ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий

РЕГУЛЯТОРЫ УЛИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ

Алма-атинец Иван Трубачев охранял подъезды к Дому правительства. «Вот милиционер раскинул руки в обе стороны — значит, движение закрыто со всех сторон», — говорили прохожие.

В
 30-е годы прошлого столетия Алма-Ата постепенно превращается в столицу Советского Казахстана. Население города между двумя переписями, 1926 и 1939 годов, возросло в пять раз — с 45 до 222 тысяч горожан. Изменился облик столицы. Начали освещать улицы, мостить и асфальтировать мостовые и тротуары, строить трамвай.

На обновленных улицах, особенно в центре города, на оживленных гужевым транспортом перекрестках улиц Горького (ныне — Жибек Жолы) и Ташкентской аллеи с улицами Пушкина, Фурманова, Красина (ныне — Валиханова) и Калинина (ныне — Кабанбай батыра), появилось много автомобилей. Вечерняя газета «Социалистическая Алма-Ата» сообщала, что в 1935 году автопарк Казахстана составлял 7 072 машины, из них первой категории (новых) — 39%, средней — 27%, старых — 34% и совсем негодных к эксплуатации — 175 автомашин. Было совершено в том году 282 аварии, в которых было разбито 288 машины, убито 15 и ранено 69 человек. Тем временем в столице только за несколько дней мая произошло до десяти аварий, во время которых были убитые и раненые. Страшная статистика!

В 1938 году база «Глававтотрактордеталь» в Алма-Ате получила 109 отечественных машин марки М-1. По улицам города пробегало 20 лимузинов ЗИС-101. Ожидалось получить с конвейера завода имени Сталина еще 10 лимузинов, а также 50 «эмок». В городе и близлежащих селениях насчитывалось 5 тысяч шоферов. Однако, квалификацией многие не обладали. За нарушение правил уличного движения наказывались и пешеходы, штрафом в пять рублей. При отказе уплаты они сопровождались милиционером к начальнику отделения, который был вправе увеличить штраф до пятнадцатии рублей.

АЛМА-АТИНСКИЙ ПЕРЕКРЕСТОК

Перекрестки современной Алма-Аты оснащены автоматическими светофорами
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)

Назрела необходимость регулирования дорожным движением, обеспечения его безопасности, контроля над техническим состоянием транспортных средств. Местная «Вечерка» так сохранила первые впечатления о нововведениях в ГАИ (первоначально — ОРУД, то есть Отдел регулирования уличного движения): «С 1 января 1936 года по городу дежурят милиционеры-регуляторы, движениями рук регулирующие уличное движение. Вот милиционер раскинул руки в обе стороны — это значит, что движение закрыто со всех сторон. Затем, милиционер поворачивается на носках, одну руку поднимает вверх, другой указывает направление движения — это он открывает для машин боковой проезд… Отдел наружной службы управления милиции подготовил для пяти перекрестков города 32 милиционера-регулятора. Шесть из них отправлены на переподготовку в Москву. Там же заказано 5 светофоров». История сохранила имена «стахановцев» автодвижения Алма-Аты, имена первых водителей Г.Каракая и В.Шевченко, которые освоили горные трассы Мало-Алматинского ущелья. Они довели пробег автобусов «ЗИС-16» и «ГАЗ-АА» до ста тысяч километров без аварий и капремонта. Сохранилось и имя первого алма-атинского регулировщика И.Трубачева, стоявшего на посту улиц Кирова и Панфилова. Его служба была более чем ответственна: он охранял подступы к Дому Правительства, что возник на месте бывшей Красной площади.

предыдущая статья | наверх | следующая статья

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета