ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание
 
Творчество В.Н. Проскурина
 
Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика








Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы
Краеведческие очерки В.Н. Проскурина

ДАН ПРИКАЗ: ЕМУ – НА ЗАПАД…

П
осле того, как в Казахстане установилась Советская власть, название республики и её столица с революционной решимостью менялись несколько раз. Пока не остановилось на Алма-Ате, как с 14 марта 1921 года стал называться Верный…

Так, главным городом Киргизского края (с 10 июля 1919 года), а затем Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики в составе РСФСР (с 26 августа 1920 года) был Оренбург (он же – Орынбор).

11 февраля 1925 года столица Киргизской АССР была перенесена из Оренбурга в город Ак-Мечеть, уже 15 апреля ставший Кзыл-Ордой (т. е. «Красной столицей»). А 15 июня и Киргизская АССР была переименована в Казакскую (именно так – со второй «к», а не «х») Автономную Социалистическую Советскую Республику.

ЧАСТЬ КАРТЫ КАЗАКСКОЙ АССР

Часть карты Казакской АССР

И, наконец, на состоявшемся 3 марта 1927 года заседании президиума КазЦИК было принято историческое решение о переносе столицы Казакской АССР из Кзыл-Орды в Алма-Ату:

Принимается во внимание: а) что строительство центра Казахстана в г. Кзыл-Орде встречает затруднения в местных экономических и естественных исторических условиях, б) что в связи с проведением железной дороги Фрунзе – Семипалатинск и в перспективе проведения железной дороги в меридианом направлении, г. Алма-Ата приобретает значение крупного экономического пункта, связывающего экономически мощные районы северного и южного Казахстана, Президиум КазЦИК и Совет Народных Комиссаров КССР постановляют:
1. Центр КССР перенести из г. Кзыл-Орда в г. Алма-Ату.
2. Срок перенесения центра в г. Алма-Ату определить со времени установления нормальной и бесперебойной связи с последним.
3. Настоящее постановление внести на утверждение предстоящего VI Всеказахского съезда Cоветов.
4. Для проработки практических мероприятий о перенесении центра из г. Кзыл-Орды в г. Алма-Ату создать комиссию под председательством т. Кулумбетова, в составе членов Жолобова, Мусина, Татимова и Носова.

Здесь нужно пояснить, что Узакбай Кулумбетов был в то время заместителем председателя Совнаркома КССР, Нурхан Мусин – военкомом Объединенной Казахской военной школы имени ЦИК Казахской АССР, Мухаммедгалий Татимов – наркомом труда.


АБЫЛХАН КАСТЕЕВ РИСУЕТ ТУРКСИБ

Абылхан Кастеев рисует Турксиб

К этому времени Советом Труда и Обороны СССР уже было принято решение о строительстве Туркестано-Сибирской магистрали – легендарного Турксиба (см. сайт Дмитрия Зиновьева «Неизвестный Турксиб»). Более тысячи километров рельсового пути предстояло проложить через горные реки, скалистые хребты и раскалённые пески.

Подготовка к строительству началась в апреле 1927 года, а уже 15 сентября того же года произошла укладка первого звена железной дороги от станции Семипалатинск, 19 ноября строители двинулись с другого конца – от станции Луговая.

К маю 1929 года было построено 562 км пути на севере и 350 км на юге. Дорога ещё строилась, но по ней уже шли поезда. Так, 10 мая 1929 года первый регулярный пассажирский поезд прошёл от Семипалатинска до Сергиополя (Аягуза).

В этом же месяце состоялся переезд правительственных учреждений и управляющих хозяйственных организаций республики из Кзыл-Орды в Алма-Ату. Что, естественно, не могло не вызвать в новой столице рост административного, жилищного и коммунального строительства, а также общественного благоустройства.

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ТУРКСИБ

Легендарный Турксиб

Однако даже через четыре года назначенный вместо Филиппа Голощёкина секретарём Казахстанского крайкома ВКП(б) (с 21 января 1933 года) Левон Мирзоян жаловался в письме секретарю ЦК ВКП(б) Лазарю Кагановичу: «Ужас, что из себя представляет Алма-Ата… это паршивенькая деревенька, и, конечно, в несколько раз хуже любой северо-кавказской станицы. Помещений нет, народу негде жить, работники разбегаются, света нет – приходится работать при керосиновых лампах. В городе нет ни одного общественного здания, где можно было бы собрать больше 300-400 человек; нет театра, нет ни одного клуба, кроме Дома Красной Армии. До сих пор в Алма-Ате не построено ни одного специального здания для кинотеатра. Больничная сеть города осталась в том же виде, как она была в старой Алма-Ате (добавлено несколько временных бараков)… В городе гостиниц нет, а существуют старого типа заезжие дома на 70 номеров, из которых более половины занято постоянными жильцами. Новые здания в городе, естественно, проектируются с водопроводом и канализацией, а между тем канализации в городе нет. А когда ставишь вопрос о том, что надо строить, то все приводят десятки доводов о невозможности этого».

Увы, в городе ещё очень долго продолжали сказываться последствия Гражданской войны и разрушительного селя 8-9 июля 1921 года, когда грязекаменный поток по реке Малая Алматинка дошёл практически до центра города. Огромные глыбы перепахали целые кварталы. В течение пяти часов значительная часть Алма-Аты была превращена в руины и залита грязью. Погибли более 500 человек. Не удивительно, что настроение горожан и много лет спустя было весьма тревожным…

ПОСЛЕДСТВИЯ СЕЛЯ 1921 ГОДА

Последствия селя 1921 года на одной из улиц Алма-Аты

И всё же жизнь в новой столице закипела с новой силой. Если в 1929 году в городе проживали 71 тысяча человек, то в 1937 году население Алма-Аты насчитывало уже почти 200 тысяч жителей! Притом, что продуманного генплана ещё не было: были лишь определены главные улицы и участки строительства главных зданий. Административный центр города сложился в черте улиц Калинина (ныне – Кабанбай батыра), Фурманова (проспект Нурсултана Назарбаева), Советской (Казыбек би) и проспекта Сталина (Абылай хана).

В качестве рядового жилья строились, главным образом, каркасно-камышитовые одно- и двухэтажные дома без особых удобств. Построенные как временные сооружения, некоторые из них дожили до нашего времени. А с середины 1930-х годов началось строительство капитальных трёх- и четырёхэтажных жилых зданий с удобствами – т. н. «жилкомбинатов». Первый из них, построенный в 1936 году на углу улиц Фурманова и Калинина, нёс черты конструктивизма – стиля, господствовавшего в архитектуре крупных административных и общественных зданий Алма-Аты начала 30-х годов. Тогда как последующие «жилкомбинаты» возводились уже в стилях ар-деко и неоклассицизм, также известном как «сталинская архитектура».


АЛМА-АТА: ПЛАНИРОВКА И РЕКОНСТРУКЦИЯ

«Алма-Ата: Планировка и реконструкция»

16 марта 1937 года Совет народных комиссаров Казахской ССР утвердил генеральный проект новой столицы Алма-Аты, согласно которому город должен был развиваться в северо-западном направлении. В эти же дни в Казгосиздате тиражом в 3000 экземпляров вышла книга «Алма-Ата: Планировка и реконструкция», подготовленная Архитектурно-планировочным управлением Алма-Атинского городского совета. Автором предисловия и главным редактором издания, иллюстрированного чёрно-белыми фотографиями, схемами, чертежами и картами, был Мушег Сарумов, в то время – председатель Алма-Атинского горсовета. Но уже через год, 12 июня 1938 года, глава города был арестован, объявлен «врагом народа» и впоследствии расстрелян…

Впрочем, среди репрессированных оказались не только Сарумов и сам первый секретарь ЦК КП(б) Казахстана Левон Мирзоян, но также городские архитекторы С.М.Гофман и А.Х.Лалаянц, архитекторы Я.И.Станкевич и А.Ф.Яременко, инженер «Алматыгосстроя» С.С.Николаев, проектировщики В.П.Аникеев, А.Х.Браун и Б.Э.Гауптфогель, конструктор А.Д.Шугал, чертёжник Т.С.Хауко. Каждый из них понёс ответственность за «вредительство на стройке социализма», став жертвой кампании репрессий по уничтожению научно-технической и творческой интеллигенции.

ТАСТАК. МОСТ ЧЕРЕЗ РЕЧКУ ПОГАНКУ

Станица Тастак. Мост через речку Поганку. Фото – Г.Белоглазов

В ту пору западной границей города считалась местность Весновка – с полями и садами, пасеками и хозяйствами по берегам реки Поганки. В 1937 году Поганке поменяли название – на Малую Весновку, и первой заречной улицей стала Садовая (ныне – улица С.Муканова). На этом месте, по берегам реки Карасу, до 1962 года образовалась улица 17-я линия (ныне – А.Розыбакиева).

Местность была усыпана сельскими домами и усадьбами колхоза имени Ленина, здесь же располагалась машинно-тракторная станция (МТС), прочие сельскохозяйственные организаций. Следуя буераками и колдобинами по городской улице Комсомольская, гужевые дороги по мостам через речушки разветвлялись в верховьях станицы Тастак, упираясь в Каргалинское шоссе (с 1964 года – проспект О.Джандосова).

СТАНИЦА ТАСТАК

Станица Тастак. Фото – Г.Белоглазов

Вспоминаю город через тридцать лет после описываемых событий, когда улица Комсомольская стала значимой в моей жизни, жизни друзей и коллег, в судьбе моего города. Замечу, что в 1875-1923 годах улица звалась Гимназической, и была она первой из шести т. н. «верхних улиц», застроенных в сторону гор Алатау, в период благоустройства проспекта Колпаковского и западных «крайних улиц».

Начиная с 1937 года, трамвайный маршрут под номером 4 соединил кольцом междуречье Малой и Большой Алматинок, где в начале века возникла станица Кучугуры. В 1916 году её переименовали в Тастак, а название Кучугуры так и закрепилось за каменистой горной местностью вокруг построенного и освящённого в канун Нового 1909 года Никольского храма. Эта деревянная церковь – семиглавая, с высокой колокольней и лазурными куполами – была создана по проекту архитектора Сергея Константиновича Тропаревского командой под руководством Андрея Павловича Зенкова.


АЛМА-АТА. ТРАМВАЙ ЧЕТВЁРКА. 1957 ГОД

Алма-Ата. Трамвай-«четвёрка». 1957 г.

С годами трамвай достиг центра Тастака Алма-Атинского сельского района. В поездке электротранспорта наших дней архитектурным клином врываются достопримечательности от улиц 8-е Марта (ныне – Ш.Калдаякова) до улицы Уйгурской (ныне – А.Байтурсынова), вплоть до известных Дома правительства, Верховного Совета, Казпотребсоюза, ЦК комсомола республики, Казахского университета и Дома культуры, со студией «Казахфильм». Вспоминаются везде и всюду скверы и бульвары, памятники, больницы и магазины, конторы, школы и институты, где учились я и моя родня, сокурсники, знакомые, друзья.

На улице Карла Маркса (бывшая Копальская) стоял Дом пионеров и школьников, в котором музицировала моя бабушка Мария Гольцева, на улице Фурманова (ныне – проспект Н.Назарбаева) в новом доме разместились Южно-Казахстанское геологическое управление, где работал мой отец Николай Проскурин. Даже помнится трагическое место на углу улицы Карла Маркса (ныне – Кунаева), где в крупной трамвайной аварии пострадали моя мама Наталья и её дочки Татьяна и Ирина. Словом, есть что рассказать в радостных и печальных воспоминаниях об улице Комсомольской.

Прошли годы, изменился облик окрестностей города, переименованы напрочь местные улицы, начиная с улицы Тастакской – от улицы Джандосова и до проспекта Райымбека. С этого периода начинают развиваться пригородные улицы вдоль Каргалинского шоссе, получившие общее название «Линии от Первой до Восемнадцатой». Особо выделю ведущую в жилой массив Геологострой 13-ю линию, получившую в апреле 1961 года имя первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Помню, как отцу давали здесь жилплощадь, и мы с мамой два дня (с ночёвкой!) добирались на перекладных к месту строительства. Но даже эта трудная поездка не могла испортить нам новоселье!

Минуя старую городскую черту по набережной реки Весновки, трамвай въезжает в заводской район АЗТМ (Алматинский завод тяжёлого машиностроения). Вот и конечная остановка 4-го трамвая: мол, кондуктор, нажми на тормоза!.. Электропоезд, бегущий по рельсам-шпалам, со скрежетом открытых дверей и окон, под искры-фейерверки и резкие, призывные звонки водителя тащил вагоны с балагурящими на подножках пацанами и с горожанами, путешествующими к популярному из-за своей дешевизны и разнообразия товаров разноликому и весёлому базару станицы Тастак.

СХЕМА ТРАМВАЙНЫХ МАРШРУТОВ АЛМА-АТЫ 1956-1966

Схема трамвайных маршрутов Алма-Аты 1956-1966 гг.

В 1958 году на Октябрьские праздники сельские поселения Плодокомбината и станицы Тастак были присоединены к городу, и их улицы поменяли сталинско-ленинские названия на улицы Баумана, Бутлерова, Руднева, Мынбаева, Артёма, иных героев-соотечественников. Была переименована и пограничная улица Гончарная, принявшая на себя один из главных ударов селевого потока 1921 года. Теперь это – улица комсомольского вожака 20-х годов Гани Муратбаева. Началась реконструкция сельской местности Кучугуры, наведение мостов на реках Малая и Большая Весновка и строительство транспортных развязок к Ташкентскому тракту.

В период работы по охране памятников истории и культуры города мне довелось изучать Тастак, составлять паспорта на здания, требующие возрождения. Среди них – закрытый в 1933 году Храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (ул. Брусиловского, 134, архитектор – Анатолий Александрович Пугаченков). Как только не использовалось здание храма за шесть с лишним десятков лет! Была здесь и пересыльная тюрьма НКВД, и клуб «Красный текстильщик», и пошивочная мастерская, и кинотеатр, и филиал городской библиотеки №11 (с 1973 года).

СКОРБЯЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СТАНИЦЕ ТАСТАК

Скорбященская церковь в станице Тастак. 1915 г. Архитектор – А.А.Пугаченков

Тем временем, город продвигался на северо-запад грузопасажирскими потоками – между улицей Комсомольской и Ташкентской аллеей. Минуя православное и мусульманское кладбища, руины Иверско-Серафимовского женского монастыря и былое место караван-сарая. Об этом рассказывают забытые фотографии, почтовые открытки, семейные альбомы, творческое наследие первых советских фотографов Николая Аргунова и Ивана Панова. Отмечу редкие сюжеты из семейного фотоальбома Григория Ивановича Белоглазова, одного из первых альпинистов-инструкторов в наших горах, первовосходителя на Мало-Алматинский пик (затем – пик Комсомола, ныне – пик Нурсултан). В последние годы жизни (умер он 13 мая 1993 года, когда ему было уже за 90) проживал в Москве, где я и был него в гостях…

С годами вдоль Ташкентской аллеи, впоследствии ставшей улицей Ташкентской (в 1967 году на участке от улицы Пушкина до улицы Аэродромной она была названа в честь 50-летия Октября, а в 1992 году стала проспектом Райымбека) были проложены Z-образные дороги по улицам Фурманова и Аэродромной к вокзалу Алма-Аты-1.

В ту пору еще не было проспекта Сейфуллина и улицы Байзакова, прочих ныне названных или переименованных улиц, и только принятый за основу Копальский тракт (ныне – проспект Суюмбая) извечно шёл на север вдоль рощи Баума, по которому прошла железнодорожная «Горветка Турксиба». Трамвай маршрутом под номером 6 соединил вокзалы Алма-Ата-1 и Алма-Ата-2. Вместо гужевых повозок, запряженных волами, ишаками и лошадьми, по городу уже вовсю сновали туда-сюда первые грузовые автомобили…

© Владимир ПРОСКУРИН
Для сайта «Очерки истории Алматы«, 3 марта 2022 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета