|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Зимняя Олимпиада в Алматы?
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧИМБУЛАКА
конце сороковых годов любители горных лыж открыли для себя замечательный уголок,
расположенный в урочище Чимбулак, на высоте 2 200 м над уровнем моря. Идеальный для спуска длинный
естественный склон с разнообразным рельефом в сочетании с уникальным, как потом выяснилось, составом снега,
обеспечивающим лучшее скольжение и сцепление, покорили всех. Вскоре здесь была проложена первая в стране
трасса скоростного спуска, отвечающая международным требованиям.
Вид сверху на Чимбулак и город
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
Вначале слаломисты жили на Медео. Как горнолыжная спортивная база Чимбулак работает с 1954 года. Десять
комфортабельных коттеджей, столовая, клуб располагались в начале урочища. Они были хорошо оборудованы, имели
паровое отопление, электрическое освещение, располагались вблизи лыжных трасс — все это создавало
максимум удобств для спортсменов.
Начиная с 1950 года, на Чимбулаке проводились всесоюзные соревнования по горнолыжному спорту. Тот, кто
стоял на лыжах или хотя бы наблюдал тренировки спортсменов, хорошо знают, сколько времени и сил тратит
спортсмен на подъем. Первопроходцам приходилось по 3 часа подниматься в гору, спуск же занимал всего 15 минут.
На выручку спортсменам, преодолевающим подъем, пришла техника. Было решено построить канатно-буксировочную
дорогу — своеобразный лифт, поднимающий лыжников в гору. Вскоре на склонах Талгарского перевала, где
раньше бродили только горные козлы, задрожали камни от тяжелой поступи бульдозеров, прокладывающих выше
облаков широкую дорогу. Вслед за ними двинулись тракторы, перетаскивая 9-метровые стальные мачты-опоры.
Не мало трудностей пришлось преодолеть строителям в высокогорье: морозы, глубокие снега, лавины…
В марте 1954 года 1500-метровая стальная линия канатно-буксировочной дороги заработала, начав
«эпоху Чимбулака», как места тренировок наших ведущих горнолыжников и места проведения чемпионатов
страны. До 1962 года он владел монополией на всесоюзные старты. Затем в разные годы еще пять, раз становился
местом проведения чемпионата СССР.
С 1961 года Казахский совет спортивных обществ и организаций проводил открытые соревнования горнолыжников
на приз «Серебряный эдельвейс». Медалями с изображением легендарного цветка высокогорья, который стал
символом мужества и благородства, награждались победители по слалому, слалому-гиганту и скоростному спуску,
а большая медаль вручалась лучшему в горнолыжном троеборье.
С 1983 г. база «Чимбулак» начала работать в качестве олимпийского центра горнолыжной
подготовки. В это время были построены: 4-этажная гостиница на 220 мест, финская баня, медицинский центр,
создано несколько новых скоростных подъемников. Канатно-кресельная дорога «Пансионат —
20-я опора» была введена в эксплуатацию в 1983 году. Её длина 2 км и перепад высот конечных точек
600 метров. Управление каждой дорогой осуществляется с пульта управления, расположенного в небольшом
помещении для дежурного рядом с приводной станцией.
В 1985 году после тщательного изучения условий проведения состязаний на Чимбулаке, Международная
федерация лыжного спорта (ФИС) утвердила 3 здешние трассы: для скоростного спуска —
«Чимбулак-Талгар», для слалома и гигантского слалома «Чимбулак». Трасса скоростного
спуска Чимбулака является одной из лучших в стране. Горнолыжники со стажем хорошо знают её особенности —
крутые виражи и сложные места, каждое из которых имеет свое кодовое название: «Косая»,
«Качели», «Верблюд», «Солнечный», «Труба», «Бабья яма»
и два «Арыка». С распадом СССР соревнования союзного значения не проводятся.
Близость «Чимбулака» с его комфортабельной материальной базой к высокогорным участкам
со сложным скальным и ледовым рельефом сделала этот район перспективным для проведения высококлассных
соревнований по технике горного туризма.
Так встречает Чимбулак своих гостей
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
В 1997 году были запущены две очереди новых канатно-кресельных дорог австрийского производства.
И теперь каждый год проводятся Первенство РК среди юношей и девушек и Чемпионат Казахстана среди женщин
и мужчин. В 2001 году впервые проводились соревнования на приз А. Артеменко, которые решено проводить
ежегодно. Планируется проведение соревнований по фристайлу и сноубордингу, любители тоже не остаются
в стороне — для них специальные соревнования.
© Автор и первоисточник публикации не известны
Ссылки по теме:
|
|