|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
ЛЕНИНСКИЙ ПРОСПЕКТ
|
Его 100-летие выразилось не только в камне, стекле и алюминии.
По-ленински были уничтоженны памятники городской истории и культуры. Даже сам памятник Ленину… |
начала 70-х годов прошлого столетия градостроители Алма-Аты берут направление
на создание проектов жилых и административных домов повышенной этажности, отвечающих
высоким архитектурно-композиционным требованиям и условиям повышенной комфортности
для населения. Для реализации и финансирования столь грандиозных задач было удачно
подобрано время. Приближались 100-летний юбилей вождя пролетарской революции и 50-летие
образования Казахской ССР. Ленинский проспект стал совместной лабораторией алма-атинских
архитекторов и «зодчих» из ЦК Компартии Казахстана. Первым необходимо было
выразить в камне, стекле и алюминии свои творческие амбиции. Ими разрабатываются
эффективные конструкции, обладающие сейсмоустойчивостью, экономичностью, простотой
изготовления и монтажа. На проспекте Ленина внедряется пробный проект 12-этажного дома,
возведенного из монолитного железобетона методом скользящей опалубки.
Так выглядит проспект Достык (бывший Ленина) сегодня
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
Тем временем идеологи предложили начать мемориальную застройку с перекрестка Ленина и Абая,
места «встречи» двух великих имен, символизирующих Лес и Степь, судьбоносное
присоединение Казахстана к России и так далее, в духе коммунистической словесности…
Для оправдания высокой идеи были подобраны юбилейные даты, составлен календарь мероприятий,
по которому намечалась сдача объектов, признание заслуг строителей и партийных работников,
награждение сторон государственными премиями. Строительством Дворца Ленина, своеобразной
«золотой юрты», и созданием площади Абая, с постановкой памятника поэту Абаю
Кунанбаеву, было положено начало главнейшего градостроительного узла, — с востока
на запад в микрорайны потянулся новорожденный проспект Абая, с севера на юг — освобожденный
от архитектурных образов прошлого проспект Ленина.
Памятник Джамбулу и кинотеатр «Искра» на фоне «Трех богатырей»
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
В архитектуре жилых строений вновь образованных улиц строители использовали разнообразные
композиционные приемы с применением местных отделочных материалов: офактуривание панелей,
введение цвета, варианты декоративных вставок, солнцезащитные устройства, элементы благоустройства,
малые архитектурные формы. Оформление фасадов создало столичный деловой ритм, приподнятое
и праздничное настроение. Этажность застройки и размещение зданий решались в выразительном
использовании рельефа проспекта, с учетом ландшафта и проветривания со стороны ущелий живописного
Алатау. Внешнее оформление жилых домов галерейного типа в светлой окраске, с рядами больших
балконов и вместительными лоджиями создавало ощущение свободы, приятного отдыха на воздухе
в условиях мягкого южного климата.
Мемориальный характер проспекту Ленина придали тематические декоративно-художественные
мозаичные панно, скульптура, орнаментальные вставки в национальной форме, неоновые щиты наглядной
агитации с призывами к единению партии и народа, в подборе названий предприятий культурно-бытовой
сферы в духе дружбы народов СССР. Скажем, жилые дома «Три богатыря» (или
«Уш батыр»), магазины «Россия» и «Казахстан» (уже в наши дни
на проспекте, переименованном в Достык, или по-русски — «Дружба», появились новые
знаки интернационализма — памятники казаху Джамбулу и украинцу Шевченко).
Памятник великому Абаю на фоне Дворца Республики, ранее носившего имя Ленина
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
Строительство зданий на Ленинском проспекте было экспериментальным. Прежде снесли
без исключения все историко-архитектурные памятники старой Алма-Аты. Даже памятник Ленину
на улице Шевченко! Ведь в прошлом проспект тоже был лицом города (чудом остался только
бывший Дом офицеров, ныне превращенный в Музей народных инструментов). Эксперимент заключался
не только в градостроительном, но и в конструктивном решении. В связи с тем, что проспект
расположен в зоне высокой сейсмической активности, в проектах 9-этажных многосекционных жилых
домов и 12-этажных башенного типа предусмотрели применение новейших конструкций и оборудования.
Были использованы монолитные и сборные, плоские и пространственные железобетонные комплексные
конструкции с жестким армированием, металлические конструкции из высокопрочных сталей,
в том числе, пространственные сборные железобетонные кресты. Самым значительным явлением
проспекта Ленина, безусловно, было возведение высотной 1000-местной гостиницы «Казахстан».
Это первое 25-этажное стометровое сооружение в сейсмически активном регионе Союза. а двадцать
шестом этаже, венчающем здание и отличающемся пилообразным рисунком стен, расположено кафе
«Космос», откуда открывается великолепная панорама на город и горы.
Гостиница «Казахстан» многие годы является символом Южной столицы
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
Основным несущим элементом центрального павильона является монолитное железобетонное ядро
жесткости с поперечными аналогичными диафрагмами. Здание напоминает хлебный колос, — тоже
своеобразный символ целинного подвига, совершенного страной на казахстанской земле. Строгие
по облику фасады членятся ритмом эркеров, вертикальные элементы башни контрастируют
с горизонтальными поясами стилобатов. В отделке здания нашли широкое применение мрамор, алюминий,
стемалит, синтетическое отделочные материалы. Декоративное убранство гостиницы, оформление
интерьеров выполнены в национальном стиле. Банкетный зал украшен гигантским гобеленом в 100
квадратных метров работы К.Тыныбекова, И.Яремы, Б.Заурбекова, Е.Николаева, со сценами истории
Казахстана с древнейших времен.
Неповторимую красоту зданию придает облицовка из светлого ракушечника в сочетании с отделой
из анодированного штампованного алюминиевого листа и изящной золотистой короной, венчающей
сооружение. Архитектурно-художественный силуэт гостиницы, контрастируя своими пропорциями
с Дворцом Ленина, композиционно увязан с ним оформлением фасадов. За высокие
архитектурно-художественные достоинства проекта застройки проспекта Ленина его авторам,
архитекторам Н.И.Рипинскому, Т.К.Басенову, В.Ш.Гершбергу, А.И.Петрову и А.А.Петровой, инженерам
Г.А.Калиш и В.Д.Ангельскому в 1970 юбилейном ленинском году была присуждена премия
Союза архитекторов СССР. Избранным авторам зданий, — Дворца Ленина, гостиницы «Казахстан»,
кинотеатра «Арман», — была присвоена Государственная премия СССР и иные звания
и награды. Места среди отмеченных хватило не всем зодчим. Вспоминается, как обошли на
«финише» талантливого архитектора А.П.Соколова (Земана), разработчика планировки
площади Абая, так и не увидевшего своей фамилии в указе Верховного Совета в 1971 году.
Зато не забыли каждого из ЦК. Оно и понятно, ведь списки зодчих утверждали в партийных инстанциях.
Творческая судьба архитектора всегда зависела от счастливого набора обстоятельств, внимания
к себе власть предержащих, их вкусов и возможностей. В 30-е годы, когда начала застраиваться
новая столица Советского Казахстана, по понятным причинам был выбран стройплощадкой не проспект
Ленина, а проспект Сталина. Хотя, на нынешнем «пятачке» Абая возводили городок
«Прибалхашстроя», а после войны — корпуса горно-металлургического института
и высшей партиной школы. Имя здравствующего вождя нации служило стопроцентной гарантией,
что в случае утверждения проекта зодчему открывались творческий рост, служебная карьера
и благополучие окружения. «Получить по заслугам» в нашей стране звучало скорее
с горькой иронией и совсем с другим смыслом. Улицы-символы, названные в честь первых лиц
государства, способствовали улучшению художественно-архитектурного облика городов Союза.
К юбилейным датам они аврально обновлялись, спешно озеленялись, всем миром благоустраивались.
Хотя, по тем же причинам, ансамблевая застройка в Алма-Ате не получила путевку в жизнь. Здания,
возведенные по штучным проектам, в разные годы, в условиях постоянно меняющегося
общественно-политического климата, подавлялись рядом стоящими — и стилем, и материалом,
и, больше, безвкусицей.
Вспоминается, какой строительный ажиотаж был вызван перестройкой, гласностью и обретением
республикой независимости. Не взирая на принятый Закон об охране памятников архитектуры
и авторских прав зодчего, повсеместно были самостийно перестроены первые этажи зданий,
искажены фасады, уничтожены малые архитектурные формы. Мостовые расширили за счет вырубки
лесонасаждений и ликвидации арычной системы, курдонеры превратили в автостоянки. Любопытно
отметить, что разор наблюдается особенно на огульно переименованных улицах. Будто всесильные
имена членов ленинско-сталинского политбюро имели действительно магическое влияние на порядок
в обществе, ход его развития, историю и культуру.
|
|