|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Краеведческие очерки В.Н.Проскурина
СЕРГЕЙ ЖИВОТОВСКИЙ. ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА МЕЖДУ СЕВЕРОМ И ЮГОМ
июня 1894 года на берегу озера Иссык-Куль в торжественной обстановке был открыт памятник выдающемуся русскому путешественнику Николаю Михайловичу Пржевальскому. Среди тех, кто освещал это неординарное событие, был молодой, но уже достаточно известный журналист, художник и фотограф Сергей Васильевич Животовский…
Творческая поездка на Юг
Сергей Васильевич Животовский родился в Киеве 11 марта 1869 года. Окончил Киевскую рисовальную школу и в 1888 году поступил в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. О его таланте и усердии можно судить хотя бы по тому, что в годы учёбы он неоднократно награждался за рисунки с натуры медалями. А полученная им за картину «Учение 2-й кавалерийской дивизии» большая серебряная медаль дала ему право на звание классного художника III степени, что приравнивалось к гражданскому чину самого низшего, четырнадцатого, класса – коллежский регистратор.
Кстати, картину эту приобрёл великий князь Константин Константинович, внук царя Николая I и двоюродный дядя Николая II, последнего российского царя. Для молодого живописца это был шанс попасть в высшие слои общества, и он его не упустил, очень быстро став модным журналистом, сопровождавшим собственными рисунками репортажи о театральных премьерах, музейных выставках и прочих культурных мероприятиях. Не чурался он и общественно-политической жизни, что и привело его в 1894 году в Туркестан и Семиречье…
В конце 19-го столетия Семиречье, край быстрых рек, заоблачных гор и многоликих народов, менялось на глазах. Вернулось на круги своя военно-народное управление, были реформированы ведомства Степного края и старые учреждения Туркестана. Укрепились юго-восточные границы Тян-Шанского края и северо-западные рубежи Сыр-Дарьинской области. Ещё в 1867 году обрело самостоятельность и военно-административную организацию Семиреченское казачье войско, множились и росли по берегам полноводной Или южные и северные станицы. Вовсю благоустраивался город Верный, с 1867 года – центр только что образованной Семиреченской области в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Благотворно продолжилась образованная 4 мая 1871 года православная Ташкентская и Туркестанская епархия, в 1881 году возник и после землетрясения 1889 года возродился в Иссык-Кульской долине мужской Свято-Троицкий монастырь.
Летом 1894 года Сергей Животовский совершил занимательное путешествие в Степной край и Туркестан, описал в картинах и фоторепортажах Семиречье и Прииссыккулье, областной город Верный и уездные поселения. Многое изменилось в Верном после крупнейшего землетрясения 1887 года: трагедия безвозвратно изменила облик города, превратила верненские дворы, улицы и площади в руины и горы мусора…
Город Верный: Аллея Колпаковского, Знаменская часовня и Гостиный двор. Худ. С.Животовский
В память об этом трагическом событии в цветущем крае у Заилийских гор была поставлена Знаменская часовня (часовня во имя Знамения Пресвятой Богородицы) по проекту городского архитектора Павла Гурде и художника Николая Хлудова. Скорбное напоминание о жертвах землетрясения стояла посреди Гостиного двора, на перекрестке главных улиц города – продольного проспекта Колпаковского и новостроек поперечных улиц. По замыслу архитектора, часовня вместила в себя росписи и витражи, портреты и надписи трагических событий, образы разрушенных зданий. На восточной стороне были установлены иконы и хлудовские мемориальные доски с именами и фамилиями жертв – 118 малолетних и 28 взрослых горожан. На цоколе купола часовни помещён 7-й стих псалома 17 Священного Писания: «И подвижеся и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог».
К сожалению, в 1927 году, в год 10-летия победы диктатуры пролетариата над буржуазией, памятная часовня без жалости и сострадания к предкам была снесена…
Из Верного – на берега Иссык-Куля
Но – вернемся к теме нашего очерка. После знакомства с Верным 25-летний Сергей Животовский собрался в непростое путешествие на берега Иссык-Куля. Свой путь он начал вдоль хребта Алатау и Чу-Илийских гор, посетив города Пишпек и Токмак. Надо отметить, что к тому времени маршрут на почтовой тройке в Чуйскую долину проходил уже через Курдайский перевал вместо традиционного Кастекского.
Буамское ущелье в районе Интендантского моста через реку Чу. Худ. С.Животовский
Затем путника встретило ущелье глубокой и бурной реки Чу, пересечённое построенными военными инженерами мостами Интендантским и Семёновским (в честь одного из первопроходцев края учёного Петра Петровича Семёнова, известного нам как Семёнов-Тян-Шанский). Буамское (Боомское) ущелье отличалось обустроенными дорогами, смело и отважно проложенными трудом инженерно-технических прорабов. Что стало в то время дорожно-строительным чудом Семиречья. *
Кстати, ещё до революции здесь был задуман железнодорожный путь от станции Пишпек (ныне – Бишкек) до уездного городка Пржевальска (ныне – Каракол). Но в советские годы в силу разных причин дорога была укорочена проектировщиками, строилась «по-социалистически», за счёт энтузиазма и сверхусилий трудящихся масс, где лопата, кайло, лом и тачка – вот и все «средства механизации». От конечной станции Рыбачье (первоначально – Бачино, в память о казаке Михаиле Бачине, а ныне – город Балыкчи) Пржевальский тракт длиной в 374 трудные версты шёл вдоль всего северного побережья Иссык-Куля подгорной и трудной гужевой степью.
Город Пржевальск на берегу Иссык-Куля. Худ. С.Животовский
Отметим, что в ту пору на озере стал развиваться и торгово-пассажирский парусный флот верненского торгового дома «Сулейманов, Тазетдинов, Ибрагимов« (первый баркас был назван «Михаилом»).
Словом, оставались два способа передвижения к живописным берегам Иссык-Куля – пешком через горные перевалы Заилийский и Кунгей Алатау или верхом на лошади по стране Семи Рек.
Конечной целью Животовского в путешествии на юг Семиречья должны были стать празднества по случаю открытия на Иссык-Куле памятника генерал-майору Николаю Михайловичу Пржевальскому. Начиная с 1870 года, этот великий географ и натуралист совершил четыре экспедиции по Центральной Азии. Пятая, к сожалению, стала и последней: во время подготовки к ней Пржевальский, охотясь в долине реки Чу близ Пишпека, в нарушение собственных же предписаний, пил сырую воду и заболел брюшным тифом. По прибытии в Каракол он совсем слёг и 20 октября 1888 года скончался в лазарете городка Каракол.
Выполняя последнюю волю покойного, его верные и надёжные спутники Всеволод Иванович Роборовский, Пётр Кузьмич Козлов и Пантелей Прокофьевич Телешов место для его могилы выбрали в 12 км от города Каракол – на берегу озера Иссык-Куль между устьями рек Каракол и Карасуу.
Через году основатель Каракола (1869 г.) и его почётный гражданин генерал-майор Александр Васильевич Каульбарс написал по случаю переименования города в Пржевальск: «Город Каракол предназначен по своему положению внести светоч русской культуры в дебри Тянь-Шаня, а поэтому он будет всегда гордиться носить имя одного из выдающихся пионеров нашего движения в Азию, всемирно известного путешественника и исследователя, незабвенного Н.Пржевальского, этого русского богатыря, провозвестника Русской силы, Русского влияния и Русской цивилизации в Центральной Азии».
В том же 1889 году помощник начальника Главного штаба генерал-лейтенант барон Александр Александрович фон Бильдерлинг, товарищ и друг покойного, представил проект памятника на могиле Пржевальского, удостоившийся похвалы императора Александра III и Высочайшего утверждения. Но прошло долгих четыре года, прежде чем 15 октября 1893 года памятник был закончен.
Памятник Н.М.Пржевальскому. Фото – Роман Петрушин (volos-t.livejournal.com)
Он представлял собой скалу высотой около 8 метров, сложенную из больших глыб тянь-шаньского гранита, которые выламывались в каменоломнях верненского предпринимателя Зарешного и доставлялись на стройку волоком быками. Венчает скалу орёл, держащий в клюве пальмовую ветвь, а в когтях – полуразвёрнутую карту Центральной Азии с нанесёнными на ней маршрутами путешествий учёного. На лицевой стороне скалы укреплён крест, под ним большая медаль с барельефом путешественника, являющаяся увеличенной копией именной золотой медали Императорской Академии наук, учреждённой 29 декабря 1886 года в знак признания его великих заслуг перед наукой, и надпись: «Николай Михайлович Пржевальский. Первый исследователь природы Центральной Азии. Родился 31 марта 1839 г. Скончался 20 октября 1888 г.». От основания к полированной поверхности с надписью ведут прорубленные в толще гранита одиннадцать ступеней.
Все бронзовые детали памятника – орёл, ветвь, карта, крест и медаль – были выполнены академиком Иваном Николаевичем Шредером (он же является автором памятника Пржевальскому в Адмиралтейском саду), отлиты в Санкт-Петербурге на бронзолитейной фабрике Карла Берто и доставлены гужевым транспортом в Пржевальск.
Непосредственно работами по обустройству памятника, по распоряжению штаба войск Степного края и лично генерал-губернатора Герасима Алексеевича Колпаковского, руководил областной архитектор Семиречья Константин Аркадьевич Борисоглебский.
Заслуги Билдерлинга, Шредера и Борисоглебского были отмечены малыми серебряными медалями ИРГО с формулировкой «За отлично выполненные работы по сооружению памятника на могиле генерал-майора Н.М.Пржевальского».
Открытие первого столь грандиозного в истории Семиречья памятника, состоявшееся 26 июня 1894 года, проходило с массовым гулянием местных казаков и крестьян. После торжественного молебна епископа Туркестанского и Ташкентского отца Григория (Полетаева) был проведён парад с салютом в составе 5-го Западно-Сибирского линейного батальона и сотни казаков 1-го Семиреченского казачьего полка, прибывших конным порядком из Верного через горные перевалы Алатау. Парад принимали военный губернатор Семиречья генерал-майор Григорий Иванович Иванов и полковник Ярослав Иванович Корольков, командир 3-го горного батальона Западно-Сибирской артиллерийской бригады.
Душевное путешествие на Север
Одним из главных событий в творческой биографии Сергея Животовского можно считать водное путешествие в мае-июне 1903 года вместе с Иоанном Кронштадтским (имя при рождении – Иван Ильич Сергиев) на малую родину последнего – в село Сура Пинежского уезда Архангельской губернии.
Протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте был известен всей России как признанный чудотворец, вот почему Животовский счёл эту поездку за благостный случай.
Обложка книги С.В.Животовского «На Север с отцом Иоанном Кронштадтским» и портрет героя книги с дарственной надписью автору
Свои дорожные заметки, рисунки, коллажи и фотографии Животовский разместил в газете «Петербургский листок», а затем, по многочисленным просьбам читателей, собрал в отдельную книгу – «На Север с отцом Иоанном Кронштадтским» (впервые издана в декабре 1903 года в Художественной типографии А.К.Вейермана), ставшую печатным памятником жизни и деятельности выдающегося православного деятеля. О котором сам автор отзывался, как о человеке, который «представляет собой живое доказательство того, что можно жить правдой, можно жить без обмана, вразрез с установившимся современным мнением, можно жить совершенно бескорыстно и быть счастливым».
Занявшее 34 дня путешествие из столичного Санкт-Петербурга в северный городок Архангельск и далее вызвало широкий отклик у российского читателя.
На память о поездке на родной ему Север отец Иоанн подарил художнику свой большой фотографический портрет с дарственной надписью: «Любезному, дорогому моему, незабвенному спутнику в Суру и обратно, Сергею Вас. Животовскому, на память. Протоиерей Иоанн Сергиев. 25 июня 1903».
Жизнь и творчество в Санкт-Петербурге
Окончив рисовальную школу и академию художеств, Сергей Васильевич и сам немало потрудился на ниве художественного воспитания молодёжи. Например, много лет преподавал рисование воспитанницам Ксениинского института благородных девиц (женского института имени великой княжны Ксении Александровны).
Не ограничиваясь этим, он – признанный художник-график и портретист. Иллюстрирует детские и юношеские книги и журналы, рисует для газет и почтовых открыток. Рисует на картоне кистью, карандашом, тушью, белилами, румянами и сурьмой, рисует для самых популярных журналов и газет того времени – таких, как «Нива» (1888–1904 гг.) и «Огонёк» (1910–1917 гг.).
Едва ли не в каждой семье хранились тогда оформленные Животовским «открытые письма», а также картинки на самые разные темы. Скажем, «Нападение волков», на которой мы видим крестьянина, спасающегося от голодных волков на стволе ели.
Вообще, можно только удивляться журналистской и графической «всеядности» Животовского! Под собственным именем, а также под псевдонимами «Пьер-О» и «Serge» он фотографирует всё и всех, строчит репортёрские зарисовки, рисует сатирические шаржи и плакаты на актуальные общественно-политические темы. Ни одна нашумевшая театральная премьера, ни одна выставка рисунков и иллюстрированных изданий не обходится без него и его работ. А ведь писал он и батальные, и исторические полотна!..
Эмиграция: Хельсинки – Нью-Йорк
Что Февральскую, что Октябрьскую революцию 1917 года Животовский встретил без восторга, но в целом благожелательно. Его очерки и рисунки постоянно печатаются в журнале «Огонёк», но журналистикой в то время прожить было трудно, и он служит инспектором единых трудовых школ, председательствует в домкомбеде (домовом комитете бедноты), как назывались органы самоуправления в питерских жилых домах.
И всё же в 1919 году он покидает Страну Советов, чтобы обосноваться в Гельсингфорсе, как в то время было принято называть Хельсинки, столицу ставшей уже суверенным государством Финляндии. Здесь он заведует художественным отделом русской газеты «Рассвет», сотрудничает с возрождённым в Берлине журналом «Новый Огонёк», иллюстрирует карело-финский поэтический эпос «Калевала», пишет театральные сценарии. При содействии Ильи Ефимовича Репина, чьё имение Пенаты в Куоккале после развала Российской империи оказалось на территории Финляндии, Животовский провёл персональную выставку.
В 1922 году перебрался в США, жил в Нью-Йорке. Работал в газете «Новое русское слово», в течение семи лет был председателем Фонда помощи нуждающимся российским писателям и учёным. Свою бизнес-нишу он нашёл в создании расписных шалей (батиков), ставших чрезвычайно популярными на американском рынке.
Там же в Нью-Йорке Сергей Васильевич Животовский и скончался 10 апреля 1936 года. Немалая часть его работ хранится сейчас в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.
Примечания издателя:
* Познавательный очерк «Семёновский мост через р. Чу» подсказал мне его автор Максим Дубинин.
© Владимир ПРОСКУРИН
Для сайта «Очерки истории Алматы», 14 марта 2022 г.
|
|