ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание
 
Творчество В.Н. Проскурина
 
Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Top.Mail.Ru

Яндекс.Метрика

Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий

ШАЙТАН-АРБА

«Рельсы Турксиба так же крепки, как и наш вождь тов. Сталин», — славословили акыны Семиречья. «С железным путем придет культура, закипит и забьется жизнь в Верном», — мечтали горожане.

3
 декабря 1926 года советское правительство, возглавляемое Алексеем Ивановичем Рыковым, приняло решение о строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб). Был создан Комитет содействия строительству Турксиба во главе с зампредом Совнаркома, нашим земляком Тураром Рыскуловым. В Комитет вошли видные специалисты-хозяйственники, инженеры путей сообщения Н. Шубин, Д. Безюкин, П. Березин. Начальником стройки назначили Владимира Шатова, а его правой рукой — Мухамеджана Тынышпаева, который еще в 1914 году проводил изыскательские работы пути по соединению Туркестана с богатейшими районами Средней Азии и Сибири.
ТЫНЫШПАЕВ
Мухамеджан Тынышпаев

Предпосылки строительства Турксиба связаны с городом Верным и относятся к периоду деятельности городского головы Ивана Даниловича Лутманова, известного в Семиречье купца. Лутманов владел обширным подворьем и собственными торговыми рядами на Гостином дворе, построил пивомедоваренный завод и крупичатую мельницу. В 1877 году купец Лутманов был выбран в гласные Верненской городской думы первого созыва, а 13 лет спустя стал третьим в истории города главой администрации. На время его обязанностей по управлению городским хозяйством пришлись самые интересные годы, по-своему счастливые и трагичные. Вехой для них стало крупнейшее землетрясение 1887 года.

Лутманов понимал, что на развитии Верного отрицательно сказывается отсутствие дорог и транспорта. Ближайшая пристань в Семипалатинске и крупный караванный узел в Аулие-Ате не решали проблемы с вывозом продукции из Семиречья. Будучи городским головой, Лутманов первым выдвинул идею проведения железной дороги из Туркестана в Сибирь: «Железнодорожный рельс — это тот волшебный жезл Моисея, одно прикосновение которого источает воду из камня, хлеб из земли, обращает дикую пустыню в населённый край».

Его идеей, казалось, был заражен весь город. Десятки людей самых различных специальностей и направлений в те годы XIX столетия опубликовали немало статей, брошюр и книг на тему будущности Семиречья, его экономического процветания — в связи с постройкой Турксиба. Поверьте, они читаются с не меньшей занимательностью, чем известные романы Жюля Верна. Тоже, кстати, уделившего внимание железнодорожной теме, мечтавшего соединить страны трансконтинентальным экспрессом.

Писатель Пётр Краснов, посетивший Семиречье после ужасного землетрясения 1910 года, написал следующее: «Пройдёт железный путь, Бог даст, перестанет трясти, проникнет с железным путём культура, закипит и забьётся жизнь в Верном; по Алматинке, на чудном бирюзовом озере Иссык встанут отели и санатории; откроет свои действия Верненский клуб альпинистов; побежит к горе Талгар фуникулер; откроются свои нарзаны и ессентуки — и зацветёт богатый край».

Любопытно отметить, что сам министр путей сообщения князь Михаил Иванович Хилков услышал верненских фантазёров и лично приехал в Верный убедиться в серьёзности намерений деловых людей Семиречья. Вполне закономерно, что идея Лутманова легла в душу верненского гимназиста Мухамеджана Тынышпаева, который поступил учиться в петербургский Институт путей сообщения и уже перед самой революцией проектировал дорогу. Тогда было создано Общество Семиреченской железной дороги. Его директором-распорядителем и председателем правления был выбран известный инженер путей сообщения Евгений Вурцель. В революцию он был вынужден эмигрировать и умер в преклонном возрасте в Праге, успев, однако, узнать о завершении строительства Турксиба и начале его временной эксплуатации.

Строили дорогу по старому дореволюционному проекту, естественно, выдав за свой собственный. Сохранились чертежи 1911 года с тремя вариантами предполагаемого строительства вокзала: на пашнях Мало-Алматинской станицы, на берегу реки Весновка и за Алфёровой рощей, там, где табачные плантации Николая Кадкина. Время показало жизненность третьего вокзального варианта. Только с небольшой корректировкой: в советское время Алфёрова роща стала рощей Баума.

На первых порах дело доверили старым инженерам-путейцам, среди них, и Мухамеджану Тынышпаеву. Но и благодарность талантливому выходцу из Казахстана была своеобразной: его расстреляли за плодотворную общественную и техническую деятельность в СССР. Мухамеджан Тынышпаев разделил участь и других верненских фантазеров, желавших видеть свой край богатым и процветающим. Кстати, вокзал Алма-Ата-2 был построен на месте городского кладбища. Так что под молохом репрессий оказались не только живые участники строительства Турксиба…

АЛМА-АТА-2

Вокзал Алма-Ата-2
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)

В 1930 году на неведомой станции Огыз-Корган сошлись рельсы южного, со стороны Арыси, и северного, семипалатинского участков Турксиба. 28 апреля начальник строительства В. С. Шатов забивает последний, «серебряный», костыль на 642-м километре полотна дороги. А на майские праздники правительство Казахстана собирает курултай жителей окрестных аулов. По новой магистрали на торжество «Смычки Турксиба» съехалось свыше пятнадцати тысяч гостей Севера, Сибири, Якутии, Бурят-Монголии. Место встречи «шайтан-арбы» по возможности облагородили, название станции переименовали в Айна-Булак. Подыскали название и виновнице торжества: «Рельсы Турксиба так же крепки, как и наш вождь тов. Сталин. Требуем дать дороге имя тов. Сталина», — было мнение участников курултая. По этому поводу акын Манарбек Ержанов тут же сочинил знаменитую оду «Паровоз».

Слава Турксиба была создана не столько первостроителями — подневольными землекопами, у которых не было условий быта и никакой техники, кроме лопаты и лома. А, скорее, писателями Ильфом и Петровым, авторами похождения Остапа Бендера по железнодорожной стройке первой советской пятилетки. У них в руках оказалось более надежное орудие — талантливое перо.

25 января 1930 года Алма-Ата, говоря пролетарским языком, включилась в северный Турксиб. В 2 часа 27 минут местного времени пробный состав из девяти товарных и одного пассажирского вагонов, ведомый локомотивом Э-1441, от станции Алма-Ата-1 свернул на «горветку» вдоль Копальского тракта (ныне — проспект Суюнбая). Еще не было вокзала Алма-Ата-2, и торжественная встреча «шайтан-арбы» состоялась на улице Пушкинской (на месте нынешней мебельной фабрики). Любопытно отметить, что южный участок дороги был доведен строителями только до станции Копа, где и был возведен главный вокзал столицы. Отсюда почетных пассажиров отправляли в Алма-Ату по стоверстному степному пути автомобилями. Председатель КазЦИК тов. Ерназаров предпочитал персональную машину марки «Фомаг». Ну, а прибывающих гостей с юга республики, тех, кто был попроще и званием, и чином, коммерсанты «Автолинии» и «Транспорта» перевозили отечественными грузовиками. Путь был близкий, но не из легких. Со станции Пишпек путники взбирались на многотрудный Курдайский перевал, и далее степью съезжали в столицу путейцев Алма-Ата-1.

Тогда не было ни шоссейных дорог, ни другой связи с центром города. К 1929 году появились палатки и юрты первостроителей, саманные домики специалистов и строительная контора, в виде огромной крыши разваливающегося сарая. Через два-три года был освоен пустырь, где самостийно стали возникать рабочие поселки, с общим населением до 18 тысяч жителей, с любопытными названиями вроде Нижний и Верхний Шанхай, Муравьевка (ул. Федеративная), Сенопункт, Найденовка, Пролетаровка (ул. Петрозаводская), Овражный (ул. Стасова), Даниловский (ул. Ленинградская и Гаршина), РВ-90, колхозы «Парижская коммуна» и «Вторая пятилетка» и другие местечки, которые были превращены в городские улицы и поименованы только осенью 1958 года.

Ссылки по теме:
1. И. Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок».
2. Очерки Федора Осадчего о М. Тынышпаеве «Как строился Турксиб», «Великий творец добра и света» и «Завершение строительства Турксиба».
3. Сайт Дмитрия Зиновьева «Неизвестный Турксиб».
4. Сайт АО «НК «Казакстан темір жолы»

предыдущая статья | наверх | следующая статья

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА

KAZ-FOOTBALL.KZ – КАЗАХСТАНСКИЙ ФУТБОЛ ТЕННИС В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ ШАХМАТЫ В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ


© 1996 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета