ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий

ЕПАРХИЯ ТУРКЕСТАНСКАЯ

В 1996 году православный мир молитвенно отметил 125-летний юбилей основания епархии в городе Верном.

В
 1871 году наш край в церковном отношении был определен епархией (т.е., областью) с назначением сюда епископа — главного духовного лица. Новая епархия в российской глубинке стала называться Туркестанско-Ташкентской, хотя центром ее был выбран город Верный. В течении долгих десятилетий официальный Ташкент не соглашался быть просто окраиной епархии. И только в 1917 году при епископе Иннокентии, объявившем себя полным хозяином православной церкви в Туркестанском крае, центр епархии был перенесен в Ташкент. Было создано викариатство Верненско-Семиреченское, с назначением викарного епископа Пимена (Белоликова). В 1918 году во время «красного террора» Пимен был расстрелян в роще Баума. В наши дни на месте его гибели установлен мемориальный знак.
ЕПИСКОП ПИМЕН
Епископ Пимен (оригинал изображения см. на сайте газеты «Веди»)
Начало епархиального управления — это прежде всего памятники истории и культуры, выраженные в храмовом зодчестве старой Алма-Аты, в строительстве здесь благолепного Туркестанского кафедрального собора. А также в образчиках литературы и искусства, хранимых в запасниках музеев, в портретах туркестанских епископов, написаннных кистью местного самородка Николая Хлудова. Любопытно отметить, что из стен Верненской мужской гимназии вышел будущий Вятский архиепископ Киприан (в миру Комаровский Константин Станиславович). После окончания Казанской духовной академии, с 1899 года Киприан был назначен миссионером в Шульбинский стан Киргизской миссии, с последующим возведением в архимандрита миссии и в епископа Семипалатинского.

Ярким событием верненского периода становления епархии был приезд первого епископа края Софонии. Он был известным российским богословом, писателем и миссионером. В миру его звали Степан Васильевич Сокольский (1799-1877). В начале июля 1872 года Софония с кафедры Малостаничного храма (здание чудом сохранилось до наших дней, хотя и не в первозданном виде) обратился к прихожанам с речью об открытии Туркестанско-Ташкенстской епархии. Софония любил уединиться на епархиальной даче, что стояла на слиянии рек Бутаковка и Малая Алматинка. Здесь, среди «гор Елеонских», Софония написал многотомные ученые труды, воспоминания, вел личные дневники.

Преосвященный старец тихо скончался 26 ноября 1877 года в сане архиепископа и был погребен в специально устроенном склепе в Больше-Алматинском станичном соборе. В советские годы, во время устройства здесь звукового кинотеатра «Ударник», могилы первосвященников епархии Софония и Никона, почетных граждан Верного были осквернены и уничтожены. На месте атеистического разора любители старины предполагают возведение часовни-памятника.

После гибели епископа Пимена в епархии произошли большие изменения, которые коснулись названия епархии, титула правящего иерарха, церковной политики. Многие из епископов уклонились в обновленчество, объявив о независимости Туркестанской поместной православной церкви. Яркими представителями «обновленчества» был сам Иннокентий (Пустынский), родоначальник революционной смуты в церковной жизни, епископ-реформатор Сергий (Лавров), епископ Мелхиседек (Николин), участник 2-го обновленческого или Всероссийского поместного священного собора (1923 г.), на котором поставил свою подпись о лишении сана Святейшего Патриарха Тихона. Управление Алма-Атинской епархии (остановимся в разнообразии титулов на таком), после убиенного большевиками Пимена и согласного с новой властью Сергия, было беспорядочным. В 20-30-е годы епископами были Лев (Черепанов), Августин (Беляев), Герман (Вайнберг), Александр (Толстопятов). Судьба примирила в сталинские годы многих представителей религиозных течений страшными гонениями на церковь. И лишь в годы Великой Отечественной войны, когда поруганные храмы стали возвращать верующим, а немногие священники вышли из советских тюрем, официально в июне 1945 года было разрешено архиепископу Алма-Атинскому и Казахстанскому Николаю (Могилевскому) занять епархиальную кафедру. Перед самой кончиной в 1955 году Николай был возведен в сан митрополита. В 50-годы известны имена Владимира (Котлярова), тогда иерея Никольского кафедрального Собора, Иоанна (Виноградова), епископа Ермогена (Голубева), Иоанна (Лавриненко), архиепископа Алексия (Сергеева), митрополита Иосифа (Чернова).

На 1997 год епархия состояла из приходов Алма-Атинского, Талды-Курганского, Семипалатинского, Восточно-Казахстанского, Карагандинского и Павлодарского. Последним днем января 1991 года архиепископу Алексию (Кутепову) был дан титул «Алма-Атинский и Семипалатинский». В вверенной ему епархии насчитывалось З мужские и 4 женские обители, 11 благочиний и 103 прихода, в которых несли свое послушание 170 священников, 28 диакона, 74 псаломщика. В Алма-Ате для верующих были открыты двери семи церквей (Никольская церковь являлась Соборной), в ее окрестностях — Серафимо-Феогностовской Аксайской мужской пустыни. 19 апреля 1995 года, во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 в Казахстан, прихожанам столицы республики был возвращено храмоздание Свято-Вознесенского собора.

предыдущая статья | наверх | следующая статья

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета