ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий

ШКОЛА ЗЛОСЛОВИЯ

В
ечерняя газета «Социалистическая Алма-Ата» сообщала о жизни передовой колхозницы Анастасии Голобородько, как она облагородила местный сорт апорта. Путем наложения трафарета она добилась в процессе созревания яблока силуэтного портрета Иосифа Сталина. 58 плодов с изображением любимого вождя колхозница отправила в Москву, на сельскохозяйственную выставку. Портрет ударницы «Горного Гиганта» в полный рост украсил павильон Советского Казахстана…

Та же «Вечерка» писала: «В 1937 году через Дом отдыха имени 10-летия Казахстана в урочище Медео прошло 4 849 человек. 216 отдыхающих за 12 дней прибавили в весе от 4 до до 7 килограммов, 400 человек — от 3 до 4 килограммов. Средняя прибавка в весе составила 2,1 килограмма… В июле-августе в гостях у отдыхающих побывали члены литературной группы П.Магера, среди них — писатель Ю.Домбровский с новым романом «Крушение империи».

Перелистываем алма-атинские будни 30-х годов. Сенсация лета — удав удрал из зверинца! Мерзкое животное благополучно перезимовало где-то на колхозном сеновале, акклиматизировалось и начало терроризировать население Алма-Аты. Граждане, будьте бдительны!.. А вот и статья о черных изменниках Родины, фашистских лазутчиках и наймитах. Оказывается, секретарь Союза советских писателей Казахстана Конратбаев похитил из кассы правления 14 тысяч рублей. «Пролетарский писатель» женат на дочери злейшего врага казахского народа, лидера алаш-ордынцев Дулатова и помогает его семье народными деньгами.

Невероятным, фантасмагорическим кажется нам сегодня тогдашнее обвинение советских людей в измене и во вредительстве. Представляю, как нагнеталось чувство страха у горожан, когда они слушали призывные крики мальчишек — продавцов местной «Вечерки»: «Покупайте!.. Ала-аяк!.. Враг народа!..». Ведь в каждой газете в числе приговоренных могли уже стоять фамилии их родственников, близких и знакомых…
ДОМБРОВСКИЙ
Творчество Юрия Домбровского наиболее полно представлено в Библиотеке Максима Мошкова

В эпоху Всеобщего Удава проходили жизнь и творчество писателя Юрия Домбровского, не по своей воле оказавшегося в Алма-Ате. Его по праву называли певцом Алма-Аты, хранителем ее древностей, мифов и легенд. Здесь он написал многие очищающие наше бытие и сознание произведения. В романе «Факультет ненужных вещей», среди строк других книг писателя с полной нагрузкой работает аппарат НКВД. Сотрудники его рыщут по горам, следят за бригадиром яблоневого сада Потаповым, который подозревается в связи с иностранной разведкой. Им помогают родные и друзья обреченного бригадира. Чудо-яблоко народного селекционера Голобородько съесть, надо думать, не рискнули. Но по вкусу пришелся бригадир

яблоневого сада. И бедный Потапов, — запуганный, затравленный, загнанный от страха в угол, — готов уже сам поверить в то, что он враг народа — ала-аяк.

Домбровский слушал разносчиков газеты с высоты Собора, словно ангел, которому на бывшей колокольне нашлась маленькая рабочая комнатенка. Ему казалось, что он отделен от наблюдаемой жизни своими занятиями. Но это была иллюзия. За окном шел Тридцать Седьмой Год. Скорее, не календарная дата, а трагическое явление, горькая правда жизни. Холодными ночами в Алма-Ате совершались облавы на инакомыслящих, аресты безвинных людей. Раздувалась сенсация с мифическим удавом. В его жертвенный рацион попали коллеги Домбровского. Все сотрудники музея оказались «бандой наймитов»: директор Шустов — главарь, сотрудник Джумабаев — родственник алаш-ордынца, Пятницкий — активный контрреволюционер, некая Сандолицкая — жена шпиона, Рыпаков — кулак-спекулянт, Парфенов — хулиган, Залетдинов — национал-фашист, по-казахски, ала-аяк… Эти истеричные ругательства срывались с пенных уст рабочих и ученых, колхозников и учителей, командиров и солдат, вышколенных административно-командной системой. Ни дать, ни взять советская школа злословия.

Судили «врагов народа» их вчерашние друзья-товарищи — таковы гримасы времени. Читаем состав суда: «Турсунова не профессиональный юрист. Она работает телефонисткой. Ей приходится занимать председательское место в суде на время отсутствия судьи. Так судит и городской врач Ашлаянов, когда он остается за народного судью, и колхозница Приходько» Так судит наш советский суд, куда наш народ посылает своих лучших сыновей и дочерей». Вердикт народных судей не отличался многообразием: 58-я статья УК РСФСР предусматривала 25 лет каторжных работ, в лучшем случае, на лесоповале, еще «5 и 5» — пять лет на поселении и пять лет «по рогам», то есть, с поражением в правах. После отсидки в «сталинских санаториях» политических ожидала «сотка» — им разрешалось жить не ближе 100 км от пяти крупнейших городов Союза, этакая «черты оседлости» дореволюционной России. К убийцам власть относилась и то более благосклонно!

26 августа 1939 года буднично и в который раз был арестован научный сотрудник музея Ю.О.Домбровский. Его обвинят в «попытке передать японским империалистам археологические ценности». Теперь и он враг народа, с презрительной кличкой «ала-аяк». Друзья подсчитали: писатель прожил, процарапался, просопротивлялся на белом свете 69 лет и 17 суток, большую часть из которых — на нарах. Однажды, из иркутской ссылки, Юрий Домбровский, москвич по рождению, сообщит о своем неистребимом чувстве к городу, где его арестовывали трижды: «Выжил… Гуляю по тайге, привожу в порядок свои вещи и бумаги, крепко-крепко скучаю по Алма-Ате».

ОТ ИЗДАТЕЛЯ: Домбровский Юрий Осипович. Родился 12 мая 1909 года в Москве в семье известного адвоката. Вырос в арбатских переулках, здесь окончил школу и поступил на Высшие государственные литературные курсы. В 1933 Домбровский был выслан из Москвы в Алма-Ату (3 года ссылки). Несколько лет работал учителем литературы в школе. Затем следуют аресты: в 1936 — первый (7 месяцев проводит в следственном изоляторе), в 1939 — второй (до 1943 находился в лагере на Колыме), в 1949 — третий (6 лет провел в Тайшетском озерлаге). Обвинения разнообразием не отличались: «Охаивание мероприятий партии и правительства; распространение антисоветских измышлений». Домбровский прошел через все это, «ничего не признав и ничего не подписав». В 1956 он был реабилитирован за отсутствием состава преступления. Творчество Ю.Домбровского условно можно разделить на два периода: казахский (1937-55) и московский (1956-78). В 1937-39 он активно сотрудничал с газетой «Казахская правда» и журналом «Литературный Казахстан», публикуя заметки, рецензии, литературно-критические статьи. В 1938 вышел первый рассказ — «Смерть лорда Байрона», через год — роман «Державин», в которых писатель исследует интересующую его тему: Герой и Время. В 1956 Домбровский возвращается в Москву, через два года заканчивает роман «Обезьяна приходит за своим черепом», начатый еще в 1943. В 1963 роман публикуется в журнале «Новый мир», но подлинный фурор производит публикация в том же «Новом мире» следующего романа — «Хранитель древностей» (1964). Его продолжением стал роман «Факультет ненужных вещей», который, будучи закончен в 1975, так и не был издан в СССР при жизни автора, умершего 29 мая 1978 года.
Источник: «Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь», М, 2000.

предыдущая статья | наверх | следующая статья

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета