|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алматинское метро
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ О МЕТРО
декабря «Вечерка» опубликовала
ответы гостей своей «прямой линии», посвященной метрополитену Алматы. Наши читатели тоже
отправили свои вопросы гендиректору АО «Алматыметрокурылыс» Мурату Укшебаеву, директору
«Метропроекта» Муратбеку Кульбаеву и директору ГКП «Дирекция строящегося метрополитена»
Каныбеку Нурмаханбетову. По не поддающимся здравому смыслу мотивам имена авторов вопросов редакция газеты
изменила произвольно. Причину я попробую выяснить, а пока узнаем, о чем была речь.
Шеф «Алматыметрокурылыс» — организации, ответственной за строительство метрополитена —
оптимистичен и убежден, что строительство метро в Алматы продолжится и дальше. Глава «Метропроекта» —
компании, составляющий проектную документацию по алматинской подземке — подтверждает: уже разработано
технико-экономическое обоснование второй очереди метро, которая должна связать спальные районы с центром города:
“ |
В западном направлении — под пр. Абая в мкр. «Калкаман-3»
(протяженность — 8,6 км, средняя глубина станций — 15–20 м). В северном — от станции
на Раимбека — Фурманова (кстати, там же находится и электродепо метрополитена) до ж/д вокзала Алматы-1
(6 станций, протяженность — 8,7 км). |
В феврале 2009 г. ТЭО было рассмотрено Градостроительным советом при акимате, который одобрил его,
и сейчас оно находится на экспертизе. Если власти города и правительство его одобрят, финансирование
будет закреплено на весь проект, что — в сочетании с современным германским и австрийским
оборудованием для проходки тоннелей и строительства станций, используемым сегодня — обеспечит более
короткие сроки строительства. При этом экономить намерены, по словам главы «Алматыметрокурылыс»,
только на дорогостоящих отделочных материалах, что значительно сократит расходы.
Руководитель «Дирекции метрополитена» — структуры, которая исполняет функции заказчика
и технического надзора — рассказывает, что с мая по август 2010 г. вагоны из Южной Кореи поступят
в Алматы. Шесть составов изготовлены с учетом технических требований заказчика, будут оснащены
кондиционерами. Они не будут изолированы друг от друга — то есть, в них предусмотрен свободный сквозной
проход. Их испытание проводится нашими и корейскими специалистами.
“ |
Вообще, по словам собеседников «прямой линии»,
в метрополитене Алматы будут применены самые последние достижения в сфере автоматики управления движением,
контроля и учета. Впервые в СНГ применена бесшпальная конструкция верхнего строения пути. Правда, системы
безопасности «screen doors», отделяющей платформу от полотна, пока не будет — по словам
директора «Метропроекта» Кульбаева, она оправдывает себя при большом пассажиропотоке, но позже она
может быть внедрена при действующем метро. |
Чиновники от метрополитена заверяют, что сейсмика алматинского региона — не помеха для подземки,
так как учтены и геологические разломы, и особенности грунтов. Правда, в силу этих особенностей, расход
материалов на наш метрополитен в разы больше, чем при строительстве обычного. Кстати, станция
«Жiбек жолы» спроектирована совместно с австрийской компанией, но архитектуру остальных
станций создавали наши оформители из НИИ «Алматыгипрогор».
“ |
Но самое главное — гости редакции подтвердили, что в конце 2010 г.
метро будет сдано в эксплуатацию. Еще один животрепещущий вопрос — стоимость проезда. На следующий
год закладывается тариф в 75 тенге за проезд в одну сторону, с оплатой по электронным карточкам. В целях
повышения доходности все подземные переходы и внутренние интерьеры станций предусматривают коммерческие
и рекламные площади. |
В метрополитеновских структурах говорят, что кадры, занятые на этапе строительства, в Алматы одни из самых
подготовленных на постсоветском пространстве. Одной из основных текущих проблем называют нехватку кадров,
необходимых для эксплуатации метро.
“ |
Для решения этой задачи месяц назад было создано ГКП «Метрополитен»
для набора и обучения сотрудников на местной базе и на стажировках в России, Узбекистане и, возможно,
Южной Кореи. Желающие обучиться на машинистов или на другие специальности могут обращаться прямо
в ГКП «Метрополитен» по адресу ул. Панфилова, 84 (угол ул. Гоголя). Уже в 1 квартале
будущего года будет сформирована служба, которая займется подготовкой машинистов. |
После окончания строительства станции «Раимбек» планируется восстановление ул. Фурманова
севернее пр. Раимбека. Сейчас там идет благоустройство территории. Разработан генплан по обустройству
и озеленению данной территории, согласованный с управлением ГАСК. Правда, вопрос Fernando, как я понял,
состоял в том, будет ли восстановлено движение по улице — и с учетом работ по озеленению, на этот
счет возникают сомнения (которые мы попробуем уже в ближайшее время уточнить).
“ |
Вопрос о том, возможно ли в перспективе достроить станцию
на ул. Желтоксан/Абылай хана, то она была исключена из проекта. Читателей ALATODAY также
беспокоил вопрос о том, насколько проработан вопрос о строительстве автопаркингов и точек пересадки
на конечных станциях. Но этот вопрос собеседники переадресовали управлению транспорта акимата,
хотя добавили, что этой проблемой городские власти активно занимаются. |
Также выяснилось, что проходившая недавно информация об отстранении компании Hyundai от поставок
оборудования для метрополитена Алматы не соответствует действительности. Было подчеркнуто,
что южнокорейский инженерный гигант победил в тендере и поставляет нашему метро 28 вагонов,
а также эскалаторы и оборудование для электродепо.
Вопрос о недостаточном количестве выходов и просьба о строительстве дополнительных вестибюлей
также были отметены — «все выходы планируются в соответствии с нормами строительства
метрополитена, на каждый вестибюль предусмотрено по два входа». Что же касается бюджета
на текущий капитальный ремонт метро после ввода в эксплуатацию, то с этим тоже, как предполагается,
все должно быть в порядке. А вот страхование пассажиров — дело, при соответствующем желании,
рук самих пассажиров.
© Адиль НУРМАКОВ
Опубликовано на сайте «Алматы сегодня», 20 декабря 2009 г.
|
|