|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
ФОТОСАЛОН «ЛЕЙБИН И СЫНОВЬЯ»
|
120 лет назад в Верном при тусклом свечении
керосиновой лампы явилась городу первая фотография. |
середине 19-го столетия переселенец Томской губернии Соломон Лейбин организовал
собственное фотодело в Семипалатинске. Известны исполненные им здесь портреты Чокана Валиханова
и Федора Достоевского, Кунанбая и семьи Абая, других знаменитостей. Впрочем, в определении автора
ценных дагерротипов прошлого есть и другие мнения, догадки и небылицы.
В 1873 году семья С.А.Лейбина организует фотодело в Верном. Ходили слухи, что владелец фотосалона
вовсе не переселенец, прибывший крестьянским обозом, а ученый-еврей, родом то ли из Германии,
то ли из Франции. Мол, оттуда он и привез секрет фотографии. Самые бойкие мальчишки, которым
удавалось заглянуть в мастерскую фотомастера, уверяли, что господин Лейбин — алхимик. Имея
в виду его таинственные приготовления фотопластинок, реактивов, оптики, других чудес, производимых
при тусклом свечении керосинового фонаря.
После полудня в салоне Лейбина начиналось оживление. На фоне незатейливого пейзажа или семейного
быта, изображенных на заднике, перед объективом камеры начиналось таинство. Снимались на века
молодые хозяйки в ярких сарафанах и сафьяновых полусапожках, старые казаки на льготе, при полном
параде, малые дети, обязательно с игрушкой, кошечкой или собачкой, бородатые верненские мужики,
что чертили, рассчитывали и строили город Верный.
Эта фотография 1913 года запечатлела Жамбыла Жабаева среди акынов на этнографической выставке в Семиречье
(оригинал фото см. в книге «Весь Алматы»)
Писатель Юрий Домбровский, работая над романом «Хранитель древностей», однажды будет
с вниманием рассматривать лейбинские фотографии и удивительно точно напишет: «Ясно вышла
на старой фотографии диковатая и смешная молодость города… на ней все смешано во времени,
и на все проливается какой-то новый, резкий боковой свет. Вещи от него молодеют, люди улыбаются
и становятся во фронт, старые, вросшие в землю здания снова вздымают свои фасады и резные узорчатые
главы… Вот мелькнул покатый, тупой (ни дать ни взять мучной ларь), архиерейский дом: выспренное
и лаконичное, как вицмундир чиновника, застегнутый на все пуговицы, здание гимназии (здесь учился
Фрунзе); магазин колониальных товаров купца фамилии, набранной светлыми металлическими буквами
на высокой, как радуга, вывеске… Это было лет пятьдесят тому назад; и вот через полстолетия
я смотрю на все, что увидел фотограф, его глазами. Он удивлялся — и я удивляюсь. Он радовался
всем этим необычным куполам, радугам и шпилям — и я радуюсь».
На начало двадцатого столетия в нашем городе были популярны фотосалоны Иосифа Махницкого,
Алексея Голубева, Абрама и Павла Лейбиных, сына и внука семипалатинского мастера светописи Соломона.
Отметим также, что работы верненских мастеров увидел Старый и Новый Свет благодаря появлению в конце
девятнадцатого столетия «открытого письма». Тогда же в Верном был открыт писчебумажный
магазин Николая Тарнецкого, варшавского представителя Всемирного почтового союза. Через своего
представителя «открытки» с видами Семиречья и достопримечательностями Верного распространялись
по всему свету. Верненцы с охотой осваивали новое, весьма заманчивое фотодело. На начало века
существовал магазин Ивана Хапилина по продаже фотоаппаратов и фотографических принадлежностей.
Лейбины начинали свое дело в Казахстане, когда и в Европе фотография была еще в диковинку. Диву даешься,
как эта громоздкая аппаратура, редкие реактивы, сложнейшая оптика были доставлены на туркестанскую
окраину. К тому же первые фотографы должны были быть и механиками, и физиками, и химиками одновременно.
Талантливые сыновья и внуки Соломона внесли значительный вклад в культуру Казахстана. Сын Абрам
Соломонович поселился в Верном в 1872 году. А.С.Лейбин принял участие в формировании еврейской общины
Верного, благоустройства первой синагоги, избирался гласным ряда общественных организаций. В этом
городе у него родилось семь сыновей и две дочки. Младший, Лев, стоял у истоков зооветеринарной службы
и обучения национальных кадров, избирался профессором Казахского зооветинститута. В доме Льва
Абрамовича в 1920 году от тифа скончался родоначальник алма-атинской фотографии А.С.Лейбин. Старшие,
Павел и Борис, оказались среди основоположников книжной палаты Казахстана. Лейбины занимались
рекламным делом, сбором и хранением театральных афиш и объявлений, изо- и книжной продукции. Павел,
первенец Сары и Абрама Лейбиных, известен и как составитель карт Семиречья. Он занимался
фотографированием края с высоты птичьего полета, поднимался в небо на первом в истории края самолете.
Павел Лейбин — мастер светописец и этнограф. Его работы легли в основу многих научных работ
в области археологии и здравоохранения, народного быта и костюма народов Казахстана.
Владимир Абрамович Лейбин в первые годы советской власти решил заняться коневодством. Однако
молодого и преприимчивого нэпмана арестовали и отправили в лагеря. Последние годы жизни он провел
в Ташкенте. Здесь в семье Фартушных хранится богатый фотоархив семьи Лейбиных, — альбомы,
фотоаппараты, негативы на стекле. Вот только для науки Средней Азии и Казахстана архив не стал
предметом гордости, внимания и благодарности.
Почтовые открытки фирмы «Лейбин и сыновья» со штампом Всемирного почтового союза
встречаются во многих коллекционных развалах Европы и по сей день. Да в бабушкиных сундуках
нет-нет да и отыщется старый семейный снимок, исполненный талантливым светописцем в прошлом столетии.
|
|