|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Город Верный
РАДУГА НАД СОБОРОМ
венадцать лет назад, в мае 1994 года, состоялось первое богослужение в отреставрированном
и переданном прихожанам Свято-Вознесенском кафедральном соборе Алматы.
Знамение
Это здание по праву считается шедевром деревянного зодчества. Оно устояло при сильнейшем
землетрясении 1910 года, пережило все социальные потрясения прошедшего века и до сих пор радует
нас своей возвышенной, поистине небесной красотой. Представить Алматы без Вознесенского собора
так же невозможно, как Москву без собора Василия Блаженного. Это знаковые постройки, не случайно
их история полна таинственными, порой пророческими событиями.
Таким таинством стала радуга, которая впервые за 65 лет засияла над собором во время
богослужения после того, как было получено разрешение на проведение церковной службы. Причем,
как свидетельствуют очевидцы, в этот день дождя не было, стояла ясная погода, на небе лишь
кое-где белели облачка, и вдруг — неяркая, слегка изогнутая полоска радуги, протянулась
прямо над главным куполом. Она была видна в течение нескольких минут в очень необычном
ракурсе — практически против света! Сотни людей, собравшиеся тогда на площади перед собором,
замерли в изумлении, пораженные удивительным зрелищем.
Возвращение к вере
Кафедральный собор в Верном строился быстро — с осени 1904-го по весну 1905 года.
Первоначально он назывался Туркестанским, затем в 1907 году был освящен как Туркестанский
Софийский кафедральный собор. Но так как в городе уже было два Софийских храма, собор получил
название Свято-Вознесенского.
Много пришлось ему пережить за свою долгую жизнь. Собор устоял после страшного верненского
землетрясения 22 декабря 1910 года. Тогда лишь немного сдвинулся крест на колокольне, упали иконы
да разбились стекла. Но собор по-прежнему возвышался над покалеченным испуганным городом среди
множества огромных трещин в земле, разрезавших городские кварталы.
А вот в горниле революции устоять ему не удалось. Вместо святого места он стал «культурным
учреждением». В здании храма на долгие годы разместился музей истории Казахстана. Позже,
уже в 80-е годы, когда для музея было построено новое здание, храм начал именоваться
концертно-выставочным залом. Но все-таки судьба его пощадила: собор не был уничтожен как большинство
других прекрасных храмов и старинных построек.
Так бы храм и прозябал еще многие годы, постепенно разрушаясь от времени, и, может, в итоге
его снесли или приватизировали, не вмешайся горожане. За возвращение собора верующим подписались
свыше 70 тысяч алматинцев, в том числе известные деятели искусства и науки. И вот после указа
Президента в мае 1994 года город вновь огласился звоном вознесенских колоколов.
Удивительный архитектор
Как известно, одним из создателей Свято-Вознесенского кафедрального собора был Андрей Зенков.
«…Представить себе Алма-Ату без построек Зенкова невозможно, — писал Юрий
Домбровский в своем романе «Хранитель древностей». — При всей его любви
к архитектурным побрякушкам, резному дереву и гофрированному железу было у него какое-то честное
и четкое единство детали, что-то такое, что роднило его здание с рождественской елкой, разукрашенной
снизу доверху. Тут тебе и звезда, тут тебе и петухи, тут еще и другие бессмысленно красивые
завитушки и кренделя. И есть, есть в его зданиях что-то удивительно нарядное, по-настоящему ликующее
и веселое. Он хотел радовать и удивлять людей, и, конечно, ему это удавалось».
К сожалению, сейчас имя Андрея Зенкова, этого удивительного человека, знают, пожалуй, немногие.
Да и от самих домов, которые были построены Зенковым и по праву служили украшением города, мало
что осталось. Это здание бывшего офицерского собрания, что рядом с нынешним Домом офицеров. Магазин
«Кзыл-Тан» на Жибек-жолы, здания бывших мужской и женской гимназий в районе парка
имени 28 гвардейцев-панфиловцев (кстати, сейчас одно из них перестраивают), а также дом, в котором
расположилось городское медицинское училище, что на Кабанбай-батыра. Весь в завитушках и башенках
бывший дом купца Головизина на пересечении улиц Фурманова и Курмангазы очень любили бывшие партийные
боссы. Когда-то там жил Л. И. Брежнев с семьей, позже этот дом стал частью правительственной
резиденции. Вот, пожалуй, и все. Несколько лет назад было уничтожено еще одно уникальное здание,
построенное по проекту Зенкова, — бывший дом генерал-губернатора Верного в нижней части проспекта
Достык, где долгое время располагался военный госпиталь. А сейчас на этом месте возвышается многоэтажка.
Но вершиной архитектурного мастерства Андрея Зенкова, конечно же, стал кафедральный собор.
Отец и сын
Мало кто знает и то, что в истории Верного оставили свой след два представителя рода
Зенковых — отец и сын.
Отец Андрея Зенкова, Павел Матвеевич Зенков, был, как тогда говорили, вольным архитектором
и мэром Верного с 1877 по 1888 год. Совместно с инженером Криштановским он стал разработчиком
первого генерального плана развития города.
Предки Зенковых, по данным краеведов Н. Ивлева и В. Проскурина, были крепостными
княгини Варвары Петровны Бутеро-Радали (в девичестве баронесса Строганова). Свою двойную фамилию
она получила от мужа-итальянца (тоже представителя старинного рода) и фамильного замка
на одноименном острове. Княгиня эта владела поистине несметными богатствами, одной только земли ей
принадлежало более четырех миллионов десятин, она была владелицей первой в России коллекции
алмазов. Крепостных же у нее было 19 164 душ мужского и 23 123 женского пола. Из них-то и вышли
будущие верненские поселенцы Зенковы.
Семья Зенковых приехала в укрепление Верное в апреле 1867 года, проделав длинный путь
из Тобольской губернии. Тогда город лишь начинался, и так случилось, что новоселы стали и первыми
его строителями. Дом и подворье Зенковых выросли на бойком месте — перекрестье дорог,
которые вели в крепость, Малую станицу и далее к Илийской переправе.
Как рассказывал алматинский краевед Владимир Проскурин, «весть об образовании нового
поселения на окраине России облетела тогда многие города и веси. Люди срывались с насиженных
мест и устремлялись целыми семьями в благодатную страну семи рек, где, как уверяли, арбузы
вырастали размером с колесо телеги. Вот и тянулись по пыльным дорогам через Омск и Семипалатинск
повозки с нехитрым домашним скарбом. Шли пешим порядком тульские печники, московские маляры,
сибирские кузнецы, курские землекопы, воронежские плотники — словом, рабочий люд раскрепощенной
России».
В апреле 1867 года была образована Семиреченская область с центром в Верном, после чего было
принято решение преобразовать укрепление в город. В разработке и осуществлении первого генплана
Верного и принял участие Павел Зенков в качестве «вольного архитектора». Новый город
планировали строить в расчете на 15 тысяч жителей.
Но первый этап строительства дореволюционной Алма-Аты завершился трагически — землетрясение
1887 года не только разрушило город, но и практически остановило карьеру Павла Зенкова. С болью
в сердце он писал, что после землетрясения Алма-Ата становилась одноэтажной, приземистой, неказистой:
«…понастроены всевозможные дома и домишки почти исключительно деревянные… сплошными
рядами лавок заняты целые кварталы». В октябре 1888 года Зенков-старший приобрел дом у купца
Лутманова (старый его дом был разрушен землетрясением) и, уединившись там, постепенно отстранился
от дел. Своим преемником в строительном деле он считал сына Андрея.
Андрей Павлович Зенков родился 19 ноября 1863 года в Тобольске. В Верном он окончил трехклассное
городское училище, затем кадетский корпус в Омске. Учился успешно (был награжден похвальным листом),
за что и получил предложение продолжить образование в Санкт-Петербурге в Николаевском инженерном
училище. В 1884 году в чине подпоручика его направили в Верный в 8-й Западно-Сибирский линейный батальон.
Так началась служба Андрея Зенкова. Первоначально, как военный инженер, он в основном возводил
мосты и прокладывал дороги. Строить Верный он начал после землетрясения 1887 года, когда были
разрушены практически все и без того немногочисленные кирпичные административные здания и большая
часть жилых домов. Именно тогда сын и сменил отца.
Зенков-младший стал активно пропагандировать и внедрять в жизнь деревянное зодчество. Он считал
дерево наиболее приемлемым материалом в сейсмоопасном регионе. Причем Андрей Зенков показал,
что из него можно создавать удивительные по красоте здания.
Вершиной деревянного зодчества, безусловно, стал Вознесенский кафедральный собор. До сих пор
ведутся споры по поводу того, является ли Зенков автором этого проекта. По мнению Ольги Ходаковской,
большого знатока этого вопроса, «в окончательном проекте приняли наиболее деятельное участие
архитекторы К. Борисоглебский и С. Тропаревский. Общий надзор за строительством вел
областной инженер А. Зенков. Он же вносил необходимые изменения в инженерную и архитектурную
часть проекта в связи с выездом Борисоглебского из Семиречья».
В то же время один из потомков Зенковых — Виталий Бакуревич утверждает, что документы,
найденные им в Государственном республиканском архиве, позволяют сделать вывод, что автором проекта
является именно Андрей Зенков.
Впрочем, оставим эти споры историкам, а нам, живущим много лет спустя, важно, что жил такой
необыкновенный человек, что он любил свой город и хотел видеть его красивым. А главное, что он
оставил после себя великую помять — прекрасный собор.
И кто знает, может, в той радуге, что расцветилась над Вознесенским кафедральным собором,
воплотилась и душа Андрея Зенкова, ибо слишком много было вложено в него любви, помноженной
на твердую веру людей из города Верного.
© Елена БРУСИЛОВСКАЯ
Впервые опубликовано в газете «Эпоха», 14 мая 2004 г., повторно —
в газете «Казахстанская правда», февраль 2006 г.
|
|