|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Город Верный
ВЕРНЫЙ — ЦЕНТР БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ЖЕТЫСУ
том, что населенный пункт Алматы находился на трассе Великого Шелкового пути,
свидетельствуют не только вещественные, но и письменные источники и средневековых авторов, и русских
исследователей-путешественников. В частности, известный русский ученый, первый историограф городов
Казахстана Николай Абрамов в своей блистательной работе «Алматы или укрепление Верное с его
окрестностями» писал следующее: «В 1854 году основано укрепление Верное, на том месте,
где в средние века был город Алмату, то есть яблонный, известный по своей торговле и служивший
станцией на большой дороге, по которой, между прочим, ходили генуэзские купцы в Китай».
Известно, что пристав Большой Орды, майор М. Д. Перемышльский, первый определивший место
строительства будущего укрепления Верное, в своем обстоятельном донесении генерал-губернатору Западной
Сибири Густаву Гасфорту рапортовал о том, что Алматы и его окрестности весьма благодатны для хозяйственной
деятельности будущих русских поселенцев. Вот что он писал: «Осмотрев с инженер-поручиком
Александровским первые и вторые Алматы и долину между ними, мы нашли по удобству добывания леса,
по большому количеству прекрасной, перерезанной арыками, хлебопахотной земли и сенокосных мест, далеко
превосходящих урочища на Иссык-Талгаре, почему и предложили Алматы местом будущего поселения».
Это послание свидетельствует о том, что укрепление возникло не на голом месте. Здесь, в местечке Алматы,
кипела жизнь, жители не только занимались скотоводством, земледелием, но и вели широкий товарообмен
с сопредельными странами и народами Востока и Запада.
Но вековые вторжения монголо-татарских, джунгарских полчищ в пределы Семиречья разорвали сложившиеся
в средние века торговые пути, и Алматы постепенно теряет свою значимость как транзитный центр Великого
Шелкового пути.
С постройкой укрепления Верное началось заселение Заилийского края русскими крестьянами и казаками.
Наряду с сибирскими казаками в Семиречье появились переселенцы из Томской и Тобольской губерний.
В связи с возросшим значением Семиреченского края действующее здесь приставство в 1856 г. было преобразовано
в Алатавский округ с центром Верное, а по административно-территориальной реформе 1867-1868 гг. указом
от 11 июля 1867 г. была образована Семиреченская область в составе Туркестанского генерал-губернаторства.
Центром Семиреченского края было определено укрепление Верное. 11 апреля (по ст. ст. — С.У.)
1867 г. укрепление Верное было возведено в ранг города.
Прекрасные пастбищные и пахотные угодья, великолепные климатические условия влекли сюда русское крестьянство
из центральных губерний и Сибири. В дальнейшем город Верный рос быстро количественно и качественно. Если
в 1859 году в укреплении проживало 5 000 жителей, в 1897 г. — 24 753, то к 1 января 1917 г.
численность его населения составила 34 075 человек.
Нет сомнения в том, что в край шла не лучшая часть русского крестьянства и потому многие из них были
лишены средств производства, не могли приспособиться к новым условиям быта, пополняя «горючий
материал», который мог вспыхнуть в любое время против существующей власти. Для облегчения участи
страждущих в городе Верном был создан ряд благотворительных обществ, среди них: Красный Крест Семиреченской
области (прибл. в 1877-78 гг.), Верненский детский приют (1879 г.), Верненское благотворительное общество
(1884 г.), Общество взаимного вспоможения приказчиков города Верного (1898 г.) и др.
Из-за страха перед народным гневом, да и для привлечения в лоно христианской религии казахов, уйгуров,
узбеков, кыргызов по инициативе Г. Колпаковского в 1869 году в городе Верном при храме святых мучениц
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Большой Алматинской станице было создано Семиреченское православное
Братство, которое ставило задачу «Попечения о нуждающихся в христианском просвещении и благотворительности
жителях Семиреченской области, преимущественно об обратившихся в православие язычников. По уставу Братства,
утвержденному преосвященным Неофитом — епископом Туркестанским и Ташкентским — 2 февраля 1886 года,
общий характер деятельности Братства выражался «в заботе о распространении духовно-нравственного
просвещения и вместе с тем об обращении в православие иноверцев не в одной только Семиреченской области,
а во всей Туркестанской епархии».
В 1872 году, после организации Туркестанской епархии, Семиреченское православное Братство взяло на себя
обязанность распространять свое влияние не только на мусульман города Верного и Семиречья, но и на всех
нехристиан Туркестанского края. Семиреченское православное Братство уже не удовлетворяло его наименование,
и оно решило сменить свое название на «Казанско-Богородичное Братство Туркестанской епархии»,
поскольку на хоругви Братства была «изображена чтимая им Казанская икона Богоматери».
Братство в основном действовало на почве материальной благотворительности и распространении «Света
Христова учения среди населения всей Туркестанской епархии, через удешевленную продажу и в большинстве
случаев через раздачу книг Святого Писания, троицких книжек, цветков и листков, религиозно-нравственного
содержания брошюр, колец от святых мощей, крестиков, медальонов с освященными изображениями и других
предметов почитания в духе православной церкви».
Ни продажа, ни бесплатная раздача атрибутов православной церкви, ни открытие бесплатной библиотеки и читальни
15 октября 1902 года в помещении Братства не принесли результатов. Язычники, тем более мусульмане края,
шли в лоно христианского вероисповедания с неохотой.
Чтобы проводить в жизнь поставленные перед Братством «заботы» по распространению христианства
в крае, необходимы были средства. Наиболее существенными источниками пополнения кассы Братства были членские
взносы, пожертвования и добровольные приношения горожан, а надежда на помощь со стороны светских властей
была призрачна. В 1874 году на счету Семиреченского православного церковного Братства было 1896 руб. 43 коп.,
из них израсходовано 925 руб. 15 коп. и переведено на следующий год 969 руб. 43 коп., а в 1896 году
материальные средства Туркестанского епархиального Братства выглядели следующим образом: приход —
3 220 руб. 36 коп., расход — 2 949 руб. 71 коп. К 1 января 1897 года на счету Братства было
всего 270 руб. 65 коп. Судя по содержанию кассы, можно сделать вывод, что не только Братство, но и другие
причты, питавшие надежду на его помощь, нуждались в средствах.
Таким образом, Казанско-Богородичное Братство за долгие годы своей деятельности не выполнило основной,
поставленной перед ним задачи — вовлечения мусульман Туркестанского края в лоно православной церкви
через благотворительную деятельность.
После отмены крепостного права в 1861 году капитализм в России утвердился как господствующая формация.
Из аграрной страны Россия превращалась в аграрно-индустриальную: быстро развивалась крупная машинная
индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались новые районы капиталистического промышленного
и сельскохозяйственного производства. Казахстан как один из регионов колониального влияния Российской
империи также был втянут в орбиту капиталистических отношений. Здесь начали быстро возникать не только
мелкие — винокуренные, салотопенные, кожевенные, но и крупные промышленные предприятия по добыче меди,
угля, где трудились наемные работники.
Оборотистое местное купечество начало быстро строить обрабатывающие предприятия в Верном и других уездах
Семиреченской области. На этих предприятиях основная тяжесть по доставке сырья и реализации готовой продукции,
по организации всей производственной деятельности ложилась на плечи приказчиков, доверенных лиц промышленников.
Как и другие работники предприятий, эта категория производственников была не защищена в социальном отношении
на капиталистическом предприятии. Не случайно по примеру других городов в среде приказчиков города Верного
возникла мысль устроить общество взаимопомощи. Оно было открыто 19 апреля 1898 года.
За годы своей двадцатилетней деятельности, несмотря на небольшую сумму в кассе, общество проделало значительную
работу по оказанию материальной и иной помощи своим членам. Если в 1898 году обществом была выдана ссуда
только одному действительному члену в сумме 100 руб., то в 1901 г. — семерым, а в 1902 году нескольким
членам выданы денежные пособия в различных суммах, оказана медицинская помощь сотням действительным членам
и членам их семейств и многое другое.
После октября 1917 года надобность в просуществовашем около двадцати лет обществе взаимного вспоможения
приказчиков в городе Верном отпала.
После отмены крепостного права русское крестьянство, ограбленное своими же помещиками, вынуждено было
«массами эмигрировать на русские окраины, ища простора и богатых угодий».
Несмотря на предостережения одного местного чиновника о том, что «люди, боящиеся труда, неспособные
примениться к местным условиям и любящие чествовать все праздники по обычаям русских простолюдинов, и здесь
останутся бедняками», русские и украинские крестьяне самовольно устремились в казахскую степь, в частности,
на территорию Семиречья. Не всем переселенцам принесла счастье и благоденствие чужая земля. Многие остались
без земли и без крыши над головой. В наихудшем положении оказались дети переселенцев, которые были лишены
элементарных житейских условий, а порой и своих родителей, возможности учиться в школах.
Боясь социальных осложнений, генерал-губернатор Туркестанского края (в состав которого входила Семиреченская
область) К. П. Кауфман 19 февраля 1879 года учредил в городе Ташкенте «под своим председательством,
Туркестанский попечительный совет… для попечения о детях неимущих родителей и, главным образом, о круглых
сиротах». 1 марта того же года К. Кауфман направил циркуляр Семиреченскому военному губернатору
с просьбой открыть подобный совет в городе Верном.
Военный губернатор области, генерал-лейтенант Г. А. Колпаковский был к этому готов и уже
«21 марта 1879 года организовал в городе Верном комитет общественных детских приютов, преобразованный
впоследствии (в 1888 г.) в Семиреченское попечительство детских приютов».
Дети Верненского приюта (в основном это сироты и детишки малообеспеченных семей) обучались в приютской
одноклассной приходской школе. В программу приходской школы входили: чтение, письмо, первые действия арифметики,
главные начала Закона Божия, нравоучения и объяснительное чтение книги «Краткое наставление о сельском
домоводстве, произведении природы, сложении человеческого тела и вообще о средствах к предохранению здоровья».
Помимо того дети обучались ремеслу: сапожному, переплетному и столярному.
С 1879 по 1904 годы, то есть за 25 лет существования детского приюта, в нем получили «воспитание и первоначальное
образование 260 человек сирот обоего пола, содержание коих обошлось до 110 тысяч рублей».
1 марта 1881 года был убит император России Александр II. В память о его «мученической кончине»
в Больше-Алматинской станице 3 декабря 1884 года была учреждена Александровская богадельня. По уставу она имела
«Целью призревать обоего пола лиц Семиреченского казачьего войска, без различия вероисповеданий, отягченных
старостью, убогих, бесприютных и лишенных сил к пропитанию». К 1 января 1887 года в богадельне было 9 человек,
которые находились на полном обеспечении, и на содержание одного призреваемого /«призреть»,
по С. И. Ожегову, «дать кому-нибудь приют и пропитание» — С.У./ в сутки обходилось
около 5 копеек. С 4 декабря 1884 года по 1 января 1887 года на всех призреваемых было израсходовано 396 руб.
2 коп. Сумма расхода небольшая, но она дала возможность некоторым необеспеченным нижним чинам казачьего войска
получить ограниченную благотворительную помощь.
В мае 1884 года 40 человек просвещенной части населения города Верного составили «Записки об учреждении
в городе Верном благотворительного общества», в которых выдвигались мотивы по его организации:
«Потребность в благотворительной помощи в городе Верном весьма ощутительна и настоятельна, ибо при отсутствии
приказа общественного призрения и земства и за неимением в недавно основанном городе зажиточных старожил и вообще
людей состоятельных, бедность и нищета не находят себе помощи даже в самых крайних случаях частных бедствий.
Прибывшие в область из отдаленных мест и не имеющие здесь ни родных, ни знакомых… в случае болезней и других
несчастных случаев с ними… оказываются в самом несчастном и безвыходном положении, не имея часто ни крова, ни пищи,
ни одежды… Бывали наконец случаи, что самое погребение умерших неимущих встречало затруднение за неимением средств…
По этим причинам крайне необходимо учреждение местного благотворительного общества».
Согласно проекту Устава, в июне 1884 года началась деятельность Верненского благотворительного общества.
В 1884-1885 гг. обществом после сбора необходимых сведений о нуждающемся человеке была оказана денежная помощь.
Так, в 1884 году за неимением средств на похороны умерших выдано вдове чиновника Плотникова 25 руб., мещанке
Поповой 15 руб., вдове Леденевой 23 руб. 36 коп., вдове Ладыгиной 25 руб.; на проезд к родственникам одному
слепцу выдано 8 руб. и вдове чиновника Яковлевой 20 руб. и проч.
Нет сомнения в том, что создание благотворительных обществ, которые оказывали определенную помощь бедствующим,
больным и калекам, имело большое моральное значение. Но все благотворительные организации в городе Верном
создавались для оказания помощи только пришлому русскому люду, так как «неимущие и бедные туземцы, принадлежа
к своим обществам, призреваются сими последними (какими и где, в документе не говорится — С.У.) и все ужасы
беспомощности выпадают на долю одних русских».
Все выше перечисленные благотворительные общества, в основном существовали за счет членских взносов, добровольных
приношений и пожертвований. Мы все прекрасно знаем известных русских меценатов: П. П. Рябушинского,
С. И. Мамонтова, П. М. Третьякова, С. Т. Морозова и совершенно не знаем ни одного
местного Семиреченского-Верненского благотворителя. А они были. Наиболее активными, по долгу службы, благотворителями
были первый военный губернатор Семиреченской области Герасим Алексеевич Колпаковский, его жена Миланья Фоминишна
Колпаковская, вице-губернаторы Н. А. Аристов, П. П. Осташкин, статский советник
Ф. В. Рябинин. Инициативными жертвователями были архитекторы А. П. Зенков, П. В. Гурдэ,
русские купцы Н. Я. Пугасов, Г. А. Шахворостов. Не отставало от них мусульманское купечество —
И. Габдулвалиев, Вали Ахун Юлдашев и др.
Особо из местных благотворителей хотелось бы выделить известного чиновника Семиреченского областного правления,
тайного советника военного губернатора и неоднократно исполнявшего должность вице-губернатора области, крупного
исследователя быта, традиций, истории казахов, уйгуров и других народов, населявших Семиречье, — Николая
Николаевича Пантусова. Он был благотворителем всех филантропических обществ, которые действовали не только
в городе Верном, но и на всей территории Семиреченского края.
В 1903 году, незадолго до своей кончины (погиб в 1909 г.), он составил завещание, в котором была сделана следующая
запись: «Из принадлежащего мне капитала, состоящего из наличных денег и процентных бумаг… в случае
моей смерти были произведены следующие выдачи: первое — Семиреченскому областному попечительству детских
приютов — десять тысяч рублей; второе — в распоряжение профессора Казанского университета Ник. Федор.
Котанову должно быть передано 5 тысяч рублей на издание собранных мною материалов по востоковедению; третье —
Семиреченскому областному статистическому комитету две тысячи рублей; … четвертое — Семиреченскому
областному попечительству о тюрьмах комитета две тысячи рублей; пятое — Совету Семиреченского местного управления
Российского общества Красного Креста две тысячи рублей; шестое — попечительскому Совету Верненской женской
гимназии две тысячи рублей; седьмое — Верненскому благотворительному обществу 2 тысячи рублей; восьмое —
Албано-Пантусовской школе, находящейся в высылке Охотничьем, Джаркентского уезда три тысячи рублей, … девятое —
остальной мой капитал, который останется после моей смерти… передаю в церковные суммы верненского Детского
приюта». Эти крупные денежные вливания мецената Семиречья Н. Н. Пантусова сыграли определенную роль
в положительной деятельности благотворительных обществ города Верного и Семиреченского края.
Об авторе
Султан Аюпович Урашев родился 29 января 1938 года в селе Федоровка Теректинского района Западно-Казахстанской
области. В 1955 г. закончил школу №39 в г. Алма-Ате. В 1955-58 гг. обучался в Горно-металлургическом техникуме
в г. Лениногорске Восточно-Казахстанской области. После окончания техникума работал по специальности.
В 1965 г. поступил в Казахский педагогический институт им. Абая на исторический факультет. После института
работал учителем средней школы в свекловодческом совхозе имени В. В. Куйбышева Джамбулского района
Джамбулской области. С 1970 года и по сей день работает преподавателем КазПИ — КазНПУ имени Абая.
С. А. Урашев — автор многих работ по истории города Верного. В их числе: «Родники просвещения»
(Алматы: Санат, 1998 г.), «Фрагменты народного просвещения в г.Верном. Вторая половина XIX — начало XX вв.»
(Алматы: АГУ им.Абая, 2002), «Из истории благотворительной деятельности в г.Верном. Вторая половина XIX —
начало XX вв.» (Алматы: КазНПУ, 2004), «Пржевальск и Пржевальский уезд. Вторая половина XIX — начало
XX вв.» (Алматы, 2006), «История Красного креста Семиречья. Вторая половина XIX — начало XX вв.»
(Алматы: КазНПУ, 2007), «Семиреченский областной статистический комитет — первое научное общество
на территории края. 1879-1917» (Алматы: КазНПУ, 2008), «Верный на рубеже XIX — начало XX-го веков.
Исторические очерки» (Алматы: ТОО Poly-Matrix, 2006). Всего более 160 статей по краеведению Казахстана.
© Султан УРАШЕВ
Опубликовано на сайте «Литературного дома «Алма-Ата», 2 мая 2008 г.
|
|