|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
ЦОКС В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОМ КОЛХОЗЕ
|
Кинодейство происходило торжественно и курьезно… Дворовые жучки и шавки
ошалели. Такого многолюдного чужелюдства, да еще в таких странных одеяниях, они вовек не видали! |
а вопрос, как же случилось, что в годы Великой Отечественной войны Алма-Ата стала
кинематографической столицей Советского Союза, что 80% всей союзной кинопродукции было снято
и выпущено тогда в нашем городе, наконец, почему было решено эвакуировать «Мосфильм»
и «Ленфильм» в столицу Советского Казахстана, а не в какой-нибудь другой город нашей
необъятной тогда Страны Советов, ответа единого нет. Синоптики, глядя загадочно в небо,
предполагают, что виной всему алма-атинская благодать или триста солнечных дней в году. Что
дает возможность широко использовать натурные, а не дорогостоящие строительные павильоны.
Кинокритик Лев Варшавский находит объяснение феномену в казахском гостеприимстве, мол,
маленькому городку «киношники» предъявили огромный и тяжелый счет, а взамен обе
стороны приобрели творческую братскую дружбу. Счет состоял в экспроприации в Алма-Ате,
уплотненной до последнего квадратного метра, лучших зданий для размещения Центральной
объединенной киностудии (сокращенно и звучно — ЦОКС), ее технического персонала
и творческого коллектива. И, когда прибыли первые эшелоны с мосфильмовцами и ленфильмовцами,
их уже ждала гостиница «Дом Советов», превращенная в общежитие, а также Дворец
культуры, в котором столяры и плотники спешно переоборудовали помещение. По воспоминаниям
Варшавского, происходящее напоминало «нечто среднее между обычным пейзажем стройки,
вокзальной сутолокой и сумасшедшим домом». Не успели преподаватели КазПИ справить новоселье,
как новый трехэтажный дом на углу улиц Кирова и Пролетарской обрел уже громкое название
«лауреатника». В нем получили прописку ведущие мастера советского киноискусства,
о чем повествуют мемориальные доски. Кинематографисты оккупировали и здание ТЮЗа, в наши дни
сгоревшее в пожаре. Здесь, на углу проспектов Калинина и Сталина, соорудили взятый напрокат
цирк-шапито, где «Ленфильм» проводил съемки. Многие «киношники» разместились
на частных квартирах, жили в тесноте, да не в обиде. Поэт Владимир Луговской, зайдя однажды
в «Дом Советов», оставил об увиденном такие строки: «Дом искусств без электричества,
без лампочек, без печек, набитый бесприютными людьми».
Тем временем стояли погожие солнечные дни, и спешно доснимались кинокартины
«Александр Пархоменко», «Машенька», «Свинарка и пастух». К радости
алма-атинской детворы на улицах и в пригородах проносилась конница Котовского, разыгрывались
нешуточные баталии «Боевых киносборников». Роли смелых и находчивых красноармейцев,
трусливых и несообразительных фашистов доставались необстрелянным новобранцам, которых после
съемок, обыкновенно, провожали в действующую армию.
Сергей Эйзенштейн и Николай Черкасов на съемках фильма «Иван Грозный». Алма-Ата, 1943 г.
(оригинал фото см. в книге «Весь Алматы»)
На «больших бульварах», так прозвали фойе ЦОКСа, можно было встретить прославленных
режиссеров, актеров и операторов советского кино — темпераментного Пудовкина, унылого Роома,
вечно спешащего куда-то Эрмлера, массивного Столпера, улыбающегося Рошаля и, конечно же,
Эйзенштейна в его неизменном бежевом костюме, перед которым почтительно расступались люди.
В пригороде Алма-Аты, в колхозе «Вторая пятилетка», снимались зимние натуры
«Ивана Грозного». По воспоминаниям ассистента Дмитрия Попова, кинодейство проходило
торжественно и курьезно: «Вот по селу медленно идет митрополит в полном облачении. Ехавшая
в санях ему навстречу пожилая колхозница, увидев его, сначала испугалась и побледнела,
остановила лошадь, перекрестилась и прошептала что-то, потом опомнилась, оглянулась, неистово
хлестанула коня и быстро покатила дальше… Но тут же ей дорогу перерезала группа опричников
на лыжах, в черных кафтанах и островерхих шапках, с колчанами и луками за спиной, и она окончательно
оторопела… Дальше на рысях пронеслась группа конников в шлемах, мисюрках, плащах и с копьями…
«Господи, спаси и помилуй! Мать Пресвятая Богородица», — падает с телеги
колхозница… Но тут она видит, как мимо бредут четыре схимника в черных одеждах и с длинными,
до колен, узкими седыми бородками византийского склада. Пробежали две боярыни в шубейках, густо
повалил «черный люд» в войлочных шапках, обнажая внизу собственные ботинки и галоши…
Да-а, чудной колхоз «Вторая пятилетка», — молится Господу колхозница, случайно
попавшая в кадр «Ивана Грозного».
Тем временем дворовые жучки и шавки совершенно ошалели. Такого многолюдного чужелюдства,
да еще в каких-то странных и непонятных одеяниях, они вовек не видели. И они надрываются
от неистового лая, успев бесповоротно охрипнуть от столь сверхурочной сторожевой нагрузки.
Не менее псов ошалели и колхозные пацаны и пацанихи. Но их ошаление — восторженное!
Они носятся от группы к группе, стремятся побывать сразу везде и посмотреть сразу же все.
Они сегодня — в зените! Такого торжественно-радостного дня еще не было в их жизни…».
26 июля 1944 года С.М.Эйзенштейн, на сердце которого отрицательно сказался алма-атинский климат,
возвратился в Москву. С отъездом «грозненцев» существование ЦОКСа практически завершилось.
В наследство Алма-Атинская киностудия получила техническую базу для производства собственных
художественных и документальных фильмов. Великий мастер не мог прозаически покинуть гостеприимную
столицу Казахстана. На плоской крыше киностудии был устроен прощальный ужин. С высокого банкета
собравшимся «киношникам» открылась на память величественная панорама города на фоне
освещенного заходящим солнцем Алатау.
|
|