ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий

НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД

Р
анним утром 30 марта 1919 года к часовне за Мало-Алматинской станицей начал стекаться народ на субботник — готовили площадку под аэродром. После полудня следующего дня взоры устремились на черную птицу, парившую над хребтом Алатау. Ожидаемая всем городом «птица», неуклюже покачивая крыльями, начала снижаться на приготовленное ей место посадки. Так завершился первый в истории авиации тысячеверстный перелет по маршруту Самара — Оренбург — Актюбинск — Бурное — Верный, совершенный пилотом Шавровым и механиком Шеманюком.

Судя по репортажам с места события, аэроплан красвоенлета Александра Шаврова относился к серии бипланов-истребителей английской фирмы Сопвич, то ли «Кемел», то ли «Снайп», оснащенных «ротативным двигателем французской фирмы Рон в 230 л.с.». Скорость полета биплана равнялась 200 км в час, а потолок машины мог достигать 7 км. По мнению летчиков гражданской войны, «Снайп» был не слишком боевой аппарат, его истребительные качества находились под большим сомнением. Но для разведки машина была незаменима.

САМОЛЕТ ВРЕМЕН ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Самолеты-разведчики британской фирмы Sopwith поступали в Россию в 1917 году в количестве не более 100 штук (оригинал изображения см. на сайте «Ероплан»)

В рапорте правительству Туркестана летчик Шавров сообщал: «Совершены полеты по маршрутам Самара — Оренбург — Актюбинск, Бурное — Верный — Гавриловка (ныне Талды-Курган) и далее по горячим точкам Северного Семиреченского фронта. Все указанные полеты совершены с оперативным заданием… Мой аппарат прошел в водухе около 4 000 верст, весь истрепан, расшатана установка мотора, винт чинен в трех местах. Основа корпуса и крыльев, лонжероны, обшивка латаны в тринадцати местах. Крепление тросов крыльев — самодельное. Капот разорван. Мотор весь избит». Печать Туркестана отмечала в те годы: «Аппарат не может равняться по выносливости со своим летчиком… Тов.Шавров несмотря на всю ветхость своего боевого товарища работы не бросает…».

В телеграмме члена РВС РСФСР П.А.Кобозева в Полевое управление авиации говорилось: «В 12 часов 40 минут военлет Шавров с механиком Шеманюком прилетели в Верный перерезав горные хребты высотой 7 017 футов. Программу, фотоснимки высылаем. В виду третьего случая осуществления героических задач военлетом Шавровым, представляю его к ордену Красного Знамени».

Выбор военлета Шаврова для совершения сверхдальнего перелета не был случаен. Он рекомендовался командующим 4-й армией М.В.Фрунзе «как уроженец, знаток края, народа и специалист авиации». Действительно, все прямые и косвенные участники первого в истории Семиречья перелета были уроженцами края. Александр Шавров, внук священника Шаврова, настоятеля Кафедрального Собора в Верном. Офицер воздушных сил Белой, а затем Красной армий. Погиб на Северном Семиреченском фронте от рук красных партизан, абсурдно обвинивших Шаврова в предательстве. Самосуд завершился глумлением над телом красвоенлета: его сбросили в колодец и закидали камнями. Любопытна и судьба человека, выполнившего с высоты птичьего полета первые фотоснимки местности. Им был Павел Лейбин, фотограф из известной в Семиречье семьи Лейбиных. Назовем имя также М.Е.Ионова, человека «за кадром», бывшего командующего войсками Семиреченской области, который много помогал советом и делом бывшему гимназисту Мише Фрунзе в его военной карьере стать маршалом Страны Советов…

предыдущая статья | наверх | следующая статья

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета