ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание
 
Творчество В.Н. Проскурина
 
Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика








Очерки истории Алматы
Краеведческие очерки В.Н. Проскурина

МЕРИДИАННЫЙ КРУГ БАРОНА КАУЛЬБАРСА

В
  начале века в Одессе было положено начало отечественной авиации. Здесь возник первый завод предпринимателя А.Анатра, выпускавшего «Фарманы», «Ньюпоры» и «Анатры», создана первая лётная школа под началом популярного пилота Хиони, учреждён первый аэроклуб, на базе которого состоялся Южный съезд воздухоплавателей России, устроены показательные полеты известных летчиков М.Ефимова и С.Уточкина. У истоков всех этих громких и полезных начинаний стоял человек удивительной судьбы…

Свидетельством тому служат две золотые медали имени Литке, которыми он был награждён Императорским Русским географическим обществом (ИРГО) за исследование природы Тянь-Шаня и Арало-Каспийского бассейна, золотое оружие в память о Хивинском походе, следы тяжёлых ранений в боях под Кульджой и Мукденом. Он первым открыл судоходный путь по Амударье, определил точное положение горных хребтов Ак-Шыйрак, Сарыджаз и Кокшалтау, основал город Пржевальск на озере Иссык-Куль, наконец, оставил богатейшее научное и литературное наследство!

Оставив на время земные дела, наш герой в 1907 году отправляется покорять воздушное пространство. В возрасте уже за шестьдесят, он впервые садится за штурвал хрупкого биплана и осваивает небо России, Франции, Англии. В 1912 году он отправляется за границу для изучения воздухоплавания. Ровно в семьдесят он принимает участие в создании военно-воздушного флота России и с началом Первой мировой войны берет на себя руководство всеми силами фронта.

АЛЕКСАНДР ФОН КАУЛЬБАРС Его имя – Александр Васильевич Каульбарс. Или барон фон Каульбарс, ведь сын генерал-лейтенанта российской армии Василия Романовича Каульбарса всегда гордился родовыми корнями, уходящими в глубь истории Германии, Швеции и России, и был истинным продолжателем семейных традиций. Барон старался быть похожим и на прадеда Симона, жившего в Вестфалии в XVI столетии, и на дальних родственников Якова Романовича и Карла Ивановича, служивших при Российском дворе двумя веками позднее, наконец, на шведского подданного Иоанна-Фридриха, генерал-адъютант короля Карла XII. Род Каульбарсов был вписан в дворянский матрикул Эстляндской губернии, а прибалтийский хуторок Меддерс стал родовым имением Каульбарсов.

Блестяще окончив Николаевское училище гвардейских юнкеров, 16 июня 1861 года прапорщик Александр Каульбарс начал службу в лейб-гвардии Гатчинском полку. Участвовал в подавлении Польского восстания 1863 года. Пройдя курс наук в Николаевской Академии Генерального штаба, в 1868 году офицер получает назначение старшим адъютантом штаба войск Семипалатинской области, а затем – Туркестанского военного округа. Не без влияния Петра Петровича Семёнова (Тян-Шанским он станет в 1906 году) Каульбарс отправился в своё первое путешествие по Средней Азии. Ему было в ту пору двадцать пять лет…

31 мая 1869 года из Верного вышла военно-научная экспедиция в составе штабс-капитана А.Каульбарса, топографов О.Рейнгардта и Ф.Петрова, строителей Нестерова и Семякина, толмача, проводника, а также группы сопровождения из числа семиреченских казаков. Задача перед исследователями была поставлена сложная – решить для пользы Отечества тайну гигантского высокогорного треугольника, ограниченного хребтами Ферганским, Терскей, Алатау и Кокшалтау, приблизиться на востоке к Меридианальному хребту с высочайшей и недоступной вершиной Хан-Тенгри, определить высоты пунктов маршрута, произвести съёмку путей сообщения с Кашгаром и Кульджой, дать географическое описание пройденных местностей.

В задачу экспедиции входило также выбрать место для нового центра управления Иссык-Кульским уездом, коим в 1864-1869 годах служило отбитое у кокандцев укрепление Аксу. И к 1 июля 1869 года на караванной дороге из Чуйской долины в Кашгарию было найдено место, распланированы улицы и площади, гостиный двор и караван-сарай. Вместе с уездным начальником А.П.Чайковским Каульбарс исправил ошибку своих предшественников. «Рисовалась в нашем воображении, – писал он, – картина прибрежного города с пристанями, пароходами, прекрасными купальнями, обслуживающими чудный по климатическим условиями курорт».

История знает немало случаев, когда стихия стирала с лица земли города, простоявшие столетия. Перо барона Каульбарса зафиксировало случай, когда город потерпел катастрофу, ещё не появившись на свет. Путешественники жили в юрте, здесь же на примитивных столах были разложены для обсуждения топографические планшеты с готовыми планами разбивки города. В одну из ночей случилась страшная по силе гроза; буря снесла юрту, разметав по окрестностям всё, что в ней находилось. Едва рассвело, на помощь искателям пришли десятки добровольцев, – и ценные бумаги и инструменты были, к счастью, найдены. Вновь застучали топоры, завизжали пилы. К зиме 1870 года появились 12 изб Каракольского укрепления (ныне – город Каракол). На этом Каульбарс счёл свою миссию выполненной, и его отряд ушёл в длительную рекогносцировку верховьев рек Тянь-Шаня.

В марте 1889 года уже ставшему городом Караколю было дано имя Николая Михайловича Пржевальского, безвременно угасшего на берегах «кыргызского моря». По случаю переименования почётный гражданин города Александр Каульбарс написал каракольцам: «Город Каракол предназначен по своему положению внести светоч русской культуры в дебри Тянь-Шаня, а поэтому он будет всегда гордиться носить имя одного из выдающихся пионеров нашего движения в Азию, всемирно известного путешественника и исследователя, незабвенного Н.Пржевальского, этого русского богатыря, провозвестника Русской силы, Русского влияния и Русской цивилизации в Центральной Азии».

Первопроходцев Тянь-Шаня можно считать героическими людьми. Они преодолевали огромные трудности, пробиваясь с навьюченными лошадьми по узким каменистым тропам, вьющимся по крутым склонам гор, а иногда шли вовсе без троп, поднимаясь на покрытые вечным снегом перевалы и вновь спускаясь в глубокие ущелья, на дне которых бурлили бешеные потоки ледниковой воды. В результате этой самоотверженной работы основные черты географии Тянь-Шаня получили своё отражение на картах. Любопытно, что в ту же пору в Прииссыккулье побывал художник Василий Верещагин, который запечатлел увиденное первопроходцами на своих полотнах. Эти картины вполне можно рассматривать как географические документы, наглядные пособия к топографическим картам и приложение к забытой работе А.Каульбарса «Материалы по географии Тянь-Шаня».

Вполне заслуженно имя Каульбарса до революции считалось вторым – по важности сделанных открытий – после Семёнова-Тян-Шанского. Он изучил верховья Нарына, найдя их началом Сырдарьи. Обнаружил, что широкий фронт дендритового глетчера спускается прямо к моренному озеру и, возможно, частично находится на плаву. Здесь, за счёт откола крупных глыб льда, образуются айсберги. Эта картина ничем не отличается от тех, которые можно наблюдать во фиордах Шпицбергена или на юге Аляски.

Но Каульбарс прославил себя не только географическими открытиями во Внутреннем Тянь-Шане. Участвуя в Кульджинской экспедиции 1871 года под руководством генерала Колпаковского, он получил ранение при штурме крепости Чинчаходзи. В 1873 году награждается золотым оружием за участие в Хивинском походе, ему присваивают звание полковника.

МОГИЛА КАУЛЬБАРСА

Могила А.В.Каульбарса на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

В том же 1873 году Каульбарс в составе Уран-Дарьинской экспедиции А.Глуховского оказывается в устье рек Арало-Каспийского бассейна. Судьба вновь свела его с реками, верховья которых он изучал ранее. На пароходе «Перовский» барон исследует дельту и старое русло Аму-Дарьи, находит судоходный путь из Аральского моря. В отчёте путешественник делает правильный вывод: Аму-Дарья ранее впадала в Каспий, а в Арал стала нести воды позднее. Причём впадала она в озеро Сары-Камыш, а избыток воды стекал в красноводский залив по руслу, называемому Узбой.

В 1874 году барон Каульбарс покидает Среднюю Азию. Участвует в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. По окончании военных действий работает в комиссии для определения границ Сербии и Болгарии, а в 1882-1883 годах он – военный министр княжества Болгарии. Затем командует кавалерийскими дивизиями и корпусами. Участник военных действий в Китае (1900-1901), за что получил звание генерала от кавалерии. В 1901-1909 годах – командующий войсками Одесского округа, с перерывом на участие в Русско-японской войне 1904-1905 годов.

Увлёкшись авиацией, возглавил организацию авиационного дела в действующей армии во время Первой мировой войны. Более того, спустя 37 лет после покорения Тянь-Шаня (Небесных Гор) Каульбарс самостоятельно поднялся в небо на аэроплане. С 1916 года – на пенсии. После Октябрьской революции уехал на юг России, откуда и эвакуировался в Константинополь, оттуда в Болгарию и Францию. В Париже он и умер в 1929 году, на восемьдесят шестом году жизни. Его ждала холодная земля парижского кладбища, прощальное слово русской эмиграции и полнейшее забвение в родном Отечестве. Впрочем, если верить справочно-энциклопедической литературе, барон А.Каульбарс похоронен для Страны Советов ещё… в 1887 году! (см. «История Казахстана», книга 1, Дореволюционный период).

Сердце А.Каульбарса всецело принадлежало Азии. В его петербурской квартире, национализованной большевиками, погибла редкая коллекция предметов культуры Востока, уникальное собрание оружия воинственных хунхузов. Его дерзновенные полёты также оказались в чуждой нам галактике. В нашей советской мирооколице о них вспоминают то в истории геологии, то в истроии воздухоплавания, то в истории дипломатии (всякий раз без сожаления, а лишь с иронией и неприязнью к его немецкому происхождению, дворянскому титулу и воинскому званию). Одно утешает, что всё в этом мире переменно…

© Владимир ПРОСКУРИН
Опубликовано в газете “Deutsche Allgemeine Zeitung”, 16 января 1993 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета