ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание
 
Творчество В.Н. Проскурина
 
Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Top.Mail.Ru

Яндекс.Метрика

Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы
Краеведческие очерки В.Н. Проскурина

ТРАНЗИТ АЛМАТЫ – АЛМА-АТА – ВЕРНЫЙ: БЫЛА СТАНИЦА, СТАЛА СТОЛИЦА

В
  середине лета 1853 года военный отряд пристава Большой орды Михаила Перемышльского, выйдя из Копала, подошёл к старинной переправе Огуз-Уткул, что вела через своенравную азиатскую реку Или в высокогорные джайляу Тургеня, на сырты Центрального и Внутреннего Тянь-Шаня…


РОМАН-ТРИЛОГИЯ ДМИТРИЯ СНЕГИНА В ГОРОДЕ ВЕРНОМ

Роман-трилогия Дмитрия Снегина «В городе Верном» включает три книги: «На краю света» (1956 г.), «Мы из Семиречья» (1959 г.) и «Через наши сердца» (1970 г.)

Майору Перемышльскму было предписано вести дипломатические и экономические переговоры с обитавшими там народами, склоняя их к сотрудничеству в торговле и промышленности и в целом к союзу с Россией. Переговоры были успешными, и к весне следующего года команда сотника Глазырина изучила местность вдоль Заилийского Алатау, навела постоянную переправу Кулумбаш на слиянии рек Курты и Или и приступила к сооружению крепости на берегах Малой Алматинки.

Строительство велось на основе «Проекта укрепления за рекою Илею, на урочище Алматы, что в Большой Киргизской орде», высочайше утверждённого 7 марта 1854 года.

В разработке генплана принимали участие ведущие фортификаторы России – Аркадий Теляковский и Эдуард Тотлебен, в привязке к местности – топограф Елизар Воронин, военные инженеры Леонард Александровский и Цезарь Гумницкий. На документе росчерком карандаша император Николай I начертал резолюцию: «Согласен, но сосланных туда покуда не поселять». Высочайший рескрипт был закреплён статьёй 28260 «О строительстве укрепления «Заилийское» (измененном позднее на «Верное», статья 29772 Полного собрания законов Российской империи, т. ХХХ, 1854 год).

В 1859 году командированный из Петербурга геодезист и картограф Александр Фёдорович Голубев определил координаты 17 важнейших географических объектов, в том числе укрепления Верного, впервые нанеся их на карты мира.

Тем временем корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей», отметивший это важное событие, сообщал российским читателям следующее: «Наше укрепление растёт не по дням, а по часам. И как ему не процветать в стране, благоприятствующей всеми дарами природы и так долго ждавшей водворения цивилизации. Давно ли здесь была пустыня, в которой с самого сотворения мира не бывало осёдлости, только лишь посещалась кочевниками, а теперь здесь город, в котором более пяти тысяч жителей! Поверьте, что не пройдет десяти лет, как наше Верное превратится в обширный город, которому будут завидовать не только сибирские, но и русские города…»

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН УКРЕПЛЕНИЯ ВЕРНОЕ

«Генеральный план укрепления Вернаго, Большой и Малой Алматинских станиц, Ташкентской слободки, с окрестностями на пушечный выстрел. Укрепление Верное, 15 генваря 1858 года». Автор – инж. Леонард Александровский

Укрепление Верное становилось отправной точкой маршрутов первых научно-практических экспедиций по Семиречью. Чокан Валиханов изучал здесь жизнь, быт, родовые отношения тянь-шаньских народов. Во время путешествия в экспедиции Михаила Хоментовского, начальника Алатавского округа, Чокан вёл дневник поездки, иллюстрируя увиденное карандашными и акварельными рисунками. Изучая эпос «Манас», молодой учёный сумел увидеть в нём «энциклопедическое собрание всех киргизских мифов», «нечто вроде степной Илиады».

Отметим важность результатов экспедиций Петра Семёнова-Тянь-Шанского, Николая Пржевальского, Ивана Мушкетова по изучению природы края, а также капитана Воронина, занятого топографическими работами и составлением карт Заилийского края, выбором и планировкой местоположения укрепления Верного.

Первой (и довольно удачной!) попыткой обобщения и систематизации всех основных сведений о природе, хозяйстве, населении и общественно-политическом устройстве народов, населявших предгорья Тянь-Шаня, стал опубликованный в 1851 году в журнале «Записки Императорского Русского географического общества» очерк «Сведения о дикокаменных киргизах». Хотя авторы его указаны не были, исследователи полагают, что в составлении этой уникальной для того времени энциклопедии приняли участие верненцы Иван Бардашев, Елизар Воронин, Тимофей Нифантьев и Василий Обух.

ПАВЕЛ КОШАРОВ. ПЛОЩАДЬ В УКРЕПЛЕНИИ ВЕРНОМ

П.Кошаров. «Площадь в укреплении Верном». 1857, литография 23х55

Облик нового поселения запечатлели на своих полотнах талантливые сибирские живописцы Михаил Знаменский и Павел Кошаров. Известны три их рисунка. Композиционным центром работ художников является станичная площадь. Посередине её – маленькая деревянная Софийская церковь, освящённая настоятелем Евтихием Вышеславским в 1858 году. Справа нарисован угол земляного вала крепости: на валу – тын из плетня, за тыном – высокий с растяжками флагшток, на котором в торжественные дни развевался трёхцветный российский флаг. Вдоль высоких берегов Алматинки, поросших еловым лесом, видна дорога, ведущая в ущелье. Здесь расположены летний лагерь казаков и госпиталь. На обочине будущего проспекта Достык – полосатый верстовой столб. На другом рисунке станичная площадь уже застроена добротными бревенчатыми домами; в отдельных дворах на летнее время поставлены юрты. В одной версте от крепости отображено новое поселение – выселок Мало-Алматинский, обживаемый казаками и крестьянами. Чуть далее художник увидел Татарскую слободу, над которой высится минарет мечети. Православный крест и мусульманский полумесяц прекрасно уживались в соседстве, символизируя миролюбивый характер сосуществования людей различных вероисповеданий.

В 1879 году вновь образованный статистический комитет Семиреченской области, душой которого был замечательный краевед Владислав Ефимович Недзвецкий, провёл первую городскую перепись. Кстати, известно, что на время формирования Семиреченского казачьего войска среди большинства православных казаков службу несли 235 мусульман, 113 буддистов, 26 католиков и 21 лютеранин. А 30 казаков были разного рода сектантами.

11 апреля 1867 года принято решение о возведении укрепления Верного в степень города, ставшего центром Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства. Началось учреждение структур в составе Туркестанского края (в 1882-1899 гг. – Степного): Областного правления во главе с военным губернатором, Туркестанской епархии с пребыванием в Верном епископа Туркестанского и Ташкентского, Войскового правления с избранием наказного атамана Семиреченского казачьего войска и других учреждений для благоустройства края. Вопросами городского хозяйства до избрания Верненской городской Думы и управы ведало городское присутствие Областного правления.


В.Н.ПРОСКУРИН. ЭПОХА ЗОДЧИХ ЗЕНКОВЫХ

В 2016 году вышла в свет посвящённая Павлу Матвеевичу и Андрею Павловичу Зенковым книга «Эпоха зодчих Зенковых»

13 ноября 1877 года состоялись выборы в Думу. Первым городским головой Верного был единодушно избран Павел Матвеевич Зенков (1830-1915).

Происходил он из уральских крепостных, однако, обладая талантом зодчего, нашёл высоких покровителей и получил вольную. Не имея специального образования, значился по разным ведомствам то вольным художником, то вольным архитектором. Осенью 1867 года Зенков прибыл с семьёй в Верный. Он принял участие в разработке и осуществлении первого генерального плана, вёл наблюдения и контроль за строительными работами, показал себя искусным мастером. Разносторонние таланты Павла Матвеевича проявились не только в зодчестве, живописи, ваянии, но и в музыке, литературе, науке и общественной жизни края. Отметим лишь его плодотворную журналистскую деятельность, которая не прекращалась в течение всей жизни почётного гражданина Верного. П.М.Зенков был членом престижных клубов и научных обществ, наконец, вошёл в купеческое сословие, был отмечен многими наградами и привилегиями. В большой семье первостроителя Верного было пятеро детей – сыновья Алексей, Андрей, Константин, Владимир и дочь Александра. Однако известность, благодаря общественной молве, получил только второй сын – Андрей Павлович Зенков (1863-1936) как первый архитектор старой Алма-Аты. Эта несправедливость по отношению к его отцу, к блестящей плеяде других верненских зодчих остаётся пока в силе, о чём свидетельствуют легенды о строительстве Кафедрального собора и других «зенковских» зданий.

В городской прописке «отказано» и другим представителям верненского общества, с именем которых забивался первый колышек в основание Верного, во все его добрые начинания. Прежде всего вычеркнуты из памяти имена людей военного, духовного и купеческого сословий. Среди них первый военный губернатор и наказной атаман Семиреченского казачьего войска Герасим Алексеевич Колпаковский (1819-1896), первый архипастырь Туркестанского края Преосвященный Софоний (в миру – известный богослов Степан Васильевич Сокольский) (1800-1877), первая купеческая семья Кузнецовых – братья Василий и Владимир и сын последнего Иннокентий. Без этих громких и десятка других простых, но благородных имён невозможно прикоснуться к истории города.

С 1869 года город начал строиться на юго-запад от Большой Алматинской станицы – от современных улиц Макатаева и Пушкина. К 1 января 1870 года было продано жителям 177 участков, из них большинство уже было освоено. Первые городские кварталы возникли вдоль Ташкентской аллеи (ныне – проспект Райымбека). Была определена главная площадь – Сенная (ныне – площадь перед зданием ТЮЗа), с возведением в центре её благолепного Покровского собора, освящённого в 1882 году.

Однако первый опыт градостроительства оказался неудачным и не выдержал натиска стихии. 28 мая 1887 года новый город был полностью уничтожен разрушительным землетрясением, которое продолжалось с определёнными перерывами в предгорьях Заилийского Алатау без малого около трех лет! Очевидцы рассказывали, что подземная стихия разбудила спящий город в 4.35 утра. Толчки в течение пяти минут превратили в руины 1799 лучших построек нового города: губернаторский дом, четыре корпуса гимназии, архиерейский дом с подворьем, храм Покрова Пресвятой Богородицы. Землетрясение не утихало ни на час, а только усиливалось грозами и ливнями, оползнями с гор, даже затмением солнца. Изменились очертания окрестных гор, живописные долины превратились в каменную пустыню. В субботу 30 мая распространился слух о якобы надвигающемся потопе. Трудно представить начавшуюся панику. Всякий мчался, не осознавая, от чего он бежит и куда. Главное было покинуть проклятый Богом город…


ГУБЕРНАТОР АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ФРИДЕ

Генерал-майор (в пору губернаторства в Семиречье) Алексей Яковлевич Фриде (1838-1896)

Городские власти в тяжёлый 1887 год пытались поддержать население и словом, и делом. Тяжело раненый Семиреченский военный губернатор Фриде не прекращал оказывать содействие в доставке хлеба, одежды, медикаментов. Помощь шла со всех уголков Российской империи. Аксакал города Сеид Ахмед Сейдалинов поставлял юрты, горячее питание, предоставил кров пострадавшим в соседних аулах. Преосвященный Неофит совершил всенародный молебен. 332 погибших, в большинстве своём умерших от ушибов детей, отпевали в походной церкви-палатке и предавали земле. С годами это кладбище (ныне – парк 28 гвардейцев-панфиловцев) было уничтожено. А с ним ушла память об этой страшной в истории города трагедии.

Уже в ту далёкую пору начинают разрабатываться научно обоснованные правила застройки города, расположенного в сейсмической зоне. Однако из-за дороговизны проектов строители не воспользовались ни рекомендациями учёного Ивана Васильевича Мушкетова, ни применением новых строительных материалов и конструкций при возведении зданий, предложенных строителем Павлом Матвеевичем Зенковым. Верный после землетрясения 1887 года становился исключительно деревянным, одноэтажным и приземистым городком.

Другая проблема благоустройства города извечно крылась в развитии городской территории. Первый генплан 1868 года (авторы Н.И.Криштановский и П.М.Зенков) был утвержден генерал-губернатором Туркестанского края в 1874 году, когда город уже начал строиться. Причем требуемые десятины земли под усадьбы и выгон были значительно занижены при утверждении плана и составили лишь 443 квадратных десятины. Поэтому городская территория прирастала за счёт освоения укрепления Верного (1854-1889 гг.), алматинских станиц Большой (1855-1927 гг.) и Малой (1860-1962 гг.), Татарской слободы (1857-1962 гг.) и других городских предместий, ныне составляющих Медеуский район Алматы. Возведение городских кварталов вынужденно велось на выгонной земле, что, естественно, ущемляло права собственников земли, мешало ведению сельского хозяйства.

С установлением в Семиречье Советской власти в 1918 году вопрос о городской территории разрешился одним росчерком пера Военно-революционного комитета о национализации земли и ликвидации частной собственности и сословий. В 1918 году городская площадь была определена в 20 кв. км.

14 марта 1921 года декретом ЦИК Туркестанской АССР было закреплено решение Верненского уездно-городского комитета РКП(б) о переименовании Верного в Алма-Ату. Полагают, словосочетание было принято ташкентскими советскими работниками по аналогии с названиями других среднеазиатских городов типа Аулие-Ата, где «ата» означает Всевышний, святой или просто отец, дедушка. Вопрос о правильном написании Алматы уже тогда неоднократно обсуждался и общественностью, и на государственном уровне. Однако городу суждено было долгие годы быть Алма-Атой, и это название прошло через судьбы не одного поколения горожан. В 1994 году город был официально переименован в Алматы.

В 20-е годы еще три главных социально-экономических события повлияли на жизнь города. Они явились началом политики диктатуры пролетариата, красного террора, национализации и экспроприации всего и вся, административно-территориального беспредела, революционных переименований. Вслед за перерастанием Первой мировой войны в гражданскую, восстания 1916 года в революцию 1917 года, в Верном в 1920 году назрел антисоветский мятеж. Последствия репрессий новой власти были трагичны. Население Верного сократилось почти вдвое. Вторым главным событием было отделение в 1924 году Семиреченской (Джетысуской) области и выход её из состава Туркестанской республики, а также вхождение в Казахскую (Киргизскую) автономию РСФСР. Одновременно Алма-Ата после национально-государственного размежевания Средней Азии становится после Оренбурга фактически административным, экономическим и культурным центром реформированного края.


МУХАМЕДЖАН ТЫНЫШПАЕВ

Мухамеджан Тынышпаев в форме путейца (1879-1937)

Третьим событием, безусловно, является решение Коммунистической партии и союзного правительства о строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги. Любопытно заметить, что проект Турксиба обсуждался ещё в XIX веке в работах верненских градостроителей Э.Баума, П.Гурдэ и П.Зенкова в связи с приездом в Верный министра путей сообщений России князя Хилкова. Эта идея была поддержана депутатами Госдумы Тынышпаевым и Гучковым. Предполагалась поставка в Семиречье материалов с Путиловского завода. Столыпинская реформа вызвала к жизни экономическое понятие «пятилетка», и в народно-хозяйственный план царской России было включено строительство Турксиба.

Однако только в 1926 году Совет труда и обороны СССР начал великую стройку пятилетки, но уже советской. Стройку возглавили те самые мечтатели из Семиречья – зампред Совнаркома РСФСР Турар Рыскулов и его земляк Мухамеджан Тынышпаев, выпускник Верненской мужской гимназии и Императорского института инженеров путей сообщения имени Александра I в Санкт-Петербурге, бывший сопредседатель Временного правительства Туркестана по Семиреченской области. Когда Тынышпаев был репрессирован, ему в вину поставили не только вредительство на Турксибе, но и депутатское, и керенское прошлое…

29 апреля 1927 года Совнарком РСФСР утвердил решение VI Всеказахстанского съезда Советов о переносе столицы автономии из Кзыл-Орды в Алма-Ату. Правительство переехало в новый административный центр только к лету 1929 года, воспользовавшись пробным поездом строящегося Турксиба. Но в целом массовый переезд учреждений затянулся на долгое время. Некоторые организации довольно долго оставались в Оренбурге. Не успев переехать в Кзыл-Орду, им было предписано следовать в новую, третью столицу – Алма-Ату.

ПЕРВЫЙ ПОЕЗД ПРИБЫВАЕТ В АЛМА-АТУ

Первый поезд прибывает в Алма-Ату 19 июля 1929 года. Фото – Н.Аргунов

В 1927 году в городскую черту вошла Большая Алматинская станица, которая пополнила образованный Фрунзенский (ныне – Медеуский) район столицы. С образованием ещё двух районов – Сталинского и Ленинского (ныне – Алмалинского и Жетысуйского), а с годами и Кагановического (ныне – Турксибского), территория города в 1937 году составила 45 кв. км, а плотность населения возросла до 270 человек на 1 кв. км в центральной части и 90 человек – на окраине. Население города к 1929 году составляло 55 тысяч человек, а в связи с переносом столицы в Алма-Ату начало неуклонно возрастать. Стало не хватать жилья. Необходимо заметить, что квота кочующих госчиновников была значительно превышена главным образом за счёт самовольного включения в списки прибывших их близких и родственников. Жилищный кризис был разрешён национализацией помещений, занимаемых потомками буржуазии, духовенства и казачества.

В 30-е годы Алма-Ата становится первым центром политической ссылки. По печально известной 58-й статье УК РСФСР в город прибыл Лев Троцкий – некогда второе после Ленина лицо в государстве. В Алма-Ате под административным надзором жили и работали интернационалисты Юлиус Фучик и Мате Залка, «хранитель древностей» Юрий Домбровский, писатели Галина Серебрякова и Анна Никольская, художники Всеволод Теляковский и Сергей Калмыков, экономист-аграрник Александр Васильевич Чаянов (он и умер здесь), академик Евгений Викторович Тарле. В эти же годы был опалён цвет казахской интеллигенции – из Алма-Аты в небытие ушли Сейткали Мендешев, Сакен Сейфуллин, Турар Рыскулов, Узакбай Кулумбетов, Темирбек Жургенов, десятки общественных деятелей, творческих работников, технических специалистов республики, сотни простых алмаатинцев, ставших жертвами политических репрессий.

ВИД НА СКВЕР И ЗДАНИЕ ГЛАВПОЧТАМТА

Вид на сквер и здание Главпочтамта, построенное в 1931-1934 годах как часть ансамбля правительственных зданий на бывшей Казачьей площади в связи с переносом столицы казахской автономии из Кзыл-Орды в Алма-Ату

26 марта 1937 года Х съезд Советов Казахстана утвердил Конституцию, согласно которой автономия была преобразована в союзную республику. Административным центром Казахской Советской Социалистической Республики стала Алма-Ата. Пройдут десятилетия, столица окажется в центре политических и социально-экономических событий, в результате которых государство СССР перестанет существовать, Республика Казахстан обретёт суверенитет. 30 августа 1995 года будет принята новая Конституция, согласно которой Казахстан вступит в новую эпоху своего развития, Алма-Ата (переименованная в Алматы) постепенно утратит свой столичный статус и передаст эстафету столичных городов (Оренбург – Кзыл-Орда – Алма-Ата) Акмолинску (также переименованному сначала в Акмолу, затем в Астану).


АЛЕКСАНДР ШАВРОВ

Лётчик Александр Шавров (1892-1919)

Расширение городской территории требовало развития грузопассажирского транспорта. К концу 20-х годов на смену гужевому транспорту постепенно приходит автомобильный. Правда, первый опыт создания городской автолинии относится еще к 1906 году. До революции в Верном существовала автомастерская и курсы шоферов Карпа Овчарова, горюче-смазочные склады «Братьев Нобель». Между прочим, шофёрские курсы закончил и уроженец Капчагая Александр Шавров, впоследствии военный летчик, первым проложивший воздушную трассу Самара – Актюбинск – Ташкент – Верный и посадивший 1 апреля 1919 года самолет-биплан «Conbur» на площади за Малой станицей.

В 1923 году на поле верненского ипподрома был оборудован первый аэропорт Алма-Аты (ныне – район Центрального стадиона). В начале 40-х годов городской автопарк имел восемь 32-местных отечественных машин «ЗИС-16» и двадцать пять 16-местных автобусов «Газ-АА», курсирующих по четырём маршрутам, соединяя станцию Алма-Ата 1 с центром, Малую станицу с посёлком плодоконсервного завода, центр с госзаповедником в урочище Медеу. Среди стахановцев автодвижения известны имена водителей Г.Каракая и В.Шевченко, регулировщика И.Трубачёва. Автобус и сегодня остается главным видом общественного транспорта. В Алматы расположены 52 транспортных предприятия, включая 8 автопарков, 5 таксопарков и маршрутных такси, 28 автокомбинатов, занимающихся грузопассажирскими перевозками. Ежедневно по городским дорогам протяжённостью 1600 км курсируют около 2000 автобусов.

Растёт число не только городских пассажиров. Ежедневно в Алматы приезжают 250-300 тысяч гостей. 19 июля 1929 года первый локомотив «Э-1441» прибыл на железнодорожную станцию Копа, где временно был оборудован столичный вокзал. Чтобы добраться до Алма-Аты, пассажирам приходилось преодолевать гужевым и автомобильным транспортом ещё около ста верст. 25 января 1930 года пробный поезд начал эксплуатацию так называемой «горветки» – пассажирской линии, связующей город с посёлком станции Алма-Ата I. Впрочем, по «горветке» перевозились в 30-е годы к наиболее важным возводимым объектам и строительные материалы и грузы. Позднее, в 1936 году, управление городских железных дорог преобразуется в «Трамвайстрой», который приступит к строительству трамвайных и троллейбусных линий. В наши дни перевозками электрического транспорта занимается коммунальное государственное предприятие «Алматыэлектротранс». 7 ноября 1937 года первый трамвай прошел кольцом «А» по улицам Комсомольская, Уйгурская, Пастера, Карла Маркса.

12 июня 1941 года было принято решение о пуске первого городского троллейбуса. Десять 52-местных машин предполагалось приобрести на Ярославском заводе и пустить их по линии от клуба-театра имени Дзержинского, далее по улицам Калинина и Ленина к Головному арыку. Были посланы на стажировку в Москву первые водители. Однако начавшаяся Великая Отечественная война резко изменила мирные планы. И только в марте 1944 года удалось проложить вторую троллейбусную линию вдоль улицы Гоголя от машинного парка до парка культуры и отдыха имени М.Горького. В 1999 году на маршрутах пущено 30 дополнительных трамваев. В перспективе намечено пустить на линии 200 новых троллейбусов и открыть алматинское метро, с этой целью достигнута договорённость с иностранными инвесторами на строительство метрополитена с расстоянием в 47 км. Помимо этого создано чешско-казахстанское предприятие по сборке троллейбусов «Шкода», действует ремонтная база электрического транспорта АО «Электромаш».

В годы Великой Отечественной войны городская территория претерпела большие изменения. Для организации всесоюзного тыла и эвакуации в Алма-Ату значительных материальных и людских ресурсов было высвобождено 45 тысяч кв. метров производственных площадей, уплотнён жилой фонд с целью размещения свыше 26 тысяч эвакуированных и их семей. Однако поток переселенцев был значительно выше. Под жильё использовали террасы домов и классы учебных заведений, в летнее время – дворы и сады. Эвакуированные старались жить колониями по национально-географическому признаку: в Большой станице селились еврейские деятели культуры и искусства, на Клеверных участках – украинцы, в западной части на улицах-линиях – белорусы, в центральной части города – творческая элита, «лауреатники». Писатель-натуралист Максим Зверев как-то вспоминал, что группа ленинградских литераторов обжила даже помещения алма-атинского зоопарка, потеснив экзотических животных.

В Алма-Ату было переброшено из прифронтовой полосы более 30 промышленных производств, развернуто 8 эвакогоспиталей, размещено 15 вузов и техникумов, около 20 научно-исследовательских институтов, свыше 20 культурно-просветительских учреждений. Все сферы городского хозяйства претерпели изменения и получили невиданное ускорение в развитии. Только промышленное производство за годы войны возросло на 184% и пополнилось новыми предприятиями тяжёлой и лёгкой, пищевой индустрии. Многие предприятия после войны остались в Алма-Ате – Ворошиловградский завод «ХХ лет Октября», Луганский паровозостроительный, ставший АЗТМ; на базе Реутовской, Полтавской и Ивантеевской фабрик были созданы хлопкопрядильное и трикотажное производство; Московская и Харьковская кондитерские фабрики увеличили выпуск алма-атинской сладкой продукции.

ВИД НА СКВЕР И ЗДАНИЕ ГЛАВПОЧТАМТА

Вид на здание Академии наук, построенное в 1948-1957 годах

Трудящиеся столицы Казахстана оказывали фронту огромную всестороннюю помощь, окружали вниманием и заботой семьи военнослужащих, инвалидов Отечественной войны. Здесь формировались 316-я (8-я гвардейская) стрелковая панфиловская дивизия, 73-я гвардейская сталинградская дивизия, другие воинские соединения. Здесь был создан фонд обороны на строительство танковой колонны и авиаэскадрильи «Алма-Атинец». Творческое участие эвакуированных деятелей литературы и искусства, ученых, практиков способствовало расцвету культурной и научной жизни Казахстана. В 1946 году была открыта национальная Академия наук. Её возглавил известный учёный-геолог Каныш Имантаевич Сатпаев, с именем которого связано освоение недр республики для нужд оборонной промышленности.

В Алма-Ате были объединены ведущие киностудии страны: Киева, Москвы, Ленинграда. На базе ЦОКСа снимались документальные и художественные кинофильмы «Иван Грозный», «Тебе, фронт», «Абай». В годы войны столицу Казахстана называли «советским Голливудом». Здесь работали композитор Сергей Прокофьев, кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, балерина Галина Уланова, писатель Михаил Зощенко, актер Аркадий Райкин, академик Владимир Иванович Вернадский. Сотни других известных деятелей Страны Советов жили в Алма-Ате.

Свыше 52 тысяч алматинцев были удостоены высоких правительственных наград за самоотверженный труд в тылу, 48 горожан получили звание Героя Советского Союза. Известен стране подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев во главе с политруком Василием Клочковым, геройски защищавших Москву. Весьма прискорбно, что среди достойных сынов Отечества нет имён солдат, подобранных на поле боя немецкой тыловой командой и таким образом попавших в плен. В этот список жертв репрессий попал и сержант Иван Добробабин, лишённый звания Героя Советского Союза и заключённый в советский концлагерь с 1947 по 1955 год. В парке героев-панфиловцев нет могил солдат Великой Отечественной, защитников революции и гражданской войны. Только безмолвные кенотафы и сосны у Вечного огня да голос колокола православного собора, извечно взывающего к вере, надежде, любви.

В 40-60-е годы городская территория расширялась за счет присоединения пригородных хозяйств, поселков, железнодорожной станции Алма-Ата I, аэропорта, колхозов «Луч Востока» (бывшая Малая станица) и «Казахстан» (бывшая Татарская слобода), Тастака. В 50-е годы начато массовое послевоенное жилищное строительство. Тогда был создан ряд типовых проектов 2-3-этажных зданий для районов с высокой сейсмичной активностью (КИЗ, Геологострой, Выставка). В 1955 году на базе завода железобетонных изделий №1 был создан Алматинский домостроительный комбинат. Восемь лет спустя, после освоения крупнопанельного домостроения, комбинатом было сдано 152,8 тысячи квадратных метров жилой площади. Началось возведение первых микрорайонов из 4-этажных зданий.

В 1978 году в городскую черту включили урочище Медеу, Каменское плато, земли хозяйств Коктюбе и Горного Гиганта. Городская территория возросла до 172,38 кв. км, в том числе под жилые здания было занято более 100 кв. км, до 20 кв. км – под производственные помещения и склады, до 10 кв. км – под транспорт; на остальной площади размещались кладбища, питомники, спецучастки. За последнее десятилетие в городе резко снизились объёмы нового жилищного строительства, изменились планы застройки. Появился спрос наиболее зажиточной части населения на земельные участки в экологически чистых районах Алматы: в предгорьях Заилийского Алатау; на территории севернее проспекта Райымбек (микрорайон индивидуальной одноэтажной застройки «Шынырак»), вдоль Талгарского шоссе («Думан»).


БАУРЖАН КАДЫРСИЗОВ

Миллионный житель Алма-Аты Бауржан Кадырсизов

На современном этапе наиболее активными направлениями роста городской территории остаются западная и северо-восточная, где возводятся массивы «Таугуль», «Мамыр», «Каменка», «Баганашыл», «Коктюбе», «Горный Гигант». Завершается строительство микрорайона «Самал», где возводятся монолитные сейсмоустойчивые здания в 9, 12 и 14 этажей. Наблюдается насыщение центральной части города объектами административно-делового, торгово-бытового, финансового и культурно-развлекательного назначений; увеличение объема транспортной нагрузки, перегруженности улично-дорожной сети центра города; повышение уровня загрязнения воздуха автотранспортом. Возникли проблемы благоустройства и озеленения дворовых пространств. В настоящее время полностью застроены и переуплотнены западные жилые массивы, ограниченные грузопассажирскими магистралями Толе би, Ауэзова, Розыбакиева, Саина.

По статистическим данным, на начало 1998 года в Алматы проживало 1 млн 61,4 тысячи жителей: в Алмалинском районе – 202,8 тысячи, в Ауэзовском – 256,0, в Бостандыкском – 229,7, в Жетысуском – 120,5, в Медеуском – 137,9 и Турксибском районе – по 114,5 тысячи жителей. 19 декабря 1981 года в роддоме №4 родился миллионный житель Алма-Аты Бауржан Кадырсизов. Родителям мальчика была вручена специальная бронзовая медаль. Младенца благословил писатель-фронтовик Бауржан Момыш-улы. 12 октября 1999 года в 23.30 появился на свет алматинец-шестимиллиардный житель планеты Земля.

© Владимир ПРОСКУРИН
Опубликовано в фотоальбоме «Золотая книга Алматы» (2000 г.)

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА

KAZ-FOOTBALL.KZ – КАЗАХСТАНСКИЙ ФУТБОЛ ТЕННИС В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ ШАХМАТЫ В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ


© 1996 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета