|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ
|
Придав ей высоты, красоты и прочности основания,
поставили на все времена церковь-памятник —
и нарекли Казанской… |
сенью 1871 года крестьяне, торговые люди да казаки поставили в предместье старой Алма-Аты станичную церковь, собрав на устройство церкви «от каждого православного землепашца по полпуда хлеба с десятины и от каждого пчеловода по десять копеек с колоды». Пожалуй, это самое старинное здание города, сохранившееся до наших дней.
Оно возникло в казачьем выселке Больше-Алматинской станицы. Новое предместье оформилось в административную единицу в 1860 году. В конце 19-го столетия выселок получил название Малой станицы, а в 1962 году её земля была присоединена к черте города. В советское время станица была усадьбой колхоза с разными названиями, более известного как «Луч Востока». Правда, перестроек и перемен в жизни самой церкви было не меньше.
Свято-Казанский храм поставлен в память основания алма-атинских поселений (фото 1898 г. из книги «Весь Алматы»)
Малостаничную церковь возвели по проекту местного зодчего Павла Зенкова в память основания первых алма-атинских поселений и изгнания из Семиречья кокандцев – осенью 1860 года. Стало быть, она памятник отечественной истории, свидетель событий, которые происходили под благодатным покровом иконы Богоматери, именуемой Казанской, и небесных заступниц Семиречья Веры, Надежды, Любови
и матери их Софии.
Собственно, само храмозданье возводилось из материалов старой Софийской Алматинской церкви, по её образу и подобию, возведенной ещё раньше, в 1858 году. При строительстве каменного храма старую церковь бережно, по брёвнышку-по гвоздику, перенесли в Малую станицу, «придав ей высоты, красоты и прочности основания». И дали новое имя – Казанско-Богородицкая. Украшал станичную церковь великолепный пятирядный иконостас работы петербургского мастера, академика византийской живописи В.В. Васильева.
Иконостас работы академика В.В. Васильева, рис. на дереве А.О. Адамов, гравёр Л.А. Серяков
Малостаничному храму суждено было стать соборной кафедрой вновь созданной Туркестано-Ташкентской епархии. Летом 1872 года владыка Софония, назначенный настоятелем епархии, прочитал здесь свою первую проповедь. Ему пришлось вложить массу энергии и таланта в устройство и формирование штата архиерейского дома, кафедрального собора и консистории, в инспектирование строящихся православных
храмов, в миссионерство от границ Китая до берегов Каспийского моря. Его помощниками были пионеры освоения края, священники Алексей Бенедиктов, Михаил Путинцев, Афанасий Рыжкин, Александр Векшин, Константин Седачёв, иные патриоты земли русской. Благодаря их подвижничеству главным центром православия в крае становится город Верный: «по имени города Верного да будет и житие Ваше», – обращались священники к народу.
Десятилетия спустя, в советский период истории, Казанской церкви было уготовано нести свет православия через тернии мракобесия в атеистической республике. Церковь закрывали последовательно, начиная с организации в Малой станице колхоза «Луч Востока» и деятельности её первого председателя, «воинствующего безбожника» Ивана Громова-Амосова. С его подачи начались
гонения на клир и прихожан. Не выдержал издевательств и скоропостижно скончался настоятель храма протоиерей Димитрий (Поливкин). Был осужден и погиб в Карлаге епископ Алма-Атинский и Казахстанский Герман (Вейнберг), а с ним десятки прихожан, безвинных жертв сталинской голгофы.
В трудное время Отечественной войны, когда храмы стали возвращать верующим, а священники вышли из советских тюрем, колокола вновь обратились с молитвой к Богу. И первым в Алма-Ате воссиял именно храм во имя иконы Казанской Божьей Матери, что в Малой станице. 16 декабря 1944 года колокола старинной станичной церкви вновь заговорили и под ее сводами зазвучали молитвы о спасении, о даровании обетованного мира.
Полгода спустя здесь отслужил первую службу вновь назначенный на кафедру архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Николай (в миру – Могилевский Феодосий Никифорович). Священник повторил судьбу многих первосвященников Алма-Аты и тихо скончался в Алма-Ате, уже в преклонном возрасте. В 1955 году, незадолго до кончины, по случаю 35-летия пребывания во епископстве, архиепископ Николай был возведён в сан митрополита.
В 1998 году отмечался столетний юбилей со дня возведения Малостаничного выселка в степень самостоятельной станицы. К красной дате архиепископом Алексием (Кутеповым) Казанская церковь была возведена в Соборную. В торжественной речи храм был назван ангелом хранителем славного города Алма-Аты: «Господь посылает Своего ангела в каждый вновь выстроенный храм для служения Св. Алтарю. И срок этого послушания определён до конца века человеческого. Даже если храм лежит в руинах, ангел не может покинуть места определенного ему служения».
На торжество православия регент хора, народный артист СССР Анатолий Молодов подготовил, в исполнении певчих и студентов консерватории, музыкальный венок православных песен, мастер-резчик Александр Черепанов изготовил на память прихожан и гостей
праздника образа Казанской Божьей Матери. Нашлись скромные средства на обновление внешнего вида церкви, благоустройство территории и могил первосвященников.
|
|