦЫ

В
 недалеком прошлом, весной 1935 года, в столице бывшей нашей Родины Москве в торжественной обстановке была открыта первая очередь «подземки». 370 тысяч москвичей и гостей столицы проехали в тот день новым видом транспорта. Метро в Стране Советов получило имя выдающегося большевика Лазаря Кагановича, в ту пору первого секретаря горкома партии Москвы. Это его славословили акыны Турксиба:
Тебе, Каганович любимый, пою
Новую звучную песню свою,
За силу твою, за большие дела,
За то, что дорога в степи пролегла…

ПРОСПЕКТ ДОСТЫК СЕГОДНЯ

В Москве метро давно уже стало самым быстрым видом транспорта
(оригинал карты см. на сайте «Московское метро»)

Московское метро строила вся страна и даже специалисты из-за рубежа — инженеры Берлинского, Парижского, Лондонского метрополитенов. На слуху у стахановцев был «бельгийский» метод глубокой проходки недр. Потому на открытии «подземки» первыми среди рабочих, служащих, ИТР были награждены посланец Северо-Американских Штатов тов.Морган, житель островов Туманного Альбиона тов.Баррет. И, между прочим, землекоп из Солнечного Казахстана тов.Имангазиев.

Казахский проходчик-стахановец удивил присутствующих талантом игры на народном музыкальном инструменте и умением слагать поэтические вирши. Метростроевского акына обнаружил корреспондент газеты «Труд», и он стал объектом самого пристального внимания прессы, общественности и правительства Москвы. В день пуска пробного поезда на станции «Комсомольская» на импровизированной трибуне, украшенной кумачевым траспарантом «Есть метро рабочих и крестьян!», акын оглядел товарищей по проходке, гостей необычного торжества, руководителей партийных организаций страны, смахнул набежавшую было от счастья слезу, и притронулся к струнам старенькой домбры. И полилась взволнованная песня, слова которой в переводе звучали примерно так:

…Раньше угнетенный казахский народ
под тяжелым гнетом жил.
Время прошло,
И сегодня он расцветает цветком.
В руках у нас лопата и огромная сила.
Она крепка, как сталь!
Горы камней просевая через решета,
Казахи строят метро.
Мы не пошатнулись и шли вперед
Более гордые, чем наши горы.

Cтарики уверяли меня, что акын-метростроевец — это, несомненно, Кенжес Имангазиев, известный в ученом мире агрохимик, член-корреспондент АН Казахской ССР. В 1935 году он закончил Московскую сельхозакадемию, а, значит, мог привлекаться студентом на строительство метро, участвуя в подземном «производственном походе имени тов.Кагановича».

Прошло полвека. В воздухе витала смелая идея строить метро в столице Советского Казахстана, ставшей уже орденоносным миллионным мегаполисом Союза. 7 сентября 1988 года был забит символический золотой костыль на месте строительства первой станции алма-атинского метрополитена, которую предполагалось назвать «Октябрьская».
КАРТА АЛМА-АТИНСКОГО МЕТРО
А таким замышлялся метрополитен в Алма-Ате
Строительство метро осталось в памяти алма-атинцев как дерзновенная мечта поколений. В первые годы советской власти, когда строили образцово-показательную столицу Казахстана, к ней проводили было железную дорогу на электрической тяге через Чу-Илийские горы по перевалу Кастек. Это было время керосиновых ламп и гужевого транспорта — волов, лошадей, ишаков. Появление электрички в Семиречье, пусть и в
проекте, воспринималось в сознании еще одной убедительной победой социализма.

Когда строили экспериментальные алма-атинские микрорайоны, к ним прилагалась монорельсовая дорога. Скоростной путь вдоль проспекта Абая, тем самым, оправдывал отсутствие пассажирского транспорта. Широкая реклама дороги будущего в средствах массовой информации способствовала укреплению веры в то, что временные трудности новоселов преодолимы. Оставалось самое малое — завтра-послезавтра пустить электрическое чудо в эксплуатацию. Однако, волшебник, способный отправить нас в светлые дали, так и не объявился…

Подобный спектакль случился и с алма-атинским метро. Проектная сметная стоимость первой очереди «подземки» по ценам того памятного 1988 года составляла внушительную сумму — 301 миллион рублей. Однако, горожане, несмотря на все заверения партии и правительства, так и не получили в срок вожделенный транспортный подарок. Вялотекущее строительство в условиях небывалой инфляции в течение только пяти первых лет «съело» два миллиарда рублей и еще половину «похоронили» навечно под землей. С последней условной денежной единицей, зарытой на «поле чудес», исчез еще один городской миф о необыкновенной дороге в будущее.

предыдущая статья | наверх | следующая статья

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета