|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Город Верный
ДОРОГАМИ КОЧЕВИЙ
о второй половине XIX века Туркестан, на территории которого располагались ныне республики
Средней Азии и Казахстана, стал одной из провинций Российской империи. В 1867 году было образовано
Туркестанское генерал-губернаторство, которое с годами официально стало называться Туркестанским краем.
Уникальные фотографии, сделанные в Туркестане исследователями и профессиональными фотографами,
членами императорской семьи, высокопоставленными военными и их женами, представлены на московской
выставке «Туркестан в старых фотографиях и керамике», которая развернута в Государственном
музее искусства народов Востока и продлится до 1 апреля 2007 года. На выставке представлена обширная
коллекция берлинского коллекционера Владимира Проскурина, типы народностей, архитектура,
достопримечательности Туркестанского края в почтовой открытке XIX — начала XX столетия.
— Это уникальные изображения на открытках по восточной тематике: эмира Самарканда и полководца
Тамерлана, потомков ханов Аблая, Сюка и Вали, репродукции картин В. Верещагина, Н. Карамзина,
Н. Хлудова, оригинальные работы фотографической семьи Лейбиных из Верного. На заре фотографии эти
работы, как правило, выполнялись в единственном экземпляре. Многие из них представлены в экспозиции
и являются большой исторической ценностью, — отзывается о выставке директор Берлинского музея
фотографии Людгер Деренталь.
Самые разные люди, находившиеся в Туркестане кто по долгу службы, кто из профессионального интереса,
кто привлеченный самобытным колоритом экзотической провинции Империи, сделали ощутимый вклад в изучение
и сохранение богатого культурного наследия страны с удивительной и яркой историей. Из профессиональных
фотографов, запечатлевших Туркестанский край, можно назвать парижанина Поля Надара (1856-1939), которому
в этом году исполнилось бы 150 лет со дня рождения. Сын известного мастера «светописи» Феликса
Надара, Поль Надар — последователь портретиста Адольфа Диздери, того самого француза, который ввел
в мировую практику портреты на визитной карточке и тем самым положил начало семейным фотоальбомам.
В 1890 году Поль Надар совершил большое путешествие в Нагорную Азию. Известны его работы памятников истории
и культуры «Мавзолей султана Санджара», «Минарет Калян в Бухаре». Каталог выставки
его турне издан в 1995 году в Анкаре. Накануне XXI столетия трудами историка С. Горшениной в Женеве
выпущен альбом «Дорога Самарканда. Азия в объективе французских путешественников» — более
ста фотодокументов Анри Мозера, Поля Лабэ, Павла Лессара — также ценный подарок для всех, кто имеет
отношение к изучению Востока.
В Туркестане первые фотографии и фотоателье появились благодаря энтузиастам «светописи»
и «волшебного фонаря» С. М. Дудину, А. Л. Кирснеру, А. С. Муренко,
Д. В. Назарову, С. Ф. Николяи, династии фотохудожников Соломона Лейбина, его сына
Абрама, внуков Павла и Бориса. Первые открытки с видами Семиреченского края были выпущены за год-два
до начала ХХ столетия и продавались в Верном в магазине Н. Тарнецкого, представителя Варшавского
бюро Всемирного почтового союза.
Редкая серия из четырех литографированных открытых писем «Привет из Туркестана» хранится
в наши дни у ташкентского коллекционера Бориса Голендера, также экспонента московской выставки.
Раритетные фотографии находим в известных фотоальбомах, изданных, как правило, в одном или нескольких
экземплярах и дареных высоким особам. Среди них — «Туркестанский альбом», составленный
в 70-е годы XIX столетия востоковедом Александром Куном. В альбоме помещены 1262 снимка на 447 картонах,
размещенных по четырем темам: этнография, археология, история, промыслы. Частное собрание было
представлено IV Археологическому съезду России (Казань, 1877 год). В 1899 году в Ташкенте было образовано
Общество любителей фотографии и изящных искусств Туркестанского края, которое к открытию подготовило
выставку более двух с половиной тысяч работ фотохудожников края. Многие из этих снимков широко
использовались для воспроизведения советской почтовой открытки, но без указания дореволюционных авторов
и времени съемки.
Местная экзотика, которую снимали европейцы, оказавшиеся в Туркестане в конце XIX — начале
XX века, со временем исчезла. И только благодаря фотографиям до нас дошли лица людей, детали быта,
представление о костюме и обстановке тех лет. Именно благодаря фотографиям мы знаем, как выглядели
памятники Туркестана сто лет тому назад, когда они сохраняли множество деталей, утраченных в наши дни.
© Александр АЛЕКТОРОВ
Опубликовано в газете «Новое поколение», 23 февраля 2007 г.
|
|