ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание
 
Творчество В.Н. Проскурина
 
Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика








Очерки истории Алматы
Краеведческие очерки В.Н. Проскурина

СВЕТОПИСЦЫ ЛЕЙБИНЫ

П
исатель Юрий Домбровский, певец и хранитель древностей старой Алма-Аты, рассматривая однажды чёрно-белые фотографии с видами старого Верного, напишет: «Удивительно точно и ясно вышла на старой фотографии диковатая и смешная молодость города. На ней всё молодо и непривычно»…

ЮРИЙ ДОМБРОВСКИЙ. ХРАНИТЕЛЬ ДРЕВНОСТЕЙ

Юрий Домбровский. «Хранитель древностей»

И далее: «Итак, ранняя весна какого-то фантастически далёкого года – десятого или одиннадцатого – возле узорчатого строения Зенкова. Я люблю рассматривать старые снимки тех мест, по которым хожу уже добрых полсотни лет. На них всё смещено во времени и на всё проливается какой-то новый, резкий, боковой свет. Вещи от него молодеют, люди улыбаются и становятся во фронт, старые, вросшие в землю здания снова вздымают свои фасады и резные узорчатые главы.

Однажды в ясный весенний день какого-то из этих годов бродячий фотограф (представитель Всемирного почтового союза, как значится на открытке) установил здесь на мостовой свой треножник, мановением руки разбросал зевак и щёлкнул объективом. Это было лет пятьдесят тому назад; и вот через полстолетия я смотрю на всё, что он увидел, его же глазами. Он удивлялся – и я удивляюсь. Он радовался всем этим необычайным куполам, радугам и шпилям – и я радуюсь».

Сейчас уже не представляется возможным сказать точно, когда и кем был привезён в Семиречье первый фотографический аппарат, но остались в истории имена первопроходцев, с охотой осваивавших сложное, но и заманчивое фотодело и отражавших в светописи житьё-бытьё семиреков: А.П.Маратканов, А.З.Чернович, А.А.Непряхин, Г.П.Дроздов, И.И.Дюков, И.Г.Рыжков, И.Л.Михновский и А.Г.Телегин – в Джаркенте, А.Н.Кольтюгин – в Копале, А.И.Туполев – в Лепсинске, Н.Н.Глаголев – в станице Зайсан, Г.П.Дрампов – в Пишпеке, М.И.Кондратов – в Большом Токмаке.

Что касается главного города Семиреченской области, учреждённой указом императора Александра II от 11 апреля 1867 года, то в Верном работали фотохудожники Иван Толшин, Казимир Махницкий, Иван Винтовкин, Михаил Ионов, Сергей Дмитриев, многие другие мастера светописи, запечатлевших для нас жизнь города и его окрестностей до и после землетрясений 1887 и 1910 годов. Но самыми популярными в нашем городе на начало XX столетия были фотосалоны Абрама Соломоновича Лейбина и его сыновей Бориса и Павла.

Кроме того, существовал магазин Ивана Хапилина – по продаже фотоаппаратов и фотографических принадлежностей. Впоследствии конкуренцию ему составили магазины фотопринадлежностей И.Д.Румша, М.Ю.Овсяного и В.Н.Юзефовича, книжные лавки братьев Александра и Константина Шавровых. С появлением в 70-х годах XIX века т. н. открытых писем (открыток) работы верненских фотомастеров с видами Семиречья и достопримечательностями Верного стали распространяться по всему миру. Чему способствовало открытие своего писчебумажного магазина Николаем Тарнецким, варшавским представителем Всемирного почтового союза.

ПРИВЕТ ИЗ ВЕРНОГО

Открытка с достопримечательностями Верного

И по сей день из бабушкиных сундуков на коллекционные развалы Старого и Нового Света попадают почтовые открытки или старые семейные снимки фирмы «Лейбин и сыновья» формата 9х14 см – именно таким был с 1878 по 1925 год международный стандарт открытки.

Соломон Лейбин организовал собственное фотодело сначала в Семипалатинске, а затем и в Верном. Известны исполненные им в середине XIX столетия портреты Чокана Валиханова и Фёдора Достоевского, других знаменитостей. Впрочем, в определении подлинного автора ценных дагерротипов прошлого есть и другие мнения, догадки и небылицы. В художественной литературе до сих пор бытует история Лейбиных художника театра и кино Кулахмета Ходжикова, который пишет, что некий Наум Лейбин «…содержал в Семипалатинске в те годы свою фотографию. У него, кстати, не раз снимался и Абай Кунанбаев; все известные нам фотографии Абая принадлежат Лейбину». Мол, и фотопортрет Валиханова и Достоевского 1859 года (см. «Фотограф щёлкает, и птичка вылетает») и иных значимых семипалатинцев сделаны в фотоателье Наума Лейбина.

ЧОКАН ВАЛИХАНОВ И ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ

Чокан Валиханов и Фёдор Достоевский

Мнение Ходжикова живет более полувека, но до сих пор остаётся косвенным, а не документальным источником. Полагают, что в Семипалатинске жила и работала семья Павла и Наума Лейбиных, видимо, близких родственников семьи Лейбиных – см. статью Бориса Николаевича Тихомирова «Прижизненная иконография Достоевского». Автор, заместитель директора по научной работе Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского в Санкт-Петербурге и президент Российского общества Достоевского, задаётся вопросом: «Кто же был фотографом, сделавшим эти снимки почти на самой окраине России, в азиатской глуши, тогда, когда и в Европе фотография была совершенно новым делом и её история насчитывала менее двух десятилетий?». И сам же пытается ответить на него: «В каталоге фонда Достоевского музейной коллекции Пушкинского Дома его имя обозначено как «Н.Лейбин». Однако сведений о таком лице историки фотографического дела в Казахстане не знают. Во второй половине XIX – начале XX в. была широко известна фотографическая фирма «Абрам Лейбин и сыновья», которая существовала с 1865 года. Сам А.С.Лейбин, действительно, был родом из Семипалатинска, но в 1859 году он был ещё ребёнком. В самое последнее время был обнародован архивный документ, где фигурирует фотограф Соломон (Шлейма) Лейбин (1826-?), отец Абрама. В 1859 году ему было 33 года. Скорее всего, именно он и сделал семипалатинские снимки Достоевского и Чокана Валиханова».

БРАТЬЯ ЛЕЙБИНЫ

Братья Лейбины (слева направо): сидят – Борис и Павел, стоят — Ананий и Лев

Действительно, во второй половине XIX в. – начале XX в. была широко известна фотографическая фирма «Абрам Лейбин и сыновья». История сохранила имена одиннадцать братьев и сестёр: сыновья – Павел (Файвиш, родился в 1876 году), Владимир (Вульф, Фулф, род. в 1878 г.), Борис (Борух, род. в 1881 г.), Григорий (Гирш, род. в 1885 г.), Анисим (Нисон, род. в 1887 г.), Ананий (Хананий, род. в 1888 г.) и Лев (Лейба, род. в 1890 г.), дочери – Феодосия (о ней ничего не известно), Рахиля (род. в 1883 г.) и Марта (род. в 1899 г., была слепа с рождения).

А главой этого большого семейства был Соломон (Шлейма) Лейбин (род. в 1826 г.), кокпектинский купец 2-й гильдии, вышедший из крестьян-первопоселенцев Восточной Сибири: в Семипалатинск он перебрался из деревни Иртышской Кулачинской волости Омского округа Тобольской губернии. С возникновением Верного семья С.А.Лейбина организует фотодело в городе, 15 августа 1873 года открыв фотосалон в бывшем модном магазине и типолитографии А.Г.Сунгурова, что на углу улиц Штабной и Соборной (позднее – проспект Колпаковского). Дом этот был разрушен землетрясением 1887 года.

ДОМ ЛЕЙБИНЫХ

Дом Лейбиных

Лейбины начинали своё дело в Казахстане, когда фотография и в Европе-то была ещё в новинку. Диву даёшься, как эта громоздкая многопудовая аппаратура, редкие реактивы, сложнейшая оптика попадали на туркестанскую окраину! Не случайно ходили слухи, что владелец фотосалона вовсе не переселенец, прибывший с крестьянским обозом, а учёный еврей родом то ли из Германии, то ли из Франции. Мол, оттуда он и привёз секрет фотографии. Самые бойкие мальчишки, которым удавалось заглянуть в мастерскую фотомастера, уверяли, что господин Лейбин – алхимик. Имея в виду его таинственные приготовления фотопластинок, реактивов, оптики, других чудес, производимых при тусклом свечении керосинового фонаря…

Оживление в салоне Лейбина начиналось обычно после полудня. На фоне незатейливого пейзажа или семейного быта, изображённых на заднике, перед объективом камеры начиналось таинство. Снимались на века молодые хозяйки в ярких сарафанах и сафьяновых полусапожках, старые казаки при полном параде, малые дети, обязательно с игрушкой, кошечкой или собачкой, бородатые мужики, что чертили, рассчитывали и строили город Верный.

Со временем Лейбины обратилась в купечество, наладив в Верном торгово-промышленную и общественную деятельность: открыли типо- и литографию, портретное и ландшафтное фотоателье, магазины по продаже почтовых открытых писем (с компаньоном Н.А.Тарнецким и владельцами книжных лавок братьями Шавровыми).

АБРАМ ЛЕЙБИН

Абрам Лейбин

Талантливые сыновья и внуки Соломона Лейбина внесли значительный вклад в культуру Казахстана. И в первую очередь – Абрам Соломонович Лейбин, родившийся в 1850 году в Томске. Его художественные работы отмечены наградами 1-й Туркестанской (1899 г.) фотовыставки, а также Монаршим благоволением Великих князей Михаила Николаевича и Владимира Александровича серебряной (1896 г.) и золотой (1903 г.) медалями Всероссийских фотовыставок. Мастер портретной светописи был удостоен серебряного сервиза от Степного генерал-губернатора Г.А.Колпаковского. Лейбины принимали активное участие в общественной жизни края, состояли гласными Верненской городской управы, были членами Совета старшин общественного собрания, участвовали в формировании еврейской общины Верного, в благоустройстве первой синагоги. Последние годы жизни Абрам Лейбин провёл в доме сына Льва, стоявшего на пересечении улице Пушкинской и Церковной (ныне – улица Назира Тюрякулова). Родоначальник верненской фотографии А.С.Лейбин скончался 10 августа 1920 года от тифа.

Его младший сын Лев Абрамович Лейбин (1890-1937) стоял вместе с братом Ананием у истоков зооветеринарной службы и обучения национальных кадров, был военным ветврачом в Красной гвардии, затем – профессором Казахского зооветинститута. Он был в родстве с врачом-хирургом Исидором Шлаиным, в доме которого на пересечении проспекта Колпаковского и улицы Госпитальной (ныне – улица Джамбула) протекали семейные приключения (см. «История одной семьи»).

Вспоминаю жену Льва Абрамовича – добрейшую Анну Исидоровну Шлаин (1892-1977), библиотекаря зооветинститута. И гостеприимную и хлебосольную дочь Оксану Лейбину (в замужестве – Фёдорову), в 1975-1980 годах – кандидат медицинских наук, заведующую кафедрой патологической анатомии Алма-Атинского института усовершенствования врачей Минздрава СССР (ныне – Казахский медицинский университет непрерывного образования, КазМУНО). С благодарностью храню я копии бесценных семейных фотоальбомов, переданные живущим в польском Вроцлаве сыном Оксаны Олегом Фёдоровым и Владимиром Шлаиным (Израиль). Между прочим, муж Оксаны Пётр Степанович Фёдоров – известный фотокорреспондент, создавший портретную галерею космонавтов и запечатлевший приём Валентины Терешковой в карагандинской гостинице «Чайка» (названной так в память о позывном первой женщины-космонавта).

ЛЕЙБИНЫ И ШЛАИНЫ

Гимназическая переменка в парке. В центре, в чёрной косоворотке – Лев Лейбин, под ним на траве лежит Михаил Шлаин, стоят слева у дерева его сёстры Анна и Лиза. Фото – П.Лейбин

Старшие дети – Павел, Владимир и Борис – стали основоположниками книжной палаты Казахстана. Лейбины занимались рекламным делом, сбором и хранением театральных афиш и объявлений, изо- и книжной продукции.

ПАСПАРТУ ФОТОСАЛОНА ПАВЛА ЛЕЙБИНА

Паспарту фотосалона Павла Лейбина. 1915 г.

Павел, первенец Сары и Абрама Лейбиных, мастер-светописец и этнограф, открыл своё фотодело 5 сентября 1907 года в доме Полякова по Копальской улице напротив городского парка. Портретные и ландшафтные работы фотохудожника, прежде всего видовые – городов и станиц, природы и культуры Семиречья, гор и долин Северного Тянь-Шаня, легли в основу многих научных работ в области археологии и здравоохранения, народного быта и костюма народов Казахстана.

Добавим к сказанному, что на сделанных им фотографиях Мало-Алматинского ущелья, ледника Богдановича и окрестных вершин (в ту пору ещё не названных) можно видеть любителей гор из числа молодёжи Верного. Известно, что военно-топографическая хижина на Талгарском перевале построена в 1890 году. Однако в объективе фотографа Павла Лейбина могли оказаться члены Всероссийской экспедиции Карла Богдановича и Дмитрия Мушкетова по изучению Верненского землетрясения 1910-1911 гг. Заметим также, что фотографы Павел Лейбин, Сергей Дмитриев, Борис Корольков, да и иные участники экспедиции, с удивлением не увидели своих фамилий под снимками в опубликованных учёными трудах!

Совместно с компаньоном Н.А.Тарнецким и владельцами книжных лавок Шавровыми, П.А.Лейбин выпустил серию почтовых открыток «Виды и типы далёкого Семиречья, Туркестанского и Кульджинского края» со штампом Всемирного почтового союза (М., фототипия «Шерер, Набгольц и Ко», меццо-инто Ф.Ф.Вершецкого, вып. 1-2 1913-1914 гг. Каждый альбом включает 25 уникальных фотоснимков размером 15х8 см).

БРАТЬЯ ЛЕЙБИНЫ

Открытка «Окрестности Верного» №37 из альбома П.Лейбина. Мало-Алматинское ущелье. Ледник Богдановича (ныне пик Физкультурник). Трещины в леднике

Однако 12 мая 1919 года собственный дом и фотоателье Павла Лейбина по Копальской улице (ныне – улица Кунаева) были национализированы Советской властью, в них разместилось одно из правительственных заведений. Дело блистательных светописцев Лейбиных заглохло…

В истории Гражданской войны осталась деятельность лётчика аэроплана Александра Шаврова, внука настоятеля Собора в Верном, и фотографа Павла Лейбина, составителя первых карт Семиречья. Воздушные смельчаки совершали фотосъёмки Северного Семиреченского фронта. Фотограф установил и тщательно отрегулировал катушечный фотоаппарат, позволявший производить до 50 снимков (конструкция русского офицера Потте). Хорошо организованная аэрофоторазведка позволяла штабу фронта контролировать почти всю линию огня и объекты тыла противника, вплоть до штаба белогвардейцев-анненковцев в Сергиополе. Данные после дешифровки наносились на специальные карты крупного масштаба. Однако избранный в июне 1919 года председателем Реввоенсовета (командующим) Семиреченского фронта Шавров попытался ввести в войсках строгую дисциплину, чем вызвал недовольство крестьянских командиров. Вскоре он был арестован и расстрелян без суда и следствия как «бывший офицер». Труп сбросили в колодец в селе Абакумовка.

В годы НЭП Владимир и Ананий Лейбины занялись бизнесом. Владимир в селе Дегерес, что находится в 100 км к югу от Верного, разводил племенных лошадей, а с купцом П.В.Новопашенным стал совладельцем завода по розливу искуственных и минеральных вод. Однако вскоре излишне преприимчивого нэпмана арестовали как «врага народа» и отправили в концлагерь. Последние годы жизни, уже будучи серьёзно больным, он провёл в Ташкенте. Здесь в семье Фартушных хранился богатый фотоархив семьи Лейбиных — альбомы, фотоаппараты, негативы на стекле. Здесь снимался документальный фильм «Евреи Семиречья», здесь писалась книга о судьбе фотографов Лейбиных. Вот только для исторической науки Средней Азии и Казахстана семейный архив не стал предметом гордости, внимания и благодарности потомков, желанными фотографиями на память…

Источники:

1. Фокин П.Е. Четыре портрета без ретуши // «Неизвестный Достоевский», №3 (2020), стр. 97-113;
2. Тихомиров Б.Н. Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома, стр. 91, №412 (имя фотографа некоего Н. Лейбина и дата съёмки 1858 г. Чокана и Достоевского указаны со ссылкой на статью: Ходжиков К. Редкий портрет Чокана Валиханова // «Советский Казахстан», №11 (1955), стр. 128. В распоряжении Ходжикова была репродукция фотографии, размещённой вдовой писателя А.Г.Достоевской в «юбилейном» Полном собрании сочинений писателя. Также в каталоге Музея памяти Достоевского семипалатинский снимок датирован маем 1858 г.);
3. Ивлев Н.П. Находки краеведа — Алма-Ата, 1977, стр. 16-28;
4. Шлаин В. Предки. Воспоминания (ч. 1);
5. Проскурин В.Н. Фотограф щёлкает, и птичка вылетает // «Простор», №2 (2001), стр. 135-143; Евреи в Семиречье // Из истории евреев в Казахстане (XIX в. – начало XX в.) – Алматы, №1 (2001), стр. 51-62; Лейбины // «Жизнь и судьба генерала Колпаковского» – Алматы, 2018, стр. 201-202; Фотосалон Степного края // «Алма-Атинские дворики», 2009, стр. 263-269, под тем же названием в журнале «Пилигрим» (Кельн-Кассель, Германия), №2 (2007), стр. 319-325 (очерки иллюстрированы портретами фотографов Абрама и Павла Лейбиных, доктора медицины Исидора Шлаина, его жены Блюм Исааковны, дочерей Анны (в замужестве Лейбиной), Лизы и сына Михаила)

© Владимир ПРОСКУРИН
Для сайта «Очерки истории Алматы», 12 сентября 2021 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета