|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Краеведческие очерки В.Н. Проскурина
НЕЗНАКОМКА СНИМАЕТ ВУАЛЬ
осетить Дрезден, поглазеть на его архитектурные памятники, побродить по залам Дрезденской картинной галереи в первый год пребывания в Германии мне так и не удалось: случился «потоп века». Разлив Эльбы был самым разрушительным в Центральной Европе со времён средневековья. Была подтоплена и всемирно значимая галерея. Энтузиасты боролись за её сохранение, а, когда спала вода, вынесли из её подвалов сотни кубометров грязи…
В память о катастрофе в Дрездене сегодня установлен памятный знак в виде геодезической рейки с указанием верхней отметки уровня воды в Эльбе – за пределами девяти метров (в августе 2002 года), и нижней – меньше двух метров (годом позже).
Так выглядел Дрезден после наводнения в августе 2002 года. Фото – с сайта DresdenArt.ru
Побродить по залам Дрезденки у меня был свой интерес: томился встречей после долгих лет разлуки с «дамой в чёрном». Свидание ожидалось потрясающим, словно с близким человеком. Однажды незнакомка сняла вуаль таинственности! И случилось это невероятное событие в Музее искусств имени А.Кастеева после пристального внимания к ней и изучения её облика реставраторами и научными сотрудниками главного казахстанского картинохранилища. Мне же посчастливилось подглядеть за таинством встречи и рассказать об этом удивительном детективе времени…
Однажды в фонды «кастеевского» музея была передана из художественного объединения Евгения Вучетича большая картина, вернее, портрет парадного стиля, под интригующим названием «Дама в чёрном». На полотне была изображена сидящая в кресле незнакомка на фоне драпированной античной колонны. Женщина полна спокойствия и задумчивости. Её лицо озарено приветливой улыбкой. Голова и руки окружены мягкой игрой света и тени. Благородство лица сочетается с выразительностью плавного рисунка и мастерством передачи переливов чёрного бархатного платья и тончайших кружев светлого батистового платочка. Любовь к «даме в чёрном» возникла у меня, что называется, с первого взгляда.
В правом нижнем углу портрета читалась на латыни сохранившаяся монограмма. По сопроводительным документам картина числилась как произведение великого Карла Брюллова (он, мол, так подписывал свои работы итальянского периода). Портрет незнакомки был выставлен в отделе русского искусства 19-го столетия. Но выглядел он там, по оценке искусствоведов, явно не ко двору. Посетители музея посвящали картине свои восторженные отзывы, а сотрудники музея всё больше сомневались в том, что картина написана известным русским художником. Высокое, но совершенно иное исполнение портрета позволяло предположить, что он принадлежит кисти мастера европейской школы. Пробовали картину
выставлять даже в итальянском разделе экспозиции, но и там она не «держалась».
Вот тут и представился тот счастливый случай. Атрибуцией портрета начала всерьёз заниматься старейший научный сотрудник музея Ираида Харлампиевна Кучис. Она внимательно просмотрела все альбомы и каталоги по зарубежному искусству начала 19-го столетия, какие можно было найти в провинциальной Алма-Ате, завела обширную переписку с сотрудниками музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Результатом этой вдумчивой и кропотливой работы, и прежде всего музейной интуиции и эрудиции Кучис, стало изменение атрибуции картины как произведения художника немецкой школы. Но всё это оставалось под большим вопросом. В карточке научного описания таинственной незнакомки появилась, правда, скромная аннотация исследователя: «По всей вероятности, работа принадлежит кисти немецкого
мастера первой половины ХIХ века Карла Бегаса». И большой вопросительный знак в конце предположения.
|
Карл-Йозеф Бегас (1794-1854). «Автопортрет» |
В «Словаре Тиме-Беккера» об этом художнике сказано, что он – исторический и портретный живописец первой половины 19-го столетия, основоположник широко известной в Германии династии художников.
Что же касается «Дамы в чёрном» из Алма-Аты, то сняла вуаль таинственности она совершенно неожиданно, хотя и закономерно! В фундаментальной книге-каталоге, где были перечислены и частично воспроизведены полотна из музеев Германии, по тем или иным причинам утраченные в годы Второй мировой войны, наша незнакомка оказалась среди безнадежных потерь Дрезденской галереи. Под воспроизведённым портретом стояли полные данные: «Карл Бегас. Портрет певицы Вильгельмины Шрёдер-Девриент (1804-1860)». В книге сообщались и краткие сведения о примадонне Берлинской придворной оперы, слывшей новатором в исполнительском искусстве и поклонницей музыки Рихарда Вагнера. Шрёдер-Девриент была женщиной решительной и мужественной: в дни Революции 1848-1849 годов с балкона особняка пела «Марсельезу» перед идущими мимо демонстрантами.
Дальнейшее знакомство с прекрасной незнакомкой, увы, было недолгим и отнюдь не радостным: картину было решено передать законному владельцу, то есть вернуть в экспозицию Дрезденской галереи. Волнения, связанные со столь необычной историей картины, постепенно улеглись. О них напоминала лишь оставшаяся в отделе карточка научного описания с новой атрибуцией да хранящаяся в библиотеке кастеевского музея репродукции «Дамы в чёрном». Ушла из жизни и дарохранительница, талантливый искусствовед Ираида Харлампиевна Кучис. Музей пополнился новыми сотрудниками. Но история картины Карла Бегаса продолжилась в новом поколении рествраторов!
Как-то была отправлена в научную командировку в Германию учёный секретарь музея имени Абылхана Кастеева Наталия Михайловна Вул. Ей предстояло посетить Берлин, Веймар, Дрезден, уточнить атрибуцию ряда картин немецких мастеров. Я передал с ней и страстный привет возлюбленной даме в чёрном. «Нашу» картину Вул увидела сразу, войдя в залы ХIХ-ХХ веков Дрезденской галереи Albertinum – на стене, в большой золочёной раме.
Carl Joseph Begas. Bildnis der Hofopernsangerin Wilhelmine Schroder-Devrient
Мне же на память достался «Саксонский листок», где на обложке буклета была воспроизведена бывшая алма-атинская картина. В тексте его было уделено особое внимание как художнику Карлу Бегасу, так и личности самой примадонны Вильгельмины Шрёдер-Девриент, выделено словами, что сия работа вместе с портретами Лукаса Кранаха-старшего была передана «в числе экспонатов, опознанных сотрудниками советских музеев». Тем самым, была отмечена, хотя и завуалированно, поисковая работа казахстанских искусствоведов.
© Владимир ПРОСКУРИН
Опубликовано в газете «Европа-Экспресс» (Берлин), 6 октября 2008 г.
|
|