|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Краеведческие очерки В.Н. Проскурина
В СВОЕМ ДОМЕ БУДТО НА ПОСТОЕ
ассказывают, что есть города, где сохраняют первый домик, возведенный
предками, пусть крохотный, всего в три окошечка. Или первое посаженное прадедом дерево. Скажем, яблоньку,
тем более, если она дала название поселению. Не говоря уже о названиях первых улиц, площадей, скверов.
Есть города, где вместо монументов функционерам-временщикам ставят памятные знаки общечеловеческие –
будьте растоптанный башмак или посох первопоселенца.
Со дня закладки Алматы, времени основания первых алматинских поселений, прошло всего 145 лет. За эти
десятилетия город испытал много социально-экономических и политических потрясений, включая
и природно-климатические, превращаясь то в столицу Советского Казахстана, то в социалистический город-сад,
то просто в южную столицу или областной центр уже нового государственного объединения. Город трижды менял
свое исконное название, трижды возрождался из руин страшных землетрясений и бурных паводков с гор.
За прошедшие годы, однако, не сохранилось полностью ни одно из свидетельств былых времен. В библиотеках
отсутствуют образчики провинциальной журналистики, литературы и искусства; в музеях – предметы
провинциальной культуры, быта, техники; в архивах – фонды провинциальных ведомств, учебных заведений,
сословий. Будто не было вовсе горожан торгового и промышленного, духовного и военного свойства. Сплошь
революционеры, партийные, советские и хозяйственные работники, герои социалистического производства.
Однако их творчество также не подвергалось ревизии потомков.
В Алматы не сохранилось ни одного памятника архитектуры эпохи города Верного, искажены или разрушены
многие здания и скульптурные сооружения социалистической Алма-Аты. Алматы – словно легкомысленная,
парящая в грезах бабочка, не признающая родства ни с гусеницей, ни с куколкой. Будто с изменением названия
города не было и преемственности поколений.
У казахов живуч на языке крылатый афоризм «столица наша – наше седло», подразумевающий временный
характер городских поселений, Отсюда, надо полагать, особое отношение к памятникам архитектуры, к раритетам
истории и культуры. О страсти разрушения соотечественников писал еще в прошлом веке Чокан Валиханов.
А современный поэт Олжас Сулейменов, чьи размышления стали хрестоматийными, однажды заметил: «История
наша – несколько вспышек в ночной степи. У костров ты напета, на развалинах Семиречья, у коварной,
обиженной Сырдарьи. Города возникали как вызов плоской природе и гибли в одиночку».
Любопытны в наши дни размышления, будирующие воображение простого горожанина о том, что современный
Алматы сформировался еще в средние века. И, таким образом, история его насчитывает не менее тысячи лет.
Иные ура-патриоты углубляют прошлое до эпохи бронзового века, считая, что регион обживался прачеловеком
за тысячу лет до Рождества Христова. Однако убедительных источников – ни письменных, ни иных свидетельств
прошлого – приватизаторы истории представить не могут. Археологические находки становятся предметом редких
научных дискуссий, недоступных широкой общественности.
По мере выбора столицей Казахстана из жертвенных городов – Оренбурга, Кзыл-Орды, Алма-Аты,
Акмолинска – ученые свой творческий потенциал немедленно обращали на аранжировку особого статуса
столичной истории, столичной культуры. Одновременно с переездом правительства в новую столицу интерес
к прежнему главному городу республики иссякал. Пример тому – не только сегодняшние разговоры
о тысячелетней истории южной столицы и исключительности Астаны в хронике времен и народов. Еще в 30-е годы,
когда шла усиленная работа по обоснованию выбора между Кзыл-Ордой и Алма-Атой, на страницах
«Казправды» появилась заказная статья с весьма знаковым названием «Казахстан в древности
был провинцией Рима». Ее автор, профессор В.Н.Кораблев, руководитель археологической экспедиции
местной Академии наук, убедительно заявлял: «Здесь, на берегу Алмаатинки, которая в отдаленные
времена носила иное наименование, в районе 10-20-ти домов по Дачной улице был расположен административный
центр провинции с представительскими зданиями и дворцом наместника».
Так была положена абсурдная, но весьма аппетитная версия о превосходстве новой столицы над другими
городами Казахстана. Автор не упоминает в статье имени наместника Рима, иных подробностей. Он и его
коллеги разовьют эту мысль в последующих сенсациях. Придут другие времена и другие установки, когда
идеологи начнут раскручивать сочинения древних авторов. Окажется, что еще в 1390 году войско Тимура
двигалось из Ташкента к Иссык-Кулю, затем мимо легендарной горы Кок-Тюбе на некий Алмалык и далее через
Каратал на берега полноводного Иртыша. Ну чем не повод для возвеличивания южной столицы. Алмалык,
без доли сомнения, конечно же, современная Алма-Ата, скажут ученые мужи. Ну а Кок-Тюбе… И переименовали
Веригину гору. Известную так не одному поколению горожан.
Подобным образом возрождается «историческая справедливость» во многих аспектах городской жизни.
Если продолжать тему о древнем происхождении города, то необходимо отметить тех, чьими рунами,
умом и талантом создавался праАлматы. Считается, что благодатное Семиречье исстари привлекало взоры
купцов, коммерсантов, меценатов, Мол, богатые караваны иноземных государств размеренно, из столетия
в столетие, направлялись в Илийскую долину к подножию Яблонных гор. Правда, остается неясным, с кем
народы вели торговлю, если в те же средние века города региона были разрушены набегами монголов,
джунгар или кокандцев. И дело даже не в легендарных генуэзских купцах, мифических их путях-дорогах.
Удивляет другое, почему память благосклонна только к иноземным героям, именами которых сегодня пестрит
современная карта Алматы. Но нет в названиях улиц доморощенных алматинцев, на чей торгово-промышленный
капитал действительно строился, рос и благоустраивался город в течение последних ста с небольшим лет.
Выходит, что история избирательна, и с изменением социально-политического климата чаще, чем времена
одного года, она способна, словно флюгер на крыше, меняться от одного удобного положения к другому,
от одного полюса в любую другую сторону горизонта.
Люди прошлого оказались сегодня в поле зрения нашего пристойными приемами, с точки зрения текущего
момента, рассматривая их в зеркале современных оценок и мнений. Забывая о том, что о земляках надо помнить
иначе – взвешенно, великодушно, беспристрастно. Только тогда прошлое станет неотъемлемой частью нашего
настоящего бытия, послужит на благо и в будущем.
Ни в одном из изданий об Алма-Ате, туристско-экскурсионного или справочно-энциклопедического
свойства, вы не найдете биографий людей прошлого, о первом губернаторе края Герасиме Колпаковском,
о первом настоятеле Туркестанской епархии владыке Софонии, о первом мэре города Павле Зенкове. Вся
их вина в том, что они жили и творили в эпоху «царского проклятого прошлого», думали и мечтали
не по-нашему. Уместно привести слова историка Н.И. Костомарова: «…истинная любовь к отечеству может
проявляться только в строгом уважении к правде. Отечеству нет никакого бесчестия, если личность,
которую по ошибке признавали высокодойлестною, под критическим приемом анализа представится совсем
не в том виде, в каком ее научились видеть. Притом же не следовало бы забывать, что безусловно
добродетельных и безупречных людей на свете не бывает и прежде не было».
Опубликовано в газете «Новое Поколение», №3/87, 21.01.2000
|
|