|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
БОЛЬШАЯ СТАНИЦА — КАЗАЧЬЯ СТОЛИЦА
|
Гей, казаки-семиреки! Вот настал и ваш черед —
в бой с врагом под стяг России
царь сынов своих зовет… |
етом 1867 года началось формирование Семиреченского казачьего войска из линейных служивых
9-го Сергиопольского и 10-го Алатавского округов сибирского казачества. Непосредственное командование
новым соединением было вверено наказному атаману. Им стал первый губернатор Семиречья Герасим
Алексеевич Колпаковскмй. Популярность его среди станичников была огромной. День кончины боевого
генерала 23 апреля 1896 года совпал с днем общевойскового смотра семиреков и потому дню Георгия
Победоносца придавалось особые значение и смысл. А в 1911 году Первому семиреченскому полку было
присвоено имя Г.А.Колпаковского.
Казачество хранило верность заветам и традициям славного Ермака. За боевые заслуги перед царем
и Отечеством в 1903 году войску было даровано Георгиевское знамя и присвоено старшинство, одинаковое
с Сибирским казачьим войском. В начале ХХ столетия в Сибирском и Семиреченском войсках числилось
свыше 70 тысяч станичников. Под ружьем и при 17 тысяч седел состояло на границах империи около 20
тысяч казаков. Для охраны рубежей выставлялось в мирное время 22 сотни.
Так выглядел дореволюционный Верный с Троицкой церкви (ныне это — перекресток улиц Пушкина и Кабанбай батыра)
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
По вероисповедному составу казаки Семиречья не были однородной массой. Они делились на
православных — 15 396 душ, католиков — 22, лютеран — 19, магометан — 228,
буддистов-ламаистов — 11 душ. Главным центром «северных станиц» или бывшего 9-го округа
стал город Копал. А штаб-квартирой бывшего 10-го округа выбрана Больше-Алматинская станица, центр
«южных, За-Илийских» станиц. История войска связана с боевой хроникой Первого Семиреченского
полка и биографией его первых командиров — А.А.Гринвальда, А.П.Принца, П.С.Щербакова,
Д.И.Гордоделова, К.Н.Хагондокова, других боевых и прославленных представителей семиреченского
казачества. В Алматинской станице был сооружен великолепный храм — с 1911 года войсковой
Узун-Агачский Собор (ныне восстанавливаемый). В ограде храма были преданы земле многие почетные люди
Семиречья, в их сонме наказной атаман 1916 года М.А.Фольбаум (Соколово-Соколинский).
Несмотря на то, что Семиреченское казачество начало формироваться в 1867 году, войсковое правление
стало функционировать лишь с 1884 года. Именно тогда станицы и выселки области обрели полное
самоуправление. Отметим также, что наказной атаман получил войсковую насеку (символ власти) только
в 1906 году. В том же году семиреченские казаки были определены в лейб-гвардию, а рядовые казаки
за их усердную службу по охране границ России награждены одиночными белевыми петлицами.
В 1914 году на фронтах Первой мировой войны в составе Туркестанской казачьей бригады наши казаки
участвовали в известной операции «Брусиловский прорыв». На позициях звучала походная песня
«Гей, казаки-семиреки! Вот настал и ваш черед — в бой с врагом под стяг России царь сынов
своих зовет… Будут помнить турки, швабы семиреков-казаков». Все многонациональное население —
киргизы, уйгуры, солоны, татары, казахи — добровольным порядком, с собственными лошадьми
и обмундированием пополняли казачьи сотни. Среди героев Первой мировой войны — имя семиреченского
казака-малолетка Юсупа Одыханова, ординарца известного полководца П.Н.Краснова. В боях против германцев
Юсуп был удостоен высшей награды — Георгия 4-й степени. Полного Георгия заслужил герой-казак
Иван Белянин из выселка Стефановка (Уч-Арал). Защищая Отечество, погиб командующий 2-й русской армией,
бывший войсковой атаман семиреков А.В.Самсонов. В 1927 году на месте гибели полководца немцы поставили
ему памятник. На родине же имя Александра Самсонова вычеркнули из списка соотечественников.
Любопытно отметить, что, поднимая дух народа во время следующей Великой Отечественной войны,
в Алма-Ате из бывших казаков Малой станицы была собрана отдельная сотня, которая покрыла себя славой
во время Сталинградской битвы. Пожалуй, это было первое после советских репрессий и последнее в наши дни
официальное признание роли потомков Ермака в истории Семиречья.
|
|