|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
ШИК И БЛЕСК АВТОМОБИЛЯ
|
90 лет назад предпринята первая попытка наладить
автосообщение Семиречья. |
Алма-Ате нет политехнического музея, где могли быть собраны раритеты истории городского
транспорта, технологий, техники. Однако, энтузиасты автомобильного дела решили проблему собственными
силами. На Первомайской демонстрации Ленинского района приятно было увидеть впереди праздничной колонны
допотопный грузовичок ГАЗ-АА, ветеран довоенных пятилеток, первенец советского автомобилестроения,
собранный, что называется, по гайке-винтику рабочими и инженерами 2-го автокомбината. В 1980 году
грузовичок-ветеран, известный в народе как «полуторка», был поставлен на вечную стоянку.
Подобные же памятники возвели у себя дома комбинат №4, установивший перед проходной автомобиль
ЗИС-5, и авторемобъединение №1, отдавшее дань памяти другому труженику — машине ГАЗ-51А.
Легендарный ГАЗ-АА на постаменте
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
Еще один памятник автомобилю в Алма-Ате появился благодаря энтузиастам первого таксопарка,
воодушевленных идеей его директора Георгия Николаевича Лихачева. Они установили на пьедестал
«Волгу-24», которая прошла без капремонта свыше 509 тысяч километров и перевезла
за пятилетку 150 тысяч пассажиров. Водители машины с «шашечками» на борту Анатолий Гущин
и Камиль Файзуллин были отмечены наградами и взамен получили новую «Волгу». А со временем
в Алма-Ате был открыт частный музей ретро-автомобилей А.Скибы.
Первые самодвижущие экипажи появились в Алма-Ате еще в начале ХХ столетия. Больше по оказии,
когда дерзновенные экспедиции путешественников в Центральную Азию, на автомобиле, из-за отсутствия
топлива и запчастей заканчивались в Семиречье. Брошенные экипажи играли в Верном роль аттракциона.
На большие праздники их запрягали лошадьми и катали горожан по улицам. Правила дорожного движения
были опубликованы в октябре 1909 года. Управляющего экипажем обязывали уступать дорогу
«…крестным ходам и похоронам, иным процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск,
арестантским партиям». Скорость движения экипажей ограничивалась 12 верстами в час.
Первый грузо-пасссажирский транспорт появился благодаря инициативе коммерсанта из Токмака,
известного в крае маслодела Бабахана Нурмухаммедбаева. В начале 1906 года он поднял вопрос
об автосообщении между городами и весями Семиреченской области. Автомобиль господина Бабахана
прошел испытание на пробеге Верный — Узунагач (тогда называвшийся селом Казанско-Богородское).
Новое дело вызвало к жизни создание материально-технической базы, строительства складов
горюче-смазочных материалов, подготовки кадров. До революции в Верном существовали склады
«Братья Нобель», автомастерская и курсы шоферов Карпа Овчарова. Вместе с первым
автомобилем марки «Берлие», с московского сборочного завода кузовов «Бр. Крыловы».
Бабахан доставил в Верный и первого шофера. Им был 25-летний крестьянин Лифляндской губернии
Иоганн Рейнвальд. Он стал не только личным водителем купца Бабахана, но и совладельцем новорожденной
автокампании, которая занималась перевозкой грузов и пассажиров в Кульджу и Чугучак, Западный Китай
и Монголию.
Однако, пробег первого автомобиля под надзором областного механика А.П.Зенкова состоялся только
через год, в дни осенних торжеств 300-летия Дома Романовых, от крыльца Военного собрания и далее
по улицам города, с заездом в Малую станицу и на близлежащую почтовую станцию Карасу (Николаевка).
Поигрывая музыкальным клаксоном, сверкая блеском лака и никеля, автомобиль безоговорочно завоевал
симпатии горожан. Но в силу грядущих политико-экономических потрясений автотранспорт стал массовым
только в период бытия Алма-Аты казахстанской столицей. Лошадь, вол или просто ишак еще долго
оставались средством передвижения, конкурируя с грузовым и пассажирским автотранспортом.
Автомобиль с «шашечками» на борту появился в Алма-Ате с конца 1937 года. Месяцами
позднее такси стали самостоятельной автобазой из десяти отечественных машин марки М-1. В народе
их прозвали «молотовец» или «эмка». Особым постановлением партии и правительства
отечественные машины должны были вытеснить иностранные марки автомобилей. По крайней мере, в крупных
и столичных городах Союза. Извозчики столицы Советского Казахстана работали с раннего утра
и до полуночи со стоянок станции Алма-Ата-1, улицы Ильича и перекрестка Максима Горького и Фурманова.
Работа такси была прервана военным временем и возобновилась в 1948-49 годах.
Это уже более позднее время: 1955 год, стоянка алма-атинских такси
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
Тогда же началась продажа населению первых автомобилей. Ими стали 21 обладатель «Москвичей»
и «Побед», проданных по баснословным ценам магазином «Автомотовелосбыт»,
возведенного на перекрестке улиц Фурманова и Гоголя. Мальчишки со всего города прибегали поглазеть
на лакированные автомобили, на их счастливых покупателей — известных деятелей науки,
литературы и искусства. Газеты того времени, под шапкой «Автомобиль прочно входит в быт
советского человека», давали обширные интервью с певицей Жамал Омаровой, режиссером Канабеком
Байсеитовым, композитором Евгением Брусиловским, терапевтом Григорием Удинцевым, геологом Михаилом
Русаковым, на фотографиях сидящих за рулем новеньких советских лимузинов «Москвич».
Среди новинок алма-атинского транспорта более полувековой давности, между прочим, были
и первые три снегоочистительные машины, полученные горкомхозом из Москвы, а также 17 мотоциклов
марки КИ-1Б и 10 мотоциклов марки «Москвич». Отметим, что в те же послевоенные годы
алма-атинцам досталось и вовсе необычное — 3 электрохолодильника «Победа» и другие
чудеса бытовой техники.
|
|