Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Зимняя Олимпиада в Алматы?
ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ
«У Шымбулака есть шанс превратиться в курорт мирового класса», — уверен
руководитель Capital Partners
не всякого сомнения, в Казахстане нет такого человека, который бы не слышал о существовании
высокогорных комплексов «Медеу» и «Шымбулак». Оно и понятно, ведь они являются
визитной карточкой Республики Казахстан, поэтому любое связанное с ними сообщение вызывает
неподдельный интерес и у алматинца, и у жителя Атырау. А когда появляется информация, что знаменитые
на весь мир комплексы неизвестно как долго будут реконструироваться, и никто не знает, во что они
в итоге превратятся, у любого нормального казахстанца что-то екает внутри.
В минувшую пятницу в Алматы прошли общественные слушания, на которых как раз и обсуждался вопрос
предстоящей реконструкции комплексов «Медеу» и «Шымбулак», в результате которой
на их базе должен быть создан круглогодично действующий курорт. Дадим для начала просто сухие цифры
и данные.
Бюджет комплексной реконструкции обоих спортивных комплексов составляет 1 миллиард 370 миллионов
долларов США.
Объемы площадей по реконструкционным работам на «Медеу» составляют 60 га,
на «Шымбулаке» — 10,4 га.
Строительство объектов будет происходить в три этапа.
Кто и как будет строить?
На первом этапе в период с 2007 по 2009 годы при содействии австрийской компании
Doppelmayr планируется запуск гондольной канатной дороги Медеу — Шымбулак с пропускной
способностью до 2000 человек в час в один конец. После ввода канатной дороги в строй проезд
автомобильного транспорта на Шымбулак будет ограничен. Планируется, что стоимость проезда
на гондольной канатной дороге не будет превышать стоимость проезда по канатной дороге на гору
Кок-Тюбе. Проектная стоимость гондольной дороги — $30 млн. Также на первом этапе на Медеу
предполагается построить подземный автопаркинг на 3 тысячи машин и возвести вдоль Малой Алматинки
ландшафтный парк площадью 6 гектаров.
Второй этап — до 2010 года. На Медеу будет построено несколько пятикомнатных
коттеджей, созданы центры развлечений. Здесь же появится так называемый Центр Олимпийской деревни.
Подвергнется реконструкции и сам знаменитый спортивный комплекс, который станет крытым.
По предварительным расчетам, на эти работы будет выделена сумма в размере $240 млн.
Не меньшей реконструкции на втором этапе подвергнется и горнолыжный курорт Шымбулак, где будет
построен отель на 150 номеров с двумя ресторанами — трехразового питания и для гурманов.
В этом же отеле появятся бутики, фитнес-клуб и бизнес-центр для проведения конференций и других
деловых встреч.
Получит развитие и территория, прилегающая к комплексу «Шымбулак», где помимо
спортивно-развлекательных центров на открытом воздухе будут возведены отдельно стоящие рестораны
и кафе, специализированные магазинчики и бутики и все те же лесные коттеджи. Значительно будут
улучшены и трассы скоростного спуска и слалома, которые станут отвечать самым жестким международным
требованиям.
На третьем этапе — к 2011 году — все работы по реконструкции комплексов
«Медеу» и «Шымбулак» должны быть завершены. По утверждению руководителей
компаний, которые взяли на себя обязательство изменить облик знаменитых высокогорных курортов,
объединенный комплекс «Медеу — Шымбулак» и по экологическим требованиям, и по уровню
обслуживания и развития инфраструктуры войдет в десятку лучших европейских курортов. Кстати,
по их уверениям, и «Медеу», и «Шымбулак» по ценам будут доступны рядовым
казахстанским обывателям, а сам объединенный спортивно-развлекательный комплекс станет одной
из основных изюминок предстоящей Азиады 2011 года.
Кто же несет ответственность за предстоящую реконструкцию «Медеу» и «Шымбулака»?
На прошедших в Алматы общественных слушаниях названы следующие компании:
- Capital Partners (Казахстан) отвечает за проектную подготовку и строительство единого комплекса;
- CaspiEcology (Казахстан) — консультант по вопросам окружающей среды;
- Colin Buchanan (Великобритания) — консультант по вопросам транспортного движения;
- Doppelmayr (Австрия) — поставщик гондольной системы;
- Ecosign Mountain Resort Planner (Канада) отвечает за планирование горных склонов на курорте Шымбулак;
- Hellmuth, Obata + Kassabaum (Великобритания) отвечает за архитектурный дизайн комплекса «Медеу»;
- RAMSA (США) отвечает за архитектурный дизайн курорта Шымбулак;
- Locum Consulting (Великобритания) — ведущий стратегический советник по комплексному развитию
обоих курортов;
- Ove Arup & Partners (Великобритания) — консультант по инженерному планированию
и устойчивому развитию проекта «Медеу — Шымбулак».
«Это же новость для них! Почему бы нет?»
Сразу после окончания общественных слушаний, которые, честно говоря, больше напоминали брифинг
для представителей СМИ, нам удалось взять небольшое интервью у руководителя компании Capital Рartners
Славко БОДУРЫ.
— Господин Бодура, до сих пор неизвестно, каким образом будет осуществлена реконструкция
комплексов «Медеу» и «Шымбулак». Проект разрабатывает Ваша компания?
— Сapital Рartners не только разрабатывает проект «Медеу — Шымбулак»,
но и имеет концепцию по его дальнейшему развитию. Об этом достаточно подробно было сказано
на прошедших общественных слушаниях.
— Вы работаете в тесном контакте с акиматом Алматы?
— Да, конечно.
— Когда вкладываются такие огромные средства, а речь идет о сумме свыше миллиарда долларов,
их надо как-то возвращать. За какой срок предполагается окупить предстоящую реконструкцию
«Медеу» и «Шымбулака»?
— Во всем мире окупаемость гостиничных комплексов идет в течение не меньше десяти лет.
Во многом эта окупаемость зависит от потребности и месторасположения комплекса. Я уверен, что
«Медеу» и «Шымбулак» с их гостиничными комплексами и апартаментами тоже будут
окупаться не менее десяти лет. «Медеу» и «Шымбулак» имеют определенную специфику
в туристическом бизнесе, поэтому их окупаемость также во многом зависит от общего развития туризма
в Республике Казахстан. «Медеу» и «Шымбулак» являются хоть и очень хорошей,
но частью казахстанского туристического бизнеса. Но Вы знаете, что посещение горнолыжных курортов
имеет сезонный характер — всего три-четыре месяца в году. Все зависит от количества снега.
Мы же будем стараться сделать все, чтобы единый комплекс был востребован в любое время года.
— Каким образом Вы собираетесь привлекать туристов, ведь Казахстан находится достаточно
далеко от основных туристских маршрутов? Получается, вкладывать сюда огромные деньги — достаточно
большой риск?
— Любой бизнес является риском. Достаточно далеко от туристских маршрутов? Туристские
маршруты сейчас проложены по всему миру. Есть туристские маршруты, которые проложены из Европы
в Китай и далее на Австралию. Они проходят через территорию Казахстана. Мы хотим, чтобы они
приостанавливались здесь. И это будет!
— Насколько я понял, Вы из бывшей Югославии?
— Да.
— Наверняка Вы достаточно часто бываете в Европе. Вы уверены, что избалованные европейские
туристы поедут на тот же Шымбулак?
— Почему нет? Это для них будет новым предложением. Да, они разбалованы всякими Китцбюэлями
и такого рода курортами, но они их уже давно знают. Они знают каждую трассу там! Это же новость
для них. Почему бы нет?! Я лично бы поехал.
— Вы исходите только из фактора новизны. Но те же Швейцария или Австрия все равно будут
более конкурентоспособными по отношению к Казахстану. На мой взгляд, Казахстану в этой области будет
трудно конкурировать со Словенией, Словакией, Болгарией, наконец. Насколько мне известно, в этих
бывших социалистических странах горнолыжный бизнес достаточно хорошо развит. В конце концов,
для европейских любителей горных лыж там тоже новые трассы.
— Вы упомянули те страны, в которых курорты существуют буквально с зарождения массового
увлечения горными лыжами. Это Швейцария, Австрия, Словения. Но если говорить о Словакии, то там
не особо интересные трассы. Во всяком случае для меня. Да, в Болгарии есть интересные места, строятся
новые курорты, но и Шымбулак будет новым курортом. Причем мирового уровня. Я уверен, что мы всем
им создадим серьезную конкуренцию.
— А Вы сами уже попробовали трассу на Шымбулаке?
— Я уже восемнадцать лет живу в Алматы. Некогда строил на Шымбулаке канатные дороги. Знаю
там каждый бугорок. Поэтому уверенно говорю: у Шымбулака есть шанс превратиться в курорт мирового класса.
© Анатолий ИВАНОВ
Опубликовано в деловом обозрении «Республика», 4 мая 2007 г.
|