ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий

КАРТИНКИ ТУМАННОГО ПРОШЛОГО

«Сенсационные иллюзии синематографа братьев Люмьер…», «Первый раз в городе Верном, только несколько дней. Спешите…»

П
ервый кинематограф старой Алма-Аты был представлен «электротеатрами» с громкими названиями «Марс» на проспекте Колпаковского, «ХХ век», народный дом имени Николая Второго в Пушкинском саду. Собственно, первое кино называлось диапроектором, или, как говорили в старину, «волшебным фонарем». Для демонстрации на экране различных изображений использовали огромные стеклянные пластины-диапозитивы, рисованные вручную. Впервые их привез в Туркестан еще в конце девятнадцатого столетия некто К.О.Краузе, собрав любопытную публику в Ташкентском городском саду. Об этом эпохальном событии местная газета за 1900 год сообщала так: «Сюда прибыл физик Краузе, показывающий через призму «волшебного фонаря» грандиозные движущиеся туманные картины, оживленные фотографии во весь рост посредством настоящего синематографа братьев Люмьер. Первое представление — «Сенсационные иллюзии американского биографа» — состоится во вторник, 25 января».

В начале века в Верном появился новый атракцион — электропанорама, представлявший собой деревянный ящик с окуляром, куда за умеренную плату мог заглянуть каждый. «Чудо ХХ века! Спешите, спешите, спешите… Первый раз в городе Верном! Только несколько дней! Перед отъездом в Москву и в Петербург!». Вы увидите удава, душащего буйвола, тигра, терзающего свою несчастную жертву, пещеру скелетов, русалку, изловленную арабами в Красном море… Вниманию мужчин! За дополнительную плату, в гривенник — сорок видов пикантных женщин. Красотки Парижа, Берлина, Лондона и Мадрида в натуральном виде. Мадам Европа в объятиях негра. Пикантная повесть в трех частях и красках «Так вот,моя Симона, где твоя корона!». Кинореклама пикантного ящика предлагала господам офицерам проглядеть сие зрелище бесплатно, а нижним чинам вдвое ниже платы. А вот женщины и подростки до 16 лет к просмотру второй части программы не допускались. В те высоконравственные времена киноафишы предупреждали: «Ввиду реальности изображения жизни в пьесе, просят барышень и детей не приводить».

КИНОТЕАТР АЛАТАУ

Сегодняшний кинотеатр «Алатау» совсем не похож на довоенный «Авиакино»
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)

А первое здание частного кинотеатра «Двадцатый век» было возведено его владельцем предпринимателем А.Р.Сейфуллиным позже, на перекрестке улиц Пушкинской и Гоголевской, и официально открыто 14 января 1911 года. Событие весьма памятное еще и тем, что случилось после сильнейшего землетрясения. Здание кинотеатра явилось первой новостройкой среди всеобщего хаоса. Правда, постоянные демонстрации фильмов начались с осени. Кинотеатр был оборудован первой в истории города электростанцией, в 14 лошадиных сил, английской системы «Петтер». Интерьер кинотеатра, выполненный художником Н.Г.Прусиновским, внушал зрителю спокойствие и торжественность. В фойе был установлен музыкальный автомат «Симфониум», который извлекал звуки модных песенок. В зале располагались ложи на четыре персоны и четыре ряда кресел. Нижние чины, солдатики или казаки, занимали обыкновенно скамейки перед сценой. В глубине ее, обрамленной декорацией леса, находился экран.

Репертуар верненского кино включал киножурнал «Пате», еженедельный хроникальный фильм (если он поступал в прокат регулярно), серию приключенченских лент под общим названием «Макс Линдер», и мелодрамы «Сонька — золотая ручка», «За каждую слезу по капле крови» или «Цыганка ». Фильмы по мотивам литературных произведений шли под названием… «боевики»! Например, «Накануне» по И.С.Тургеневу.

«Волшебный фонарь» рассказывал горожанам о таких явлениях и событиях, которые для провинции были в диковинку: виды городов России и Европы, невероятные полеты аэропланов или стремительный бег поезда. Благотворное воздействие кино оценил военный писатель П.Н.Краснов, в бытность его службы в Верном. Он писал, что пора на экране отобразить самобытную культуру Семиречья, его достопримечательности, памятники природы, замечательных людей в противовес засилью на экране вестернам с обязательными приключениями индейцев. Дневник Краснова, командира казачьего полка, так и назван — «Кинематограф». Патриот Краснов справедливо замечает в дневнике: «А между тем, если бы смолоду нашу энергичную молодежь тянула бы не недоступная Америка, мечты о которой оканчиваются всегда одними мечтами, а тянули бы Туркестан и Семиречье, кто знает, в какой цветущий край обратились бы эти пустыни, которые я проезжал одиноким всадником».

В феврале 1918 года пожар уничтожил здание «ХХ века». Немногочисленные большевики обвиняли в случившемся своих оппонентов, которыми были большинство верненцев. Пожар городской достопримечательности стал первой искрой политических разногласий. Однако, ко времени гражданской войны киноустановками успели оборудовать все крупнейшие залы города. Скажем, в «Орионе», бывшем Коммерческом собрании на углу улиц Советской и Карла Маркса, в помещении которого размещался переведенный из Кзыл-Орды национальный театр. Кинотеатры Алма-Аты получали новые названия: на Советской — «Авиакино» (позднее — «Алатау»), в городском парке — «Прогресс» (с годами — «Алма-Ата»). 15 октября 1925 года была образована Джетысуская секция кино, и Алма-Ата становится центром, прежде всего, документального кино. В июне 1928 года в нашем городе снимался первый художественный фильм «Мятеж» по роману Д.А.Фурманова. В 1934 году в кинотеатре «Алатау» прошел первый звуковой фильм «Путевка в жизнь». А спустя десятилетия Алма-Ата станет местом проведения всесоюзных кинофестивалей, круглых столов кинокритиков, симпозиумов мультипликаторов стран Азии, Африки и Латинской Америки. В 1976 году в городе ежемесячно демонстрировалось до десяти новых художественных фильмов и сорока — в повторном прокате. Ежедневно до 7 000 алма-атинцев посещали 15 кинотеатров Алма-Аты. Правда, были годы и более урожайными на новые фильмы и на массового зрителя.

В отсутствии других форм развлечения населения, прежде всего цирка и театра, репертуар которых был строго цензурным, одинокий, но свободный от догм, старорежимный кинематограф в благословенной Алма-Ате был подлинно массовой отдушиной от серой действительности. Хотя, уже нарождалось и собственное, советское кино. Подражали героям кинолент во всем: прежде всего, в моде, в манере что и как говорить, в поведении на улице и дома. И не только «Тимуру и его команде». После просмотра в стареньком ТЮЗе весьма популярного «Тарзана» среди пацанов началась повальная болезнь лазания по деревьям. Причем, наивысшим аттестатом ловкости cчиталось взобраться на тополь или карагач, не спускаясь, перепрыгивая с ветку на ветку, пройти, корячась, по верхам, оглашая победным рыком квартал, скажем, по периметру улиц Фурманова, Джамбула, Абая и Шевченко (улица Абая, вчерашняя Фонтанная и Сергиопольская, и завтрашняя Тулебаева — была местом всех наших некомсомольских ристалищ). Когда алма-атинский Тарзан, время спустя ловко спускался со стартового дерева, на зависть мальчишкам и на восхищение девчонкам, улица взрывалась одобрениями «соплеменников».

В пору взросления появились в кинотеатрах трофейные фильмы. Больше всего запомнились «Девушка моей мечты», с несравненной Марикой Рокк в главной роли, кинолента «Петер» и полюбившаяся Франческа Гааль, фильм «Серенада солнечной долины» с обворожительной Диной Дурбин. Фильмы шли, можно сказать, на каждом перекрестке города и с полным аншлагом. Помещением для кинотеатров служило все, что могло заполняться народом, даже наши школы, где между классами была раздвижная стенка, превращающая на вечер место занятий в кинозал. Или соседняя пожарная охрана, где днем мы испытавали друг друга на каланче, взбираясь по развешенным для просушки шлангам, а вечером, в приспособленном для кино гараже с замиранием следили за игрой любимых актеров. Фильмы были трофейные, без перевода. Появились доморощенные стихоплеты, которые смысл происходившего на экране излагали на свой лад, и популярные мелодии, да и сами кинокартины, становились более доступнее. Оригинально была решена и проблема просмотра «эротических сцен» детьми до 16 лет. Вырезали запрещенные кадры со сценами буржуазного образа жизни не работники бдительных учреждений, а сами дворовые пацаны, и даже воспитанные пионеры, добровольные разносчики кинофильмов по кинотеатрам. В любой подворотне находились ножницы и клей, и вожделенный кадрик с полуобнаженной, купающейся Марикой Рокк становился предметом уникальной мальчишеской коллекции. За такой удачный кадрик можно было обменять двадцать менее недозволенных нравственностью картинок. Ну, а поступивший в прокат тот или иной капиталистический фильм сам, пройдя через руки юных, предприимчивых коллекционеров, становился не то что бы идейным, но коротким и раздетым точно.

предыдущая статья | наверх | следующая статья

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета