|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Город Верный
НЕВЕРНЫЙ ГРАД
ревращение Алма-Аты в Алматы порой не волшебство, а колдовство. За десять с копейками лет
город запаковался в турецкую плитку и закрылся англосаксонскими вывесками, автомобильные пробки
такие, что хоть на метле летай. Но пока вы стоите в пробке, оглянитесь — этот город изваян
из Чуда. Вон на Фурманова — Гоголя горстка нервных мужиков с современным убойным оружием
сторожит дом купца Шахворостова и… Реввоентрибунал. Между прочим, тот самый трибунал, что
расстрелял мятеж горожан, вызванный бурной революционной деятельностью охочего до охоты
в Мало-Алматинском ущелье и хмельного от медовухи особо уполномоченного комиссара Турккомиссии
по делам Семиречья Дмитрия Андреевича Фурманова.
Дмитрий Фурманов. «Мятеж» — «Правда», М, 1980 |
«Торговый дом Г. А. Шахворостова с С-ми», «Наследники коммерции
советника Н. И. Иванова», гостиница «Европа», ресторан «Париж»,
кинотеатр «XX век»… Этот город и сто лет назад был крут! Назывался он тогда Верный,
и магазин модной обуви «Вена» давал, например, такую рекламу: «Из Америки, по слухам,
едут высокие дамские шевровые полусапожки из разноцветной кожи до 17 рублей. Что будет среди
местного дамского общества? Целое землетрясение!».
Трясли почву под ногами денежных людей и местные оптовики, рекламировавшие «муку и молоко
Нестле, альбуминное железо Грюнинга, гематоген Гомеля», зазывавшие: «Лучшая крыша
«Руберойд» превосходит толь и железо, не ржавеет, не вытекает и не требует окраски,
и главное — дешевле».
А ведь этой «лучшей крышей» и другими «колониальными товарами» (читай,
импортными) торговал «Гостиный двор Шахворостова», в начале века названный
путешественниками: местный «Мюр и Мерилиз». Его снес «девятый вал» перемен,
но в городе яблок (сейчас киргизских и иранских) остались дома сыновей купца первой гильдии,
мецената и уважаемого гражданина Верного Григория Шахворостова. Сергей и Петр после смерти отца
объединили капиталы и построили суконную фабрику в поселке Каргалы, которая работает по сию пору.
А ведь в свое сукно Шахворостовы в 1914 году одевали всю российскую армию!
Ну а потом грянула революция. И в дом Сергея Шахворостова «вселился» Реввоентрибунал.
С его крыльца «художник революции» Дмитрий Фурманов уезжал на охоту и отсюда выводили
мятежных горожан на расстрел. Роман «Мятеж» и был написан по горячим следам верненского
бунта против советской власти, который вспыхнул 12 июня 1920 года. А устроил эту бучу бухой
(извините за каламбур) Фурманов.
Верхом на своей любимой кобыле Жучке он любил охотиться в предгорьях (а они в то время
начинались от нынешнего проспекта Абая — тогда Головного арыка). Раз писатель-большевик настолько
нализался медовухи, налитой лесником, что до урочища Медео добраться не смог. Вот что он сам
пишет в своем дневнике: «На обратной дороге проломил голову, сижу дома перебинтованный».
К сему известный краевед (увы, уже не наш — переселился недавно в Германию) Владимир
Николаевич Проскурин в своих «Очерках истории Алма-Аты» добавляет: «Досталось и любимой
комиссаровой Жучке. Та долго хромала, вспоминая тайные похождения хозяина в Мало-Алматинском ущелье».
Дошло до того, что все население города восстало против «энергичной революционной работы
группы Фурманова». Нескольким партийным работникам удалось бежать от народной расправы. Они
призвали на помощь 27-й кавалерийский красный полк «дикой дивизии», на их счастье
оказавшийся в окрестностях города. И в результате принятых мер население города сократилось вдвое…
К слову, в 1928 году съемочная группа «Совкино» сняла по роману всадника Жучки
киноленту «Мятеж». В том же году сюжет был поставлен на нашей драматической сцене
объединенной труппой казахских и русских актеров, а в 1937 году опера «Мятеж» вышла
на московские подмостки. То есть идеология делалась здесь — вплоть до художественной картины
алмаатинца Л. И. Бортникова «Выступление Д. Фурманова на митинге в Верненской
крепости».
Затем дом занял Джетысуйский губком партии, после здесь размещалось первое городское
медицинское училище, потом — музей медицины Казахстана.
Ныне же этот памятник истории и архитектуры, который находится под охраной государства,
принадлежит посольству США в Казахстане. То есть охраняется совсем другим государством. И охрана
эта, надо сказать, сурова. Едва мы с фотокором Сериком Ковланбаевым появились на улице Фурманова,
чтобы снять современный вид купеческого дома, как нас тут же окружили секьюрити посольства и наши
постовые полицейские с автоматами.
Доводы, что мы находимся на казахстанской земле, не подействовали. «Режимный объект, съемка
без разрешения посольской службы запрещена, или сотрите фотографии, или окажетесь в ГУВД» —
мы оказались на чужой территории! Мимо шли или проносились в авто казахстанцы, и никто из них не
догадывался, что на несколько минут оказывается в… Америке. Потому что она повсюду, куда достигает
зрение охраны дома №99 по ул. Фурманова.
Передаче здания в аренду иностранному диппредставительству в свое время активно противились
архитекторы, справедливо опасавшиеся, что, сохранив внешний фасад, новые хозяева перестроят все
внутри. А иностранцы, как правило, и затевают внутри старинных зданий евроремонты, устилая полы
ковроланом взамен деревянных паркетов, потолки — подвесными плитками, снося стены и вставляя
в окна пластиковые рамы.
И такая участь постигла не только дом Шахворостовых. В обход закона об охране исторического
наследия посольствам, иностранным фирмам и представительствам были переданы во владение такие
памятники истории и культуры, как бывшее подворье Радченко — ныне посольство Пакистана,
глазная клиника Фидлера — занимало посольство Монголии, усадьба лесовода Баума — посольство
Киргизии…
Так что глядите в оба и читайте — мы еще раскроем вам секреты колдовства.
© Расул ШБИНТАЕВ
Опубликовано в газете «Экспресс К», 5 марта 2004 г.
|
|