|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Город Верный
ВЗГЛЯД ИЗ БУДУЩЕГО
книжном поле Казахстана недавно появился «Свод памятников истории и культуры
города Алматы», созданный по инициативе ведущих ученых республики Е. Г. Малиновской-Рюнтю,
М. М. Нурпеисова, В. П. Проскурина. История Алматы с древнейшего времени в памятниках
материальной культуры собрана учеными в уникальном издании. Впервые сделана попытка рассказать читателю
подлинно человеческую историю любимого города.
Титульная страница книги «Свод памятников истории и культуры города Алматы» |
Каким был облик города в разное время? С чего все начиналось и почему исчезло с течением времени?
По каким законам производилось градостроительство и чем сегодня примечательна южная столица в области
архитектуры? На эти и многие другие вопросы дают ответ авторы новой книги. Это не просто перечень
документальных фактов с фотографиями, это попытка дать читателю возможность увидеть город глазами
пытливого, неравнодушного, любящего человека. Каждая статья и каждый комментарий — не сухая научная
данность, а живое прочтение истории.
В чем несомненные достоинства книги с научной точки зрения? Во-первых, впервые в издании такого рода
делается не просто попытка представления бывшей и существующей застройки, а также памятников прошлого
и настоящего, но глубокого и тонкого анализа историко-культурного наследия города. Исследователями
проделана огромная работа — и это без преувеличений. Как рассказывает Елизавета Малиновская-Рюнтю,
приходилось собирать материал буквально по крупицам: данным из архивов Алматы (и даже Москвы), газетным
материалам прошлых лет, журналам, отчетным документам. Что поражает исследователя: дореволюционные архивы
богаче и гораздо полезнее для истории, чем послереволюционные.
— В дореволюционных архивах можно найти все полезные, необходимые сведения: хранятся чертежи,
документы, письма, — все то, что поможет исследователю воссоздать историческую картину, —
говорит Е. Малиновская-Рюнтю. — В советское же время хранили только «номенклатурные дела»:
постановления, резолюции, приказы. И никаких фотографий, записей заседаний, дискуссий — ничего!
Это пренебрежение своей историей. Это борьба с искусством…
Ломать стереотипы и штампы пришлось по ходу работы над сборником.
— Специфика архитектурного наследия Алматы и практика работы над предшествующими томами
«Свода памятников истории и культуры» привела к необходимости преодоления сложившихся
в советской науке приемов подачи материала. К примеру, если ранее в томах «Свода памятников»
давался анализ только существующих строений, то сегодня авторы используют материалы по несохранившимся
объектам, расширяя представление об истории Верного и его градостроительной специфике. Дух каждой эпохи
восстанавливался по крупицам: документам, газетам и журналам.
Советский подход подразумевал и свои критерии при отборе актуальности изучения и сохранения различных
сооружений. Современные исследователи отходят от этих штампов, анализируют множество архитектурных
строений и памятников эпох, определяя их местоположение в общей культурно-исторической картине города.
Разумеется, такой подход во многом основан на личных впечатлениях, знаниях и особом чутье ученого.
Как пишет Е. Малиновская-Рюнтю, это «взгляд на современную архитектуру как бы из будущего».
Следует отметить и еще один немаловажный факт: впервые исследователи представляют библиографическую
картину города: читатель имеет возможность ознакомиться с теми, кто жил, работал, строил, украшал
и укреплял город, с меценатами и благотворителями, проектировщиками и исследователями — с теми, кто
оставил свой след в истории Верного — Алма-Аты — Алматы.
Одна из главных задач исследователей: запечатлеть, донести до потомков архитектурный облик города,
здания и сооружения, характеризующие годы, эпохи. Некоторые объекты архитектуры были потеряны уже в ходе
работы над книгой. К примеру, было снесено здание Госбанка, как ветхое и не представляющее культурной
ценности. И этой же участи подвергаются многие другие здания, служившие вехами какой-либо ушедшей эпохи.
Исследователи встревожены судьбой архитектурных сооружений: если такими темпами будет производиться снос
зданий, то мы утратим (и уже утратили) целые пласты культурно-исторического наследия.
© Ирина ГАЙКАЛОВА
Опубликовано в газете «Новое поколение», 19 января 2007 г.
|
|