ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий

ЛАБИРИНТЫ БЕСШАТЫРА

О
собенностью многих курганов Великой Степи являются подземные катакомбы. Они представляют из себя разветвленный лабиринт, который ведет к усыпальнице. Бывалый человек, скажем, кладоискатель, мог свободно пройти здесь, выпрямившись во весь рост. Однако многие гробокопатели гибли, оставаясь у развороченой гробницы навсегда, так и не найдя обратного пути. Лабиринты строились с размахом и изобретальностью, они и в наши дни принадлежат к числу неразгаданных тайн. Зачем понадобилось предкам строить эти подземные сооружения? Каковы их предназначение, философия и образ мыслей?

Более тридцати могильников, обнаруженных на правом берегу Или, на территории Алтын-Эмельского национального парка, поражают своей загадочностью даже специалистов. Особенно чувство подавленности перед этими погребальными сооружениями ощущается в вечерние часы, когда близлежащие горы Чулак становятся темными, рельефными и величественными, а долина реки Или фантастически переливается золотом закатного солнца. Будто находишься в потустороннем мире, как и покойные обитатели окружающих курганов. В один из приездов на Бесшатыр согласился быть гидом старинный мой приятель, археолог Алишер Акишев. Он поведал, что средоточие «страны саков Жетысу» надо искать на месте могил предков, сакских царей, олицетворяющих единство древнего сообщества. Вождь считался центром мира, объединителем и родственником всех сословий, носителей царской славы. Он был и главным шаманом. Когда он умирал, его хоронил весь подвластный ему народ. Поэтому в царских курганах находят лучшие произведения сакской культуры, знаки всех сословий общества, довольно полно его характеризующие. Однако богатство захоронений было хорошо известно и врагам, поздним завоевателям страны саков. Потому археологи встречаются чаще с разграбленными памятниками-курганами. Редким исключением оказался иссыкский курган, где была обнаружена могила сакского царя 5-4-го веков до н.э., получившего под названием «золотого воина» широкую известность.

ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК

Археологический музей Алматы. «Золотой воин» на фоне изображения кургана
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)

В этот период в Семиречье ведется строительство грандиозных курганов сакской культуры. Диаметр самого большого из могильников Бесшатыра — 105 метров, а высота — 17 метров. Он и с высоты полета дельтаплана кажется фантастическим, неопознанным земным объектом. Ученые подсчитали, что для его возведения было затрачено около 40 тысяч человеко-дней. Возведен курган в первом тысячелетии до нашей эры и представляет из себя усыпальницу, лабиринт сложной конструкции: коридор — преддверная постройка — погребальная камера. Толстые бревна тянь-шанской ели пролежали под курганной насыпью более двух с половиной тысяч лет. Прекрасно сохранились даже выдолбленные ручки, за которые волокли лес со склонов окрестных гор.

Не менее странной представляется наземная часть сооружения. Во-первых, каждый курган опоясывает вал шириной в два метра и уложенный, словно дорога в никуда, цветным камнем. Затем следует полукольцо из врытых торцом каменных столбов и еще новое кольцо, сложенное из валунов внушительных размеров. С высоты дельтаплана кажется, что ты находишься над некой навигационной площадкой космических пришельцев. Действительно, на почтительном расстоянии от главного кургана располагаются еще четыре, расположенных строго по сторонам света бугра (Бесшатыр по-казахски означает «пять шатров»). Градация размеров погребальных сооружений свидетельствует об иерархии сакской аристократии. Рядом с большими курганами обнаружены жертвенные места со следами костров и тризн, системы рвов, кромлехов, менгиров и поминальных оград. Замечены археологами остатки храмов огня, атрибутами которых были медные и железные триподы, алтари и жертвенные столы, курильницы и котлы, песты и ступки, предназначенные для религиозных церемоний. Предметы культа выполнены в скифо-сибирском «зверином» стиле и изготовлены с большим искусством.

В иссыкском кургане была обнаружена серебряная пиала с надписью «неизвестного, сакского письма». По словам моего собеседника Алишера Акишева, роскошь демонстрирует колоссальные усилия саков возвеличивать культ личности вождей. В иссыкском кургане, в десять раз меньшего по сравнению с бесшатырским, ученого поразил сам обряд погребения. Он был выполнен в желании преувеличить эту роскошь, о чем свидетельствуют не только тяжеловесные драгоценные предметы, но и погребальные вещи, закамуфлированные под золото. Думается, что золотой панцирь вождя-жреца не был столь прочным, чтобы защитить «золотого воина» в земных, военных столкновениях. Его оборонительная функция — в магической силе священного золота, отождествляющего солнечного бога, правящего миром.

предыдущая статья | наверх | следующая статья

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета