ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание
 
Творчество В.Н. Проскурина
 
Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика








Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы
Краеведческие очерки В.Н.Проскурина

СЕРГЕЙ ЖИВОТОВСКИЙ. ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА МЕЖДУ СЕВЕРОМ И ЮГОМ

26
 июня 1894 года на берегу озера Иссык-Куль в торжественной обстановке был открыт памятник выдающемуся русскому путешественнику Николаю Михайловичу Пржевальскому. Среди тех, кто освещал это неординарное событие, был молодой, но уже достаточно известный журналист, художник и фотограф Сергей Васильевич Животовский…

Творческая поездка на Юг


СЕРГЕЙ ЖИВОТОВСКИЙ

Сергей Васильевич Животовский

Сергей Васильевич Животовский родился в Киеве 11 марта 1869 года. Окончил Киевскую рисовальную школу и в 1888 году поступил в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. О его таланте и усердии можно судить хотя бы по тому, что в годы учёбы он неоднократно награждался за рисунки с натуры медалями. А полученная им за картину «Учение 2-й кавалерийской дивизии» большая серебряная медаль дала ему право на звание классного художника III степени, что приравнивалось к гражданскому чину самого низшего, четырнадцатого, класса – коллежский регистратор.

Кстати, картину эту приобрёл великий князь Константин Константинович, внук царя Николая I и двоюродный дядя Николая II, последнего российского царя. Для молодого живописца это был шанс попасть в высшие слои общества, и он его не упустил, очень быстро став модным журналистом, сопровождавшим собственными рисунками репортажи о театральных премьерах, музейных выставках и прочих культурных мероприятиях. Не чурался он и общественно-политической жизни, что и привело его в 1894 году в Туркестан и Семиречье…

В конце 19-го столетия Семиречье, край быстрых рек, заоблачных гор и многоликих народов, менялось на глазах. Вернулось на круги своя военно-народное управление, были реформированы ведомства Степного края и старые учреждения Туркестана. Укрепились юго-восточные границы Тян-Шанского края и северо-западные рубежи Сыр-Дарьинской области. Ещё в 1867 году обрело самостоятельность и военно-административную организацию Семиреченское казачье войско, множились и росли по берегам полноводной Или южные и северные станицы. Вовсю благоустраивался город Верный, с 1867 года – центр только что образованной Семиреченской области в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Благотворно продолжилась образованная 4 мая 1871 года православная Ташкентская и Туркестанская епархия, в 1881 году возник и после землетрясения 1889 года возродился в Иссык-Кульской долине мужской Свято-Троицкий монастырь.

Летом 1894 года Сергей Животовский совершил занимательное путешествие в Степной край и Туркестан, описал в картинах и фоторепортажах Семиречье и Прииссыккулье, областной город Верный и уездные поселения. Многое изменилось в Верном после крупнейшего землетрясения 1887 года: трагедия безвозвратно изменила облик города, превратила верненские дворы, улицы и площади в руины и горы мусора…

СЕРГЕЙ ЖИВОТОВСКИЙ. ЗНАМЕНСКАЯ ЧАСОВНЯ

Город Верный: Аллея Колпаковского, Знаменская часовня и Гостиный двор. Худ. С.Животовский

В память об этом трагическом событии в цветущем крае у Заилийских гор была поставлена Знаменская часовня (часовня во имя Знамения Пресвятой Богородицы) по проекту городского архитектора Павла Гурде и художника Николая Хлудова. Скорбное напоминание о жертвах землетрясения стояла посреди Гостиного двора, на перекрестке главных улиц города – продольного проспекта Колпаковского и новостроек поперечных улиц. По замыслу архитектора, часовня вместила в себя росписи и витражи, портреты и надписи трагических событий, образы разрушенных зданий. На восточной стороне были установлены иконы и хлудовские мемориальные доски с именами и фамилиями жертв – 118 малолетних и 28 взрослых горожан. На цоколе купола часовни помещён 7-й стих псалома 17 Священного Писания: «И подвижеся и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог».

К сожалению, в 1927 году, в год 10-летия победы диктатуры пролетариата над буржуазией, памятная часовня без жалости и сострадания к предкам была снесена…

Из Верного – на берега Иссык-Куля

Но – вернемся к теме нашего очерка. После знакомства с Верным 25-летний Сергей Животовский собрался в непростое путешествие на берега Иссык-Куля. Свой путь он начал вдоль хребта Алатау и Чу-Илийских гор, посетив города Пишпек и Токмак. Надо отметить, что к тому времени маршрут на почтовой тройке в Чуйскую долину проходил уже через Курдайский перевал вместо традиционного Кастекского.

СЕРГЕЙ ЖИВОТОВСКИЙ. БУАМСКОЕ УЩЕЛЬЕ

Буамское ущелье в районе Интендантского моста через реку Чу. Худ. С.Животовский

Затем путника встретило ущелье глубокой и бурной реки Чу, пересечённое построенными военными инженерами мостами Интендантским и Семёновским (в честь одного из первопроходцев края учёного Петра Петровича Семёнова, известного нам как Семёнов-Тян-Шанский). Буамское (Боомское) ущелье отличалось обустроенными дорогами, смело и отважно проложенными трудом инженерно-технических прорабов. Что стало в то время дорожно-строительным чудом Семиречья.

Кстати, ещё до революции здесь был задуман железнодорожный путь от станции Пишпек (ныне – Бишкек) до уездного городка Пржевальска (ныне – Каракол). Но в советские годы в силу разных причин дорога была укорочена проектировщиками, строилась «по-социалистически», за счёт энтузиазма и сверхусилий трудящихся масс, где лопата, кайло, лом и тачка – вот и все «средства механизации». От конечной станции Рыбачье (первоначально – Бачино, в память о казаке Михаиле Бачине, а ныне – город Балыкчи) Пржевальский тракт длиной в 374 трудные версты шёл вдоль всего северного побережья Иссык-Куля подгорной и трудной гужевой степью.

СЕРГЕЙ ЖИВОТОВСКИЙ. ГОРОД ПРЖЕВАЛЬСК

Город Пржевальск на берегу Иссык-Куля. Худ. С.Животовский

Отметим, что в ту пору на озере стал развиваться и торгово-пассажирский парусный флот верненского торгового дома «Сулейманов, Тазетдинов, Ибрагимов« (первый баркас был назван «Михаилом»).

Словом, оставались два способа передвижения к живописным берегам Иссык-Куля – пешком через горные перевалы Заилийский и Кунгей Алатау или верхом на лошади по стране Семи Рек.


НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ПРЖЕВАЛЬСКИЙ

Исследователь Центральной Азии Николай Михайлович Пржевальский

Конечной целью Животовского в путешествии на юг Семиречья должны были стать празднества по случаю открытия на Иссык-Куле памятника генерал-майору Николаю Михайловичу Пржевальскому. Начиная с 1870 года, этот великий географ и натуралист совершил четыре экспедиции по Центральной Азии. Пятая, к сожалению, стала и последней: во время подготовки к ней Пржевальский, охотясь в долине реки Чу близ Пишпека, в нарушение собственных же предписаний, пил сырую воду и заболел брюшным тифом. По прибытии в Каракол он совсем слёг и 20 октября 1888 года скончался в лазарете городка Каракол.

Выполняя последнюю волю покойного, его верные и надёжные спутники Всеволод Иванович Роборовский, Пётр Кузьмич Козлов и Пантелей Прокофьевич Телешов место для его могилы выбрали в 12 км от города Каракол – на берегу озера Иссык-Куль между устьями рек Каракол и Карасуу.

Через году основатель Каракола (1869 г.) и его почётный гражданин генерал-майор Александр Васильевич Каульбарс написал по случаю переименования города в Пржевальск: «Город Каракол предназначен по своему положению внести светоч русской культуры в дебри Тянь-Шаня, а поэтому он будет всегда гордиться носить имя одного из выдающихся пионеров нашего движения в Азию, всемирно известного путешественника и исследователя, незабвенного Н.Пржевальского, этого русского богатыря, провозвестника Русской силы, Русского влияния и Русской цивилизации в Центральной Азии».

В том же 1889 году помощник начальника Главного штаба генерал-лейтенант барон Александр Александрович фон Бильдерлинг, товарищ и друг покойного, представил проект памятника на могиле Пржевальского, удостоившийся похвалы императора Александра III и Высочайшего утверждения. Но прошло долгих четыре года, прежде чем 15 октября 1893 года памятник был закончен.

ПАМЯТНИК Н.М.ПРЖЕВАЛЬСКОМУ

Памятник Н.М.Пржевальскому. Фото – Роман Петрушин (volos-t.livejournal.com)

Он представлял собой скалу высотой около 8 метров, сложенную из больших глыб тянь-шаньского гранита, которые выламывались в каменоломнях верненского предпринимателя Зарешного и доставлялись на стройку волоком быками. Венчает скалу орёл, держащий в клюве пальмовую ветвь, а в когтях – полуразвёрнутую карту Центральной Азии с нанесёнными на ней маршрутами путешествий учёного. На лицевой стороне скалы укреплён крест, под ним большая медаль с барельефом путешественника, являющаяся увеличенной копией именной золотой медали Императорской Академии наук, учреждённой 29 декабря 1886 года в знак признания его великих заслуг перед наукой, и надпись: «Николай Михайлович Пржевальский. Первый исследователь природы Центральной Азии. Родился 31 марта 1839 г. Скончался 20 октября 1888 г.». От основания к полированной поверхности с надписью ведут прорубленные в толще гранита одиннадцать ступеней.


СТРОИТЕЛЬСТВО ПАМЯТНИКА Н.М.ПРЖЕВАЛЬСКОМУ

Строительство памятника Н.М.Пржевальскому (опубликовано в №23 за 1894 год журнала «Нива», сайт «Foto.kg – Кыргызский фотоархив»)

Все бронзовые детали памятника – орёл, ветвь, карта, крест и медаль – были выполнены академиком Иваном Николаевичем Шредером (он же является автором памятника Пржевальскому в Адмиралтейском саду), отлиты в Санкт-Петербурге на бронзолитейной фабрике Карла Берто и доставлены гужевым транспортом в Пржевальск.

Непосредственно работами по обустройству памятника, по распоряжению штаба войск Степного края и лично генерал-губернатора Герасима Алексеевича Колпаковского, руководил областной архитектор Семиречья Константин Аркадьевич Борисоглебский.

Заслуги Билдерлинга, Шредера и Борисоглебского были отмечены малыми серебряными медалями ИРГО с формулировкой «За отлично выполненные работы по сооружению памятника на могиле генерал-майора Н.М.Пржевальского».

Открытие первого столь грандиозного в истории Семиречья памятника, состоявшееся 26 июня 1894 года, проходило с массовым гулянием местных казаков и крестьян. После торжественного молебна епископа Туркестанского и Ташкентского отца Григория (Полетаева) был проведён парад с салютом в составе 5-го Западно-Сибирского линейного батальона и сотни казаков 1-го Семиреченского казачьего полка, прибывших конным порядком из Верного через горные перевалы Алатау. Парад принимали военный губернатор Семиречья генерал-майор Григорий Иванович Иванов и полковник Ярослав Иванович Корольков, командир 3-го горного батальона Западно-Сибирской артиллерийской бригады.

Душевное путешествие на Север

Одним из главных событий в творческой биографии Сергея Животовского можно считать водное путешествие в мае-июне 1903 года вместе с Иоанном Кронштадтским (имя при рождении – Иван Ильич Сергиев) на малую родину последнего – в село Сура Пинежского уезда Архангельской губернии.

Протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте был известен всей России как признанный чудотворец, вот почему Животовский счёл эту поездку за благостный случай.

СЕРГЕЙ ЖИВОТОВСКИЙ. НА СЕВЕР С ОТЦОМ ИОАННОМ КРОНШТАДТСКИМ ПОРТРЕТ ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО

Обложка книги С.В.Животовского «На Север с отцом Иоанном Кронштадтским» и портрет героя книги с дарственной надписью автору

Свои дорожные заметки, рисунки, коллажи и фотографии Животовский разместил в газете «Петербургский листок», а затем, по многочисленным просьбам читателей, собрал в отдельную книгу – «На Север с отцом Иоанном Кронштадтским» (впервые издана в декабре 1903 года в Художественной типографии А.К.Вейермана), ставшую печатным памятником жизни и деятельности выдающегося православного деятеля. О котором сам автор отзывался, как о человеке, который «представляет собой живое доказательство того, что можно жить правдой, можно жить без обмана, вразрез с установившимся современным мнением, можно жить совершенно бескорыстно и быть счастливым».

Занявшее 34 дня путешествие из столичного Санкт-Петербурга в северный городок Архангельск и далее вызвало широкий отклик у российского читателя.

На память о поездке на родной ему Север отец Иоанн подарил художнику свой большой фотографический портрет с дарственной надписью: «Любезному, дорогому моему, незабвенному спутнику в Суру и обратно, Сергею Вас. Животовскому, на память. Протоиерей Иоанн Сергиев. 25 июня 1903».

Жизнь и творчество в Санкт-Петербурге

Окончив рисовальную школу и академию художеств, Сергей Васильевич и сам немало потрудился на ниве художественного воспитания молодёжи. Например, много лет преподавал рисование воспитанницам Ксениинского института благородных девиц (женского института имени великой княжны Ксении Александровны).


СЕРГЕЙ ЖИВОТОВСКИЙ. НАПАДЕНИЕ ВОЛКОВ

«Нападение волков» (1897). Худ. С.Животовский

Не ограничиваясь этим, он – признанный художник-график и портретист. Иллюстрирует детские и юношеские книги и журналы, рисует для газет и почтовых открыток. Рисует на картоне кистью, карандашом, тушью, белилами, румянами и сурьмой, рисует для самых популярных журналов и газет того времени – таких, как «Нива» (1888–1904 гг.) и «Огонёк» (1910–1917 гг.).

Едва ли не в каждой семье хранились тогда оформленные Животовским «открытые письма», а также картинки на самые разные темы. Скажем, «Нападение волков», на которой мы видим крестьянина, спасающегося от голодных волков на стволе ели.

Вообще, можно только удивляться журналистской и графической «всеядности» Животовского! Под собственным именем, а также под псевдонимами «Пьер-О» и «Serge» он фотографирует всё и всех, строчит репортёрские зарисовки, рисует сатирические шаржи и плакаты на актуальные общественно-политические темы. Ни одна нашумевшая театральная премьера, ни одна выставка рисунков и иллюстрированных изданий не обходится без него и его работ. А ведь писал он и батальные, и исторические полотна!..

Эмиграция: Хельсинки – Нью-Йорк

Что Февральскую, что Октябрьскую революцию 1917 года Животовский встретил без восторга, но в целом благожелательно. Его очерки и рисунки постоянно печатаются в журнале «Огонёк», но журналистикой в то время прожить было трудно, и он служит инспектором единых трудовых школ, председательствует в домкомбеде (домовом комитете бедноты), как назывались органы самоуправления в питерских жилых домах.

И всё же в 1919 году он покидает Страну Советов, чтобы обосноваться в Гельсингфорсе, как в то время было принято называть Хельсинки, столицу ставшей уже суверенным государством Финляндии. Здесь он заведует художественным отделом русской газеты «Рассвет», сотрудничает с возрождённым в Берлине журналом «Новый Огонёк», иллюстрирует карело-финский поэтический эпос «Калевала», пишет театральные сценарии. При содействии Ильи Ефимовича Репина, чьё имение Пенаты в Куоккале после развала Российской империи оказалось на территории Финляндии, Животовский провёл персональную выставку.

В 1922 году перебрался в США, жил в Нью-Йорке. Работал в газете «Новое русское слово», в течение семи лет был председателем Фонда помощи нуждающимся российским писателям и учёным. Свою бизнес-нишу он нашёл в создании расписных шалей (батиков), ставших чрезвычайно популярными на американском рынке.

Там же в Нью-Йорке Сергей Васильевич Животовский и скончался 10 апреля 1936 года. Немалая часть его работ хранится сейчас в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.

© Владимир ПРОСКУРИН
Для сайта «Очерки истории Алматы», 14 марта 2022 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета