ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий

ЛАЗАРЕТ, ЕГО ПАЦИЕНТЫ И ЛЕКАРИ

В Верном угасла жизнь степного царевича Халиуллы Ускенбаева, сводного брата Абая. Здесь поправляли здоровье Чокан Валиханов и Николай Пржевальский, другие великие гости города.

В
ерненский полевой лазарет был развернут на берегу реки Малая Алматинка одновременно с организацией укрепления Верное в 1854 году. Большинство населения составляли крестьяне южных губерний России, рекруты из Архангельска, поволжцы, сибиряки, туркестанцы военного сословия. Возникновение городского поселения, естественно, предполагало наличие не только здоровых переселенцев, но и больных, тех, кто обращался за лечебным пособием, врачебной помощью.

ТАТАРСКАЯ МЕЧЕТЬ И МЕДРЕСЕ

К сожалению, изображений лазарета не сохранилось… В отличие от татарской мечети и медресе «Исхакия», стоявших на месте нынешнего «Универсама» (угол улиц Фурманова и Жибек Жолы) (оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)

В Верном начинал практику Х.Пячковский, организатор медицинской службы Семиречья, военврач, герой Крымской войны. Вместе с реформами по организации и благоустройству Заилийского края менялись штаты и названия лазарета. Обыкновенно, из расчета три больных на сто здравствующих поселянина. Летом 1862 года лазарет для больных военных чинов и гражданских лиц был преобразован в госпиталь 1-го, т.е., низшего, класса. Он представлял собой три корпуса рубленных из тянь-шанских елей казарм, на сорок человек каждая, стоящих среди аллей регулярного сада-парка. Между прочим, сада, ухоженного пациентами и медперсоналом под началом садовода Марка Крештопенко, крымского ученого, специально приглашенного для озеленения нашего города.

Услугами местных врачей пользовались больной Чокан Валиханов, по возвращении его из трудной экспедиции в Восточный Туркестан, а также его коллеги — ученые П.П.Семенов-Тян-Шанский, Н.А.Северцов, Н.М.Пржевальский, В.В.Радлов, другие исследователи края. Ведь от болезней не застрахован никто, даже великие и бессмертные. Газета «Восточное обозрение», описывая прошлое медицины Туркестана, замечает: «…От Ташкента до Верного на протяжении до восьмисот верст расположены три уездных города, в которых не всегда бывает возможным достать самое необходимое лекарство. И не дай Бог никому заболеть: приходится вплоть до самого областного города ехать без медицинского пособия. Между тем, в попутных уездных городах имеются полугоспиталь, лазарет и два приемных покоя, но… в них нет даже гофманских капель».

Cобственно, тема состояния здравоохранения во все времена считалась безнадежно неизлечимой. В начале века алма-атинцев тронула статья «Не больница, а павлин в вороньих перьях», где отрадное впечатление от только что построенных корпусов Красного Креста, — оцененное журналистом памятником зодчества и знаком внимания городской Думы к проблемам здравоохранения, — вдруг сменяется «болью под ложечкой». Он пишет (сам или от лица пациента), что «…с наступлением сумерек в палаты вносятся лампы — коллекция постепенного развития техники и искусства приготовлять осветительные приборы. Главное их достоинство, что они мало освещают и очень много коптят. Летом еще можно отворять на ночь окна, зимою же — легкие и носы больных обращаются в фабричные приемники голландской сажи». Отметил несчастный и то, что «туфли для больного грубы, тяжелы, при ходьбе давят ногу и так стучат, что будят больных. К счастью, добрая половина этой обуви не налазит на ноги, и больные либо ходят в чулках, либо надевают собственные сапоги или ботинки». В перекличке с днем сегодняшим читаются с пониманием и сочуствием другие строки статьи: «Добрая половина белья обречена лежать на складе, ибо размер его не подходит к человеческому росту, как же не подходят к росту и больничные кровати». Но в конце своего печального повествования невольный пациент замечает по справедливости: «…Свободной минуты нет ни у кого из служащих; все они начеку, а всех больше сестра милосердия — истинный ангел хранитель беспомощных, часто невыносимо капризных и требовательных больных…».

В городе Верном угасала жизнь безнадежно больного Халиуллы Ускенбаева (1849-1870), сводного брата Абая, сына Кунанбая от жены Айгыз, любимого внука Ускенбая, героя романа Мухтара Ауэзова «Путь Абая». Его судьба чем-то схожа с судьбой многих талантливых степняков, получивших достаточное воспитание и образование в учебных заведениях России. Абаеведы считают, что Халиулла успел оказать значительное влияние на брата. В 1868 году корнет Ускенбаев, воспитанник Александровского училища, получает назначение в станицу Больше-Алматинскую для прохождения службы во вновь образованное Семиреченское казачье войско. Однако расстроенное климатом Петербурга здоровье корнета становится с каждым днем все опаснее. Врачи ставят степному царевичу страшный диагноз — туберкулез легких.

Больного Халиуллу Ускенбаева, надо полагать, лечили Павел Александрович Бальбуциновский, верненский уездный врач, Захар Яковлевич Реутс и Иероним Иванович Соболевский, врачи, приставленные для наблюдения за здоровьем казаков при Штабе войск Семиреченской области. На время лечения и смерти больного в штате госпиталя состояли полковник Александр Устругов, начальник, и его заместитель Василий Попов, главный врач Николай Кроковский, заведующий аптекой Андрей Чернобровин. В Верненском госпитале находились палата для 7 офицеров и койки на 200 нижних чинов гарнизона, женское отделение на 10 мест. Однако, пользовались стационаром не более сорока пациентов, те, кому предписывался продолжительный и особый уход. Сиделками «казахского царевича» могли быть родственники сотника Василия Леденева, под началом которого служил молодой офицер Халиулла Ускенбаев.

Корпуса верненского лазарета просуществовали более ста лет и были безжалостно снесены уже в наши дни. За бетонным забором, на месте, где в давние времена прогуливались великие пациенты и их лекари по первому в городе «английскому парку», в наши дни возвели здание средней школы имени Карла Маркса. И коммерческую автомобильную стоянку.

предыдущая статья | наверх | следующая статья

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета