|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Город Верный
ИЗ ЛЮБВИ К ПРЕКРАСНОМУ
Первое учебное музыкальное учреждение Алматы было основано почти девяносто лет назад
материале «Из истории алматинских «пионеров» мне встретилось
упоминание о кружке любителей драматического искусства. Позднее он был преобразован
в музыкально-драматическое общество. Думаю, алматинцам небезынтересно будет узнать, что
по инициативе именно этой группы горожан состоялось открытие первого заведения, где
профессионально обучали музыке.
Правда, сначала предполагалось организовать консерваторию. Вот какие исторические сведения
сохранились по этому поводу в Государственном архиве Алма-Атинской области (фонд 507,
опись 1, дело 7). Общее собрание членов музыкально-драматического общества, состоявшееся
4 мая 1919 года в г. Верном, признало, что открытие народной консерватории желательно,
и поручило правлению пригласить преподавателей, чтобы совместно с ними выработать подробную
программу. Средства для этого могли быть взяты из утвержденной сметы на открытие народной
консерватории. На тот случай, если по какимлибо причинам затормозится открытие кредита
по смете народной консерватории, собрание высказалось за образование фонда на содержание
курсов (классов) путем устройства вечеров.
Музыкальная школа на Пушкина — Гоголя. В этой школе и сегодня обучается талантливая молодежь |
На заседании правления, состоявшемся 9 мая, решили открыть классы теории (музыки), гармонии,
сольфеджио, истории музыки, художественного чтения (декламация, мелодекламация), скрипки,
рояля и других инструментов, сольного и хорового пения. Музыкальное учебное заведение,
которое впервые было предложено открыть в Верном назвали Верненской музыкальной школой.
Общество взяло на себя обеспечение классов нотами, музыкальными инструментами, организацию
лекций и спектаклей, концертов и вечеров с участием преподавателей и учащихся.
Музыка как средство воспитания
13 мая правление Музыкально-драматического общества заслушало доклад М. Н. Дмитриевой
с основными положениями: об оплате — 25 руб. урок продолжительностью один астрономический час,
который можно разделить на два или три занятия, о дисциплине (за половину месячных пропусков —
исключение). Для учеников класса сольного пения обучение игре на фортепиано должно быть обязательным.
Все ученики должны посещать уроки теории музыки и хора. Решено просить помещение в здании Пушкинского
училища (ныне здесь находится Академия пения Алибека Днишева). К 10 июня были представлены Положение
о музыкальной школе, программы, соответствующие программам народных консерваторий, регентских курсов,
смета на содержание школы. С докладом «Об открытии в г. Верном музыкальной школы»
выступил Ф. П. Мануйленко. Он сообщил, что только в Верном — культурном центре
Семиречья — насчитывается около полусотни общеобразовательных учебных заведений с обязательным
предметом пения, но пение преподается лишь в 5–7 училищах. Не лучше дело обстоит и в области.
Объяснение простое — нет учителей пения, и взять их негде». Далее докладчик говорит
о детских садах и других учреждениях, где пение является необходимым предметом, но в которых
работают «лица, за редким исключением совершенно не подготовленные, умеющие распевать коекак
дветри детские песенки без понимания их смысла и умения использовать пение как воспитательное
средство. Так обстоит дело с музыкальным искусством в учебных заведениях, не лучше музыкальное
искусство стоит и вне школы».
Заслушав доклад, общее собрание Музыкальнодраматического общества ходатайствует перед отделом
народного образования об открытии в Верном музыкальной школы для подготовки учителей музыки,
музыкантов-инструменталистов и регентов хора.
В музыкальную школу принимаются лица не моложе 14 лет, имеющие музыкальные данные, а также
знающие ноты. Для особо одаренных открывается подготовительное отделение. Курс обучения рассчитан
на три года. В течение всего периода обучения обязательным было выступление на сцене. Полный курс
обучения состоял из следующих дисциплин: элементарная теория, гармония, контрапункт, фуга;
сольфеджио; хоровое пение; специальный музыкальный инструмент; управление хором; практическое
сочинение музыки; чтение партитур и дирижирование; история музыки; искусство художественного чтения.
Количество учащихся на первый год обучения составило 72 при 12 преподавателях с недельной нагрузкой
18 часов индивидуальных занятий и 12 часов групповых. Смета расходов составилась из следующих статей:
делопроизводство, оплата преподавателям, настройщику музыкальных инструментов, сторожу, содержание
и ремонт помещений, прокат.
10 сентября 1919 года приказом по областному отделу народного образования председателем Верненской
музыкальной школы согласно представлению музыкально-драматического общества от 31 августа утверждается
гражданка М. Н. Дмитриева. Помещение для Верненской музыкальной школы было предоставлено
20 сентября 1919 года.
Мария Николаевна Дмитриева родилась в 1889 году в семье священника. В 1907-м, окончив женскую гимназию,
работала сельской учительницей. В 1908-м поступила в Московскую консерваторию (рояль). По окончании
в 1913 году переехала в Верный, где работала учителем музыки в женской гимназии. Владела русским,
французским, украинским языками.
Как широко образованный человек, Дмитриева, председатель педагогического совета Верненской музыкальной
школы, проявила большое понимание задач культурного строительства в Семиречье и обратилась
в Народный комиссариат с предложением привлечь казахскую молодежь к обучению музыке. К октябрю
1920 года в школе обучались 339 человек: «Из вышеприведенной цифры учащихся от мусульман заявлено
желание получить музыкальное образование только от 5 лиц, а именно от Вагаповой, Юсуповой, Мусиной,
Хабибулиной и Сейфуллиной. Такой ничтожный процент я считаю ненормальным и не представляю себе такой
причины, которая заставила бы современную мусульманскую молодежь уклоняться от столь симпатичного дела,
как изучение музыки, и на равных с русскими основательно изучить музыку и пение. Я для этого полагала бы
открыть при одной из мусульманских школ грамотности школу музыки и пения… с открытием классов
сольного пения, скрипки, рояля, хорового пения и нотной грамоты… в средствах на такое благое
начинание Комиссариат народного образования, надеюсь, не откажет».
Экспроприация в пользу искусства
Параллельные классы были открыты для мусульманской молодежи 4 декабря 1920 года в школе,
которая находилась при мечети на Пушкинской улице. Всего, по свидетельству архива, изъявили
желание обучаться в классах рояля 35, скрипки — 12, мандолины — 38, гитары — 9,
балалайки — 1 (Аризбаев). Интерес представляют заявления желающих учиться музыке.
Вот, к примеру, дошедший до нас образец трогательного заявления девушкиказашки (с сохранением
орфографии оригинала):
***
«Женскую гимназию.
Заведующему музыкальной школой.
Нагимы Мир-Рахметовой.
Заявление
Я, ниже подписавшаяся ученица III кл(асса) Гасперинской школы I ступени Желая научиться музыке
с позволения родителей прошу Вас принять меня в число учениц музыкальной школы в чем подписываюсь.
25 января 1921 г.
Нагима Мир-Рахметова.
гор. Верный»
***
Укрепление материальной базы мусульманской школы в условиях острой нехватки музыкальных инструментов
проводилось по самым неожиданным каналам: из Покровской церкви и у частного лица взяты фисгармония
и рояль. Рояль и фисгармонию определили в мусульманскую школу, фисгармонию из церкви —
в русскую школу. Это было сделано по мандату от 31 января 1921 года, выданному завхозу Дмитриеву
уездным горотделом народного образования.
А как выполнять домашние задания? Учащиеся-мусульмане пишут заявление на имя М. Н. Дмитриевой:
«Просим выдать нам для практики рояль, так как нам далеко ходить в музыкальную школу практиковаться,
и при этом у нас нет обуви. Рояль будет содержаться у ученицы Нафисы Сейфуллиной. Нам всем близко ходить
к ней. Живет она по Пишпекской ул., № 50, собственный дом в 4-м районе. Ученики музыкальной школы
М. Сейфуллина, Давликамов, Сулейменова, Мусина, Образахова, Хамитова, Н. Сейфуллина, Юнусов».
Первый оркестр города Верного |
Возникали и языковые проблемы. Так, в деле № 24 фонда 507 подшит документ, где на обороте листа
карандашом слабой рукой выведено: «Ике куль блянь уйна», а далее рукой
М. Н. Дмитриевой твердым почерком написан перевод: «Играй двумя руками»,
«матур утр» — «красиво сиди», «тгелагысь сюземене» —
«слушайте учителя». Можно с уверенностью отметить, что впервые в музыкальной педагогике
выражения на казахском языке конструировались «кириллицей». Школа активно работала
с сентября 1919-го до марта 1922 года. Было дано много концертов для детей и взрослых (совместно
с Советским театром), благотворительных — в пользу музыкальной школы, на приобретение музыкальных
инструментов, а также в пользу бедных учеников (для покупки обуви, одежды, продуктов питания).
История с продолжением
Развитие школы было прервано наступающим бедствием — страшным голодом, разрухой всего хозяйства.
Все культурнопросветительские учреждения — общеобразовательные, художественные, музыкальные
школы (народные консерватории), клубы, библиотеки, музеи, архивы снимаются с бюджета.
Краткая история Верненской музыкальной школы — это начало, первое специализированное учреждение
с определенными целями, конкретными планами, программой. Только десятилетие спустя Ахметом Жубановым
был открыт в городе Алма-Ате музыкально-драматический техникум, ставший потом музыкально-хореографическим
комбинатом, а позже музыкальным училищем имени П. И. Чайковского. А в наши дни это музыкальная
школаинтернат, которая стала носить имя Жубанова.
© Василий ЛАГОДИН, доцент
Опубликовано в газете «Вечерний Алматы», 28 февраля 2008 г.
|
|