|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
ШАЙТАН-АРБА
|
«Рельсы Турксиба так же крепки, как и наш вождь
тов. Сталин», — славословили акыны Семиречья. «С железным путем придет
культура, закипит и забьется жизнь в Верном», — мечтали горожане. |
декабря 1926 года советское правительство, возглавляемое Алексеем Ивановичем Рыковым, приняло решение о строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб). Был создан Комитет содействия строительству Турксиба во главе с зампредом Совнаркома, нашим земляком Тураром Рыскуловым. В Комитет вошли видные специалисты-хозяйственники, инженеры путей сообщения Н. Шубин, Д. Безюкин, П. Березин. Начальником стройки назначили Владимира Шатова, а его правой рукой — Мухамеджана Тынышпаева, который еще в 1914 году проводил изыскательские работы пути по соединению Туркестана с богатейшими районами Средней Азии и Сибири.
Лутманов понимал, что на развитии Верного отрицательно сказывается отсутствие дорог и транспорта. Ближайшая пристань в Семипалатинске и крупный караванный узел в Аулие-Ате не решали проблемы с вывозом продукции из Семиречья. Будучи городским головой, Лутманов первым выдвинул идею проведения железной дороги из Туркестана в Сибирь: «Железнодорожный рельс — это тот волшебный жезл Моисея, одно прикосновение которого источает воду из камня, хлеб из земли, обращает дикую пустыню в населённый край».
Его идеей, казалось, был заражен весь город. Десятки людей самых различных специальностей и направлений в те годы XIX столетия опубликовали немало статей, брошюр и книг на тему будущности Семиречья, его экономического процветания — в связи с постройкой Турксиба. Поверьте, они читаются с не меньшей занимательностью, чем известные романы Жюля Верна. Тоже, кстати, уделившего внимание железнодорожной теме, мечтавшего соединить страны трансконтинентальным экспрессом.
Писатель Пётр Краснов, посетивший Семиречье после ужасного землетрясения 1910 года, написал следующее: «Пройдёт железный путь, Бог даст, перестанет трясти, проникнет с железным путём культура, закипит и забьётся жизнь в Верном; по Алматинке, на чудном бирюзовом озере Иссык встанут отели и санатории; откроет свои действия Верненский клуб альпинистов; побежит к горе Талгар фуникулер; откроются свои нарзаны и ессентуки — и зацветёт богатый край».
Любопытно отметить, что сам министр путей сообщения князь Михаил Иванович Хилков услышал верненских фантазёров и лично приехал в Верный убедиться в серьёзности намерений деловых людей Семиречья. Вполне закономерно, что идея Лутманова легла в душу верненского гимназиста Мухамеджана Тынышпаева, который поступил учиться в петербургский Институт путей сообщения и уже перед самой революцией проектировал дорогу. Тогда было создано Общество Семиреченской железной дороги. Его директором-распорядителем и председателем правления был выбран известный инженер путей сообщения Евгений Вурцель. В революцию он был вынужден эмигрировать и умер в преклонном возрасте в Праге, успев, однако, узнать о завершении строительства Турксиба и начале его временной эксплуатации.
Строили дорогу по старому дореволюционному проекту, естественно, выдав за свой собственный. Сохранились чертежи 1911 года с тремя вариантами предполагаемого строительства вокзала: на пашнях Мало-Алматинской станицы, на берегу реки Весновка и за Алфёровой
рощей, там, где табачные плантации Николая Кадкина. Время показало жизненность третьего вокзального варианта. Только с небольшой корректировкой: в советское время Алфёрова роща стала рощей Баума.
На первых порах дело доверили старым инженерам-путейцам, среди них, и Мухамеджану Тынышпаеву. Но и благодарность талантливому выходцу из Казахстана была своеобразной: его расстреляли за плодотворную общественную и техническую деятельность в СССР. Мухамеджан Тынышпаев разделил участь и других верненских фантазеров, желавших видеть свой край богатым и процветающим. Кстати, вокзал Алма-Ата-2 был построен на месте городского кладбища. Так что под молохом репрессий оказались не только живые участники строительства Турксиба…
Вокзал Алма-Ата-2
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
В 1930 году на неведомой станции Огыз-Корган сошлись рельсы южного, со стороны Арыси, и северного,
семипалатинского участков Турксиба. 28 апреля начальник строительства В. С. Шатов забивает последний,
«серебряный», костыль на 642-м километре полотна дороги. А на майские праздники
правительство Казахстана собирает курултай жителей окрестных аулов. По новой магистрали на торжество
«Смычки Турксиба» съехалось свыше пятнадцати тысяч гостей Севера, Сибири, Якутии,
Бурят-Монголии. Место встречи «шайтан-арбы» по возможности облагородили, название станции
переименовали в Айна-Булак. Подыскали название и виновнице торжества: «Рельсы Турксиба так же
крепки, как и наш вождь тов. Сталин. Требуем дать дороге имя тов. Сталина», — было мнение
участников курултая. По этому поводу акын Манарбек Ержанов тут же сочинил знаменитую оду
«Паровоз».
Слава Турксиба была создана не столько первостроителями — подневольными землекопами,
у которых не было условий быта и никакой техники, кроме лопаты и лома. А, скорее, писателями Ильфом
и Петровым, авторами похождения Остапа Бендера по железнодорожной стройке первой советской пятилетки.
У них в руках оказалось более надежное орудие — талантливое перо.
25 января 1930 года Алма-Ата, говоря пролетарским языком, включилась в северный Турксиб.
В 2 часа 27 минут местного времени пробный состав из девяти товарных и одного пассажирского вагонов,
ведомый локомотивом Э-1441, от станции Алма-Ата-1 свернул на «горветку» вдоль Копальского
тракта (ныне — проспект Суюнбая). Еще не было вокзала Алма-Ата-2, и торжественная встреча
«шайтан-арбы» состоялась на улице Пушкинской (на месте нынешней мебельной фабрики).
Любопытно отметить, что южный участок дороги был доведен строителями только до станции Копа,
где и был возведен главный вокзал столицы. Отсюда почетных пассажиров отправляли в Алма-Ату
по стоверстному степному пути автомобилями. Председатель КазЦИК тов. Ерназаров предпочитал
персональную машину марки «Фомаг». Ну, а прибывающих гостей с юга республики, тех,
кто был попроще и званием, и чином, коммерсанты «Автолинии» и «Транспорта»
перевозили отечественными грузовиками. Путь был близкий, но не из легких. Со станции Пишпек
путники взбирались на многотрудный Курдайский перевал, и далее степью съезжали в столицу путейцев
Алма-Ата-1.
Тогда не было ни шоссейных дорог, ни другой связи с центром города. К 1929 году появились
палатки и юрты первостроителей, саманные домики специалистов и строительная контора, в виде огромной
крыши разваливающегося сарая. Через два-три года был освоен пустырь, где самостийно стали возникать
рабочие поселки, с общим населением до 18 тысяч жителей, с любопытными названиями вроде Нижний
и Верхний Шанхай, Муравьевка (ул. Федеративная), Сенопункт, Найденовка, Пролетаровка (ул. Петрозаводская),
Овражный (ул. Стасова), Даниловский (ул. Ленинградская и Гаршина), РВ-90, колхозы «Парижская коммуна»
и «Вторая пятилетка» и другие местечки, которые были превращены в городские улицы
и поименованы только осенью 1958 года.
Ссылки по теме:
1. И. Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок».
2. Очерки Федора Осадчего о М. Тынышпаеве «Как строился Турксиб», «Великий творец добра и света» и «Завершение строительства Турксиба».
3. Сайт Дмитрия Зиновьева «Неизвестный Турксиб».
4. Сайт АО «НК «Казакстан темір жолы»
|
|