 |

 |
содержание |
 |
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Творчество В.Н. Проскурина |
 |
 |
 |
 |
 |
Творчество других авторов |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|
 |
 |
|
 |
Очерки истории Алматы |
 |
Краеведческие очерки В.Н. Проскурина
ОТРАР: КУПЕЧЕСКАЯ ГАВАНЬ, В КОТОРУЮ ЗАХОДИЛИ КИПЧАКИ
начале прошлою тысячелетия на Сырдарье городская культура достигла наивысшего
расцвета. Среди казахстанских степей появился Отрарский оазис. А именно – на территории
в 250 квадратных километров выросли до десяти больших и малых городов.
 |


В 1991 г. режиссер Ардак Амиркулов снял по сценарию Светланы Кармалиты и Алексея Германа 2-серийный фильм
«Гибель Отрара»,
который в современном кинопрокате идет под названием «Тень завоевателя» |
Древние замки и пригороды Отрара (в древности он звался Тарбан, Турар-банд, Фараб) давно занесло
зыбучим песком, покрыло колючим кустарником. Поселения превратились в загадочные оплывины и холмы.
Но города Сырдарьи остались в народной памяти.
В средневековый период здесь жил ученый-энциклопедист Востока Абу Наср аль-Фараби. Здесь находилась
легендарная Отрарская библиотека, в которой занимались выдающиеся выходцы Фараба. Многочисленные
купеческие караваны, с которыми странствовали ученые и миссионеры, способствовали развитию торговли,
науки, искусства, ремесел, духовною мира Отрарского оазиса. В городе размещались кварталы талантливых
мастеровых – гончаров, хлебопеков, кузнецов, ювелиров.
Средневековый Отрар был окружен глиняной стеной, которая опоясывалась с внешней стороны глубоким рвом.
В город можно было попасть через трое ворот, снабженных перекидными мостами. Ученые считают, что
к XVII столетию население цветущего оазиса достигло 5-7 тысяч человек. Город был благоустроен. Его
улицы мостились кирпичом, действовали общественные бани, был устроен водопровод. Жили отрарцы
кварталами из 6-15 саманных домов, в отделке которых применялась художественная плитка, жженный
или сырцовый кирпич. В интерьере широко использовались суфы (глиняные, с подогревом лежанки), ниши
в стенах и очаги.
Средневековый путешественник Фазлаллах ибн Рузбехан Исфахани описывает и кочевническую жизнь
Отрарского оазиса, такую древнюю и совершенно особую форму жилья, как шатры, передвигающиеся на колесах.
Он пишет: «Около юрты высокостепенного ханского могущества ознакомился с теми домами, я много
удивился необычайному строению домов. Какие преогромные шатры я увидел, поставленные на колеса! Узрел
я обширные дома с окошками, прикрытыми войлочными занавесками, очень красивыми и искусными. И казалось,
что вся ставка наполнена этими превосходными, стоящими на высоком основании домами, так что разум
поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества. В общем, доставили на повозках свыше
десяти тысяч шатров! Ах, какие шатры! Замки, воздвигнутые высоко, дома, построенные из дерева
в воздушном пространстве. Каждый большой шатер мог вместить 20 или более человек, чтобы сидеть в нем
спокойно и удобно. Такой большой шатер привязывали на повозке, в повозку впрягали несколько верблюдов
и везли».
В 1219 году после шестимесячной осады Отрара монголы сломили сопротивление горожан, жестоко
расправились с ними, а город разрушили.
К началу XIX столетия старые города на Сырдарье окончательно потеряли свою былую славу. Этому было
много причин. Прежде всего борьба и войны со среднеазиатскими ханствами и упадок караванной торговли.
По проведенной переписи, в некогда цветущем Туркестане оставалось лишь 1000 семей, в Карнаке и Икане –
до 300, в Сауране – 100, а в Отраре и Сузаке проживало до 40 семей.
Сегодня перечисленные города представляют «золотое кольцо» поселений юга Казахстана.
Они интересны не только специалистам-ученым, но и туристским фирмам, представляющим достопримечательности
нашей республики зарубежным гостям и отечественным путешественникам.
|
 |