ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание
 
Творчество В.Н. Проскурина
 
Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Top.Mail.Ru

Яндекс.Метрика

Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы
Краеведческие очерки В.Н. Проскурина

БЫЛИННЫЙ ПОХОДНИК АНДРЕЙ МАЛОВ

С
овременники рассказывают, что один только вид священника отца Андрея (Малова) привлекал внимание, причём не только своих солдат, но и сарбазов (т.е. пехотинцев) неприятеля. Для своих он был человеком чести, долга, слова, для чужих – вожделенной мишенью и добычей охотника…

«Вы обессмертили ваше имя в истории Туркестанского края. Вы первый из пастырей пришли в этот край и первый внесли свет Христова учения в эту темную и иноверную cтpaну. Под Baшим руководством строились первые православные храмы; на ваших глазах, при вашем участии, nолагались первые семена русской гражданственности, русской культуры, русского благоустройства на нашей далекой окраине, – семена, уже приносящие обильные плоды» (Из речи протоиерея Константина Богородицкогo на день 60-летия служения А.Е. Малова Русской Православной Церкви. Ташкент, 26 февраля, 1899 г.)

Первое боевое крещение отец Андрей (Малов) получил 20 января 1862 года при взятии кокандской крепостцы Дин-Курган. Дело обстояло так. Месяцами ранее в Джулеке был снаряжён русский отряд, состоявший из 578 пехотинцев с 9 «единорогами» и 250 добровольцев султана Илекея, под командованием начальника войск Сырдарьинской линии генерала-лейтенанта А.О.Дебу (de Desbout). Отрядным священником был назначен священник близлежащей Ак-Мечети отец Андрей. Воины прошли с боями верховья азиатской реки Сыр-Дарья, осадили кокандскую крепость Яны-Курган. Правитель Ташкента Канаат-ша немедля двинул против русских до 2000 своих сарбазов (два года назад, между прочим, кокандцы в том же составе пытались атаковать укрепление Верное в Семиречье, но безуспешно). Недалеко от взорванных стен Яны-Кургана кокандцы начали было возводить укрепление Дин-Курган (в переводе «холм веры», здесь-то и произошли основные события, «дело горсти храбрых с неприятелем в 15 раз сильнейшим, дело достойное вечной славы, наряду со знаменитейшими подвигами древности», – как записал военный историк М.Терентьев. «Мне с ротою пришлось идти в арьергарде охотников, – вспоминал полковник Гилярий Сярковский, герой Узун-Агачского дела ( 1 ). – Впереди по обыкновению был батюшка Малов. Он ехал на белой лошади в светлой одежде и держал высоко крест, который так блестел, что сам казался солнцем… На вражеском валу Малов появился, как всегда, среди первых. И громогласно провозгласил: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоритесь!». Начальник экспедиции генерал Дебу был поражён отвагой священника и за ратный его подвиг представил к ордену Св. Анны 3-й степени. За круговой чаркой Малов рассказывал: «В то время, когда отряд наш шел в атаку, я остановился напутствовать двоих умирающих - они ле­жали рядом. Их и меня скрывала высокая трава. Я не мог видеть, да и не обращал внимания на то, что делается кругом. А когда окончил свою обязанность и поднялся, чтобы сесть на коня, то вдруг увидел, что несколько коканцев мчатся прямо на меня... В первую секунду я оторопел... Впрочем, тотчас же вспрыгнув на коня, круто повернул его и поскакал к своим . Коканцы скачут по моим следам, кричат, не хотелось мне им достаться живому, да и безоружному защищаться нечем. Я просто мчусь и слышу дыхание их лошадей . Вот два коканца заскакивают сбоку, хотят мне наперерез! Но конь у меня был добрый, выручил... Доскакал я до артиллеристов, спешился, и тут отдохнул...» (2) Летом 1864 г. армейский священник Малов ободрял солдат при осаде города Туркестана . В заслуги ему был следующий орден Св. Анны 2-й степени с мечами. В 1865 г. о. Андрей мог вернуться к месту службы в Ак-Мечеть , но , увлеченный туркестанскими походами, подает очередной рапорт и остается в армии. Он едет волонтером в Чимкент, в доблестный отряд Черняева ( 3 ) . Отметим, что ранней весной 1864 г. началось генеральное наступление на среднеазиатские ханства. Из Верного выступил отряд полковника М.Г. Черняева в составе 68 офицеров и 2570 солдат при 17 орудиях и 2 ракетных станках на 789 лошадях и 3980 верблюдах с целью взять крепость Аулие-Ата. Тем временем из Перовска для занятия крепости Туркестан выступил отряд полковника Н.А.Веревкина численностью 1637 человек с 18 орудиями и 2 ракетными станками. Аулие-Ата была взята штурмом 4 июля, Туркестан - 10 июля. 17 июля отряд Веревкина был подчинен Черняеву Получив разведданные о числе войск в Чимкенте , он в конце августа выступил к нему и 21 сентября штурмом овладел цитаделью. 27 сентября произведенный в генерал-майоры Черняев с отрядом всего в 1550 человек при 12 орудиях двинулся к Ташкенту и произвел рекогносцировку укреплений города. В мае следующего года генерал Черняев с отрядом численностью в 1951 человек вернулся к Ташкенту и после проведения осадных работ 15-16 июня 1865 г. штурмом овладел им. Пионер православия в Средней Азии Андрей Малов родился в 1815 году в городке Бугульма, тогда Самарской губернии, в семье священника. Десятилетним мальчиком он был отправлен в Уфу, где воспитывался в стенах Оренбургской духовной семинарии. В 1833 году епископ Уфимский Иоанникий ( Образцов ) рукоположил выпускника семинарии Андрея Малова в сан священника. Между прочим 1833 год был ознаменован проездом по Оренбужью А.С.Пушкина и вступлением в должность военного губернатора В.А.Перовского ( с кем Малов имел счастье познакомиться и завел многолетнею дружбу ). Местом служения о. Андрея ( Малова) стало село Набережные Челны, что на реке Каме. На следующий год о. Андрей был переведен в Матвеевку, где священствовал еще десять лет. В уважение пастырской деятельности А. Е. Малов был зачислен в штат Мензелинского Собора ( 4) и был награжден набедренником... Здесь, в Мензелинске, он схоронил дорогую супругу и остался бобылем с дочуркой Лизой. Годы служения священника Малова совпали с периодом великого передела южных рубежей России. Затем , до организации Туркестанского генерал­-губернаторства, было героическое покорение Средней Азии, ее могущественных ханств - Хивинского, Бухарского и Кокандского. И биография о. Андрея (Малова) как нельзя ярче, живописнее, полнее, а, главное правдивее, раскрывает этот героический период 19-го столетия. В послужном списке о. Андрея, находим, что он был человеком исключительным, ярким, самобытным. Под огнем басурманов он же исполнял роль медика и санитара, подменяя в исключительных случаях командира батареи. Современники рассказывают, что один только вид священника привлекал внимание , причем не только своих солдат, но и сарбазов ( т.е. пехотинцев) неприятеля. Для своих он был человеком чести, долга, слова, для чужих - ­вожделенной мишенью и добычей охотника. Обыкновенно о. Андрей ездил безоружным на белом коне. В правой руке он сжимал массивный крест, золотая цепь удерживала дароносицу на груди. Одевался он в светло-зеленый кафтан-подрясник, на голове носил модную в ту пору пуховую шляпу. Невзирая на опасность, исходящую от неприятеля, о. Андрей появлялся там, где это было необходимо, благословлял солдат или тихо шептал отходную над умирающим воином. Для каждого поднятый крест был символом победы: раненым давал бодрость духа; умирающим служил залогом вечного блаженства в иной жизни. Слава «боевого попа», любимца офицеров и простых казаков, поистине «гремела трубой», - поется в одной из туркестанских песен. Малов в азарте боя не признавал даже временных уступок, не дай Бог, поражения: «Ошибка это, братцы! Ошибка барабанщика. Какой отбой! Ура теперь надо! Ур-р-ра!» И воодушевленные его громогласными призывами , воины находили самообладание, поднимались и шли в атаку за священником: «Идем, братцы, победа наша, батюшка Ма.лов с нами!» Так было на полях сражений под Джизаком и Ура-Тюбе, Ходжентом и Ирджаром, на горных кручах Алая! Храмы на Сыр-Дарье Генерал-губернаторы Оренбуржья и Западной Сибири В. Перовский и Г. Гасфорт встретились в Петербурге с целью согласовать в военном министерстве соединение двух регионов одной линией военных укреплений: со стороны Оренбурга через Ак-Мечеть, только что занятую русскими войсками ; со стороны Омска через крепость Верная, начатой в ту пору к строительству. Перовский доложил императору положение дел на южных рубежах России, когда по проекту графа Сперанского Сибирь была административно-территориально разделена на внешние округа из которых образовались Степной край и Русский Туркестан , с последующей ликвидацией ханского правления в Средней Азии. Реформы в царствование Александра Первого и Николая Пав­ловича умиротворили было мятежный край. Единственными для того времени мерами считались обуздание дикой вольницы степных соседей введением гражданского устройства и оседлости, смягчения нравов образованием и веротерпимостью, для чего на средства правительства строились для инородцев показательные фермы и хозяйства, мечети и при них школы. Однако, эти меры были восприняты степниками своеобразно, как признаки нашей слабости и уступчивости. Только постоянное присутствие русских войск на деле могло обуздать самоуправство ордынцев и водворить спокойствие в Тургайской Степи. Так воздвигались известные линии - Яицкая (или Ураль­ская), Оренбургская, Ишимская (или Горькая), Иртышская. К началу 19- го столетия здесь было устроено 46 городков-крепостей и 96 редутов. По Оренбургской и Ишимской линиях была устроена ограда из столбов в 4 фута высоты, соединенных обыкновенными жердями.В 1835 г. от Орска была вытянута новая линия с 5-ю укреплениями, коим быди даны громкие имена - Императорский, Наследник, Константиновский, Николаевский и Михайловский. Вдоль этой линии даже задумали насыпать непрерывный вал со рвом, что-то вроде Китайской стены, против бесконечных набегов и степных пожаров, устраиваемых «недружелюбными подданными. Новый план соединения Туркестана с Сибирью оказался превосходным: вдоль т. н. Новококандской линии стали возникать новые города и веси. Сюда хлынули из России переселенцы, пореформенные крестьяне, а с ними промышленные и торговые люди , разночинцы, россияне военного и духовного сословий, создавшие здесь особую культуру -Русский Туркестан . Перовский имел встречу с главным священником армии Василием Кутневичем ( 5 ) и высказал особое мнение об иерее Малове ,о его житие и подвигах в Оренбуржье, о желании перевести армейского проповедника во вновь занятую войсками присырдарьинскую область . В 1856 году по приглашению Оренбургского генерал-губернатора графа Перовского о. Андрей прибыл для служения в укрепление Aк-Мечеть . По воспоминаниям ,"...крепость Ак-Мечеть, построенная на расстоянии четверти версты от правого берега реки Сырдарьи, представляла вид редута с башнями, имеющими более 50 саженей длиной каждый. Глиняные стены имели до пяти саженей высоты и столько же толщины при основании и были окружены широким и глубоким водяным рвом". 28 июля 1853 года русские войска штурмом взяли крепость Ак-Мечеть. В августе того же года высочайшим повелением в целях увековечения памяти подвига В.А.Перовского крепость была переименована в форт Перовский ( в 1867 году форт переименован в уездный город Перовск Сырдарьинской области, а в годы советской власти стал Кзыл-Ордой, в 1925 - 1929 гг. столицей Казахской АССР ; ныне центр Кызылординской области ). Первое гражданское поселение при форте Перовском начало формироваться в 1858 году, когда на казенные средства здесь строились глинобитные мазанки для "женатых нижних чинов" ( 6 ) .Первая православная церковь в Перовске была походная, подвижная , – читаем в летописи, -высланная сюда по ходатайству о. Льва ( Гороховского) и освященная им в октябре 1855 года. В 1863 -96 гг. богослужение осуществлялось в новой церкви во имя Казанской Божьей Матери.Причем , церковь , первоначально строилась из сырцового кирпича с крышей из кошмы, и была размыта дождями... Первым священником в 1855-56 гг. состоял Лев Гороховский , а вторым в истории Ак-Мечети , с августа 1856 года до ноября 1864 года , был Андрей Малов . Перовская церковь до декабря 1906 года состояла в ведении военного ведомства. 14 апреля 1860 г. открылась первая приходская школа, под началом о. Андрея ( Малова) . Причем по программе составленной им самим. Внутренний строй школы и ее программа были использованы для открытия подобных учебных заведений в крае. Инициатором этого благого дела был оренбургский епископ Антоний ( Радонежский.) . За заслуги в христианском окормлении первых русских поселений, в возведении первых православных храмов Русского Туркестана, за доблестную пастырскую службу о.Андрей ( Малов ) был удостоен многих светских и церковных наград –ордена Св. Анны всех степеней, ордена Св. Владимира, двух серебряных медалей на Георгиевской и Владимирской лентах, золотого наперсного креста на Георгиевской ленте., фиолетовой бархатной скуфьей, камилавкой, набедренником. За священным платом На протяжении более десяти лет о. Андрей был связан с армией, перенося все трудности и лишения походной жизни. За те благословенные годы он завоевал попу­лярность, любовь и уважение офицеров и солдат, привыкших всегда видеть рядом своего духовного пастыря. Между походами о. Андрей сменял китель на рясу , возврашался к своей обычной роли служителя церкви. В 1865 году он был назначен свяшенником походного храма во имя Св. Александра Невского в армии Черняева. Кстати, эта огромная, на тысячу моляшихся воинов, палатка­-церковь пришла трудными верстами из Верного в Чимкент во время военно­- научной экспедиции генерала Черняева в памятном 1864 году. «Чтобы не оставлять войска без пасхальной службы,- вспоминал М. Г. Черняев,- неутомимый, бесстрашный о. Андрей ( Малов) с двумя казаками слетал за семьсот верст в Верный за священным платом ( 7) . И, не отдыхая, вернулся в Чимкент. Да еше по дороге ночевал у какого-то степняка, который дал барана зарезать и предложил поменять лошадей» . Добавим, что путь Малова и его спутников пролегал по стране весьма настороженно относящейся к иноверцам. В горах Тянь-Шаня российские интересы натолкнулись на претензии Цинской империи и энергичную экспансию молодого и чрезвычайно агрессивного Кокандского ханства. Осенью 1860 года, на местности Кара-Кастек, западнее укрепления Верное, произошло трехдневное сражение с войсками кокандского хана . Славная победа в этой малой битве положила конец широким притязанием кокандцев на Семиреченские земли .В край пришел долгожданный, хотя и хрупкий мир, началось строительство и благоустройство поселений. В их числе возникли и получили развитие современные города юго-востока Казахстана: Алма-Ата (Верный) , Каскелен ( Любовинское) , Талгар ( Софийское) , Иссык (прежде Надеждинская ) . Каким же, любопытно нам сегодня, предстал центр Семиречья в дни приезда сюда о. Андрея? Собственно Верный был еше в перспективе, в проектах зодчих ( 8 ) . Но первые жители укрепления, - состояшего главным образом из казачьей Больше-Алматинской станицы, ее Мало-Алматинского выселка и Татарской слободы, - называли себя, деревенских, почтенными горожанами. Все станичное население составляло 6164 души. На 100 молодых мужчин, преимушественно военного сословия, приходилось 43 женшины.. Местные рукодельницы, портнихи, да белошвейки приходились женихам в два-три раза старше по возрасту. Город у подножья Заиилийских гор поразил о. Андрея пестротой своих обитателей - сибирские казаки и малороссийские крестьяне, переселенцы разноплеменного Поволжья, сарты из кокандских и кашгарских владений, киргизы , принимаюшие оседлый быт, калмыки, бежавшие от произвола и обрашенные в христианство, татары, китайцы и евреи, живущие торговлей. Главнейшее занятие коренных жителей , сибирского казачьего сословия, составляло земледелие, также скотоводство и пчеловодство. Верненцы понастроили 678 деревянных еловых изб, открыли 55 разнообразных магазинов и лавок, пустили 32 водяные мельницы, На юру станичного вече поставили церковь и нарекли ее Софийской. Здесь о. Андрей встретился со свяшенником Евтихием Вышеславским, обзавелся всем необходимым , дабы предстояшая Св. Пасха в армии Черняева удалась на славу ! Заготовив на Страстной неделе запасные Св. Дары и отслужив пасхальную литургию, 28 апреля 1865 г. о. Андрей уже снова в пути, в военном походе , совершает новые подвиги, участвует с добровольцами в поисках питьевой воды , необходимой для штурма Ташкента. ...Сам Малов вспоминал дерзкую и весьма опас­ную по тем временам вылазку в Верный буднично: «Наступала Пасха весны 1865 года. Служить было нельзя, за неимением антиминса. Поэтому мне пришлось съездить верхом в г. Верный за платом ... Вернулся я и, к обшей радости боевых товарищей, Пасхальные службы справил, и разговелись мы по-христиански. А тут и раздался барабанный бой, мы выступили к кокандской крепости Ниязбек». В 1873 году Малов совершил трудный и опасный Хивинский переход , сопровождал раненых и больных на утлых лодченках через строптивое Аральское море. Вслед за Хивой было покорение Кокандского ханства. Из новоприобретенных стран о. Андрей привез более тысячи аршин бархата и распределил ткань между церквами Туркестанского края. В рескрипте Александра Второго особо подчеркивалось: «... Проходя в течение многих лет служение в Туркестанском крае, вы приобрели любовь и уважение расположенных там войск, привыкших видеть среди себя в подвигах боевой и походной жизни своего духовного пастыря, всегда воодушевляющего их как словом, так и ободрением наставника, так и примером личной доблести. В воздаяние отличных заслуг ваших и приемля в особенности Монаршее внимание, засвидетельствованное военным начальством, обширную пастырскую деятельность вашу во время трудной Алайской экспедиции минувшего года, Всемилостивейше сопричисляю вас к Императорскому ордену нашему Св. Анны 1 –й степени, знаки коего, при сем препровождаемые, повелеваем положить на себя и носить по установлению...». Отметим, что в результате присоединения к России Кокандского ханства 19 февраля 1876 г. была образована Ферганская область, начальником которой был блистательный полководец М.Д.Скобелев. Под его началом русские войска прошли через труднодоступные тропы и ледяные, заоблачные перевалы Алая, под крестным знаменем о.Андрея ( Малова). На снимках : 1. протоиерей А.Е.Малов; 2. Нападение кокандцев на казачьий выселок Узун-Агач ; 3. По дороге в укрепление Верное. Станица Любовинская ( Каскелен) ( худ. Н. Каразин) Дедушка Русского Туркестана В I866 году протоиерей Андрей (Малов) был назначен Благочинным церквей Сырдарьинской области. Причем, в виду отдаленности епархии, с правом без епископского благословения, строительства церквей и освяшение их, а также разрешать совершение браков, не достигшим узаконенного возраста. К этому периоду своей головокружительной карьеры он был удостоен за пастырские труды наград, редких не только для священника, но и для государственных деятелей России, грамотами и благословением Св. Синода и Царствующего Дома. За новые подвиги во славу Отечестваа о. Андрей был награжден Кабинетом Его Величества палицей и золотою митрою, украшенной большими изумрудами, рубинами и прочими драгоценными камнями и званием митрофорного протоиерея Ташкента. К 50-летию служения uеркви Ташкентское обшество преподнесло юбиляру наперсный крест и к его именинам икону Св. Андрея Стратилата ( 9 ) . Отмечая достойно заслуги о. Андрея ( Малова) , обер-прокурор Св. Синода граф Толстой в письме генерал -губернатору Туркестанского края К. П. фон Кауфману рекомендовал Малову принять место епископа , предполагаемой к открытию Туркестанской епархии . Константин Петрович пригласил обожаемого им Малова и дал для прочтения письмо, советуя не отказывать просьбе Синода. Малов прочитал, отложил в сторону рекомендацию и, задумавшись, ответствовал: «Нет, Ваше Превосходительство, ну, какой из меня архиерей. Учился я на медные гроши, дара красноречия не имею. Да и житейским соблазнам подвержен. Не могу я расстаться с военными... Какой я архиерей». Растроганный прямым ответом Кауфман отписал Синоду в Петербург. А вскоре было принято решение оставить за Маловым место старшего протоиерея Спасо- ­Преображенского военного Собора в Ташкенте. В правом приделе храма , разрушенного в годы Сов. власти, вдоль южной стены, находились могила первого Туркестанского генерал-губернатора Туркестанского края Константина Петровича фон-Кауфмана . Над его могилой была устроена железная решетка, внутри которой две мраморных плиты: одна на могиле с надписью рельефными буквами - "Константин Петрович фон-Кауфман, родился 19-го февраля 1818 г., скончался 3-го мая 1882 г. Мир праху твоему, славный деятель"; другая на стене с надписью - "Генерал-адъютант, инженер-генерал Константин Петрович фон-Кауфман 1-й, кавалер Св. Георгия 2 ст., Св. Владимира 1-й ст., Св. Александра Невского, Белого Орла, Св. Анны 1-й ст., Св. Станислава 1-й ст. и др. Российских и иностранных орденов; первый Туркестанский генерал-губернатор и Командующий войсками Туркестанского военного округа 1867-1882; покоритель Самарканда 1868 г., Хивинского ханства 1873 г. и Кокандского ханства 1875 г. Устроитель Туркестанского края". В этом же приделе находилась могила доблестного сподвижника фон- Кауфмана – генерал-губернатора Туркестанского края , командующего войсками Турк ВО, войскового наказного атамана Семиреченского казачьего войска Николая Александровича Иванова ( 1842- 1904 ). У северной стены левого придела располагалась могила первого настоятеля Собора протоиерея Андрея Евграфовича Малова (сконч. 3 апреля 1889 г.). В соборе особо чтимыми были три иконы с прекрасно вызолоченными ризами - Св. Великомученика Пантелеймона, Иверской Божией Матери и Нерукотворенного Спаса. Священнику Малову выпала честь встретить летом 1872 года первого епископа края Софония, известного российского богослова , писателя и миссионера . В миру его звали Степан Васильевич Сокольский (1799 – 1877 ). В начале июля 1872 года , после обозрения обширной церковной области, от китайской границы в Семиречье, до берегов Каспия, Софония обратился к прихожанам с речью об открытии Туркестанско-Ташкентской епархии (10 ) Двадцать лет спустя, в 1892 году о. Андрей ( Малов) ушел на покой, ссылаясь на расстроенное здровье. 3 апреля 1899 года, во время торжеств по случаю 60 –летия служения Русской православной церкви , Малов соборовался и тихо скончался . Гроб с телом «дедушки Русского Туркестана», протоиерея Андрея Малова несли на руках прихожане от дома, что на Воронцовском проспекте, до ограды Спасо- Преображенского собора. Это был великий день скорби. По специальному разрешению из Петербурга, гроб с телом о. Андрея захоронили внутри храма, рядом с могилами почетных граждан. Как печально известно, разоренных памятников истории и культуры - униженных и оскорбленных в социалистические годы , забытых соотечественниками. На снимках : 1. Спасо-Преображенский Собор в Ташкенте 2. Софония архиепископ Туркестанский и Ташкентский. Примечания: ( 1 ) Сярковский Гилярий ( у. 13 сент. 1889 г.), полковник, герой Туркестанских походов, автор воспоминаний Узун-Агачского дела ( окт. 1860 г.) , в котором получил ранение кокандской саблей . Служил в Верном ,офицер 8-го линейного Западно- Сибирского батальона Соч.: Воспоминания офицера о Туркестанских походах 1864-1865 годах.- Военный сборник., т.т.197- 198, №№ 2-3, 1891 г. ( поход М.Г.Черняева из Верного. Ход военных действий соединения Новококандской линии . Гарнизонный быт ). Лит.: ( о нем ) Коновалова Ю.Г. Воспоминания об отце.СПб, 1901 г. ( 2 ) Симонова Л. Андрей Евграфович Малов, протоиерей Ташкентского собора. Ташкент,1890 г. ( 3 ) Черняев Михаил Григорьевич (р. 22 окт. 1828 г. – у. 4 авг. 1898 г.), ген.-лейт, чл. Воен. Совета, видный воен., гос. и обществ. деятель. С Русским Туркестаном связаны славные страницы биографии Черняева. В 1864 – 66 гг. Ч. возглавил особый Зап.-Сиб. воен. отряд, который помимо воен. целей преследовал комплекс. изучение края. 1 мая 1864 года отряд выступил из Верного , захватил коканд. крепости Аулие-Ата, Чимкент, Ташкент, Туркестан, присоединил новые терр. к России. Ч. создал т.н. Новококандскую линию , стал воен. губернатором Турк. области (с мая 1864 г. – по февр. 1866 г. ) , ген.- губернатором Турк. края ( с 25 мая 1882 г по 21 февр.1884 г.). В его память город Чимкент в 1914-1921 гг. назывался Черняев . ( 4 ) История Никольского Собора в Мензелинске, отнесенного к Уфимско-Оренбургской епархии ( 1799 -1859 гг.) см. в кн.: Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии, вып.4, Казань, 1904 г. ( 5 ) Кутневич Василий Иоаннович, в1832-1865 гг. главный священник армии и флота. О нем см. в кн. Знаменитые люди Санкт-Петербурга.Биографичсеский словарь. СПб., 2003 г. ( 6 ) Самигуллин И. Церковь Казанской Божьей Матери в Кзыл –Орде.- Простор, № 12, 2000 г. ( 7) Антиминс (вместопрестолие) - освященный архиереем шелковый плат (убрус или платок), с изображением положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. На антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров. Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат - илитон. Он напоминает сударь (то же плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии ( 8 ) Верный ( с 1921 г.-Алма-Ата; с 1994 г.-Алматы ; в 1854-89 г. военное укрепление, центр Семиреченкого казачества; в 1867 -1924 г г. –главный город Семиреченской области в составе России ; в 1929-1994 гг. – столица Казахской ССР, затем Республики Казахстан. Во время приезда Малова поселение Верное окормлялось духовенством Томской и, одновременно, Оренбургсккой епархией. Первым сященником был Вышеславцев Евтихий Иванович, иерей Томской епархии командированный в укрепение Верное. Его стараниями был построен молельный дом, преобразованный 28 нояб 1858 г. в Алматинскую церковь во имя Свмч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – небесных покровительниц Семиречья. ( 9 ) Проскурин В.Н. Дедушка Русского Туркестана, Веди, № , 2, 1999 г. (10 ) Проскурин В.Н. 100 лет под благодатным покровом чудотворного образа .Свято-Казанский Собор Алматы. Издание фонда «Веди», Алматы, 1998 г. Обыкновенно отец Андрей ездил безоружным на белом коне. В правой руке он сжимал массивный крест, золотая цепь удерживала дароносицу на груди. Одевался он в светло-зелёный кафтан-подрясник, на голове носил модную в ту пору пуховую шляпу. Невзирая на опасность, исходящую от неприятеля, о. Андрей появлялся там, где это было необходимо, благословлял солдат или тихо шептал отходную над умирающим воином. Для каждого поднятый крест был символом победы: раненым давал бодрость духа; умирающим служил залогом вечного блаженства в иной жизни. Слава «боевого попа», любимца офицеров и простых казаков, поистине «гремела трубой», – поется в одной из туркестанских песен. Малов в азарте боя не признавал даже временных уступок, не дай Бог, поражения: «Ошибка это, братцы! Ошибка барабанщика. Какой отбой! Ура теперь надо! Ур-р-ра!»

И воодушевленные его громогласными призывами, воины находили самообладание, поднимались и шли в атаку за священником: «Идем, братцы, победа наша, батюшка Малов с нами!» Так было на полях сражений под Джизаком и Ура-Тюбе, Ходжентом и Ирджаром, на горных кручах Алая!

АНДРЕЙ ЕВГРАФОВИЧ МАЛОВ

Протоиерей А. Е. Малов
 
…Было героическое покорение Средней Азии, ее могущественных ханств - Хивинского, Бухарского и Кокандского. И биография о. Андрея (Малова) как нельзя ярче и живописнее, полнее и правдивее, раскрывает этот героический период 19-го столетия. Под огнем басурманов он же исполнял роль медика и санитара, подменяя в исключительных случаях командира батареи.В послужном списке о. Андрея ( Малова) , находим, что он был человеком исключительным, ярким, самобытным.

Пионер православия в Средней Азии Андрей Малов родился в 1815 году в городке Бугульма, тогда Самарской губернии, в семье священника. Десятилетним мальчиком он был отправлен в Уфу, где воспитывался в стенах Оренбургской духовной семинарии. В 1833 году епископ Уфимский Иоанникий ( Образцов ) рукоположил выпускника семинарии Андрея Малова в сан священника . Между прочим 1833 год был ознаменован проездом по Оренбужью А.С.Пушкина и вступлением в должность военного губернатора В.А.Перовского ( с кем Малов имел счастье познакомиться и завел многолетнею дружбу ). Местом служения о. Андрея ( Малова) стало село Набережные Челны, что на реке Каме. На следующий год о. Андрей был переведен в Матвеевку, где священствовал еще десять лет. В уважение пастырской деятельности А. Е. Малов был зачислен в штат Мензелинского Собора и был награжден набедренником. Здесь, в Мензелинске, он схоронил дорогую супругу и остался бобылем с дочуркой Лизой.

Годы служения священника Малова совпали с периодом великого передела южных рубежей России.

Воины прошли с боями верховья азиатской реки Сыр-Дарья , осадили кокандскую крепость Яны-Курган. Правитель Ташкента Канаат-ша немедля двинул против русских до 2000 его сарбазов ( между прочим, кокандцы в том же составе пытались атаковать укрепление Верное в во время Узун-Агачского дела, но безуспешно) .Недалеко от взорванных стен Яны-Кургана кокандцы было начали возводить укрепление Дин -Курган ( в переводе «холм веры» ) .Здесь и произошли основные события , « дело горсти храбрых с неприятелем в 15 раз сильнейшим, дело достойное вечной славы, наряду со знаменитейшими подвигами древности.», - писал военный историк М. Терентьев. Начальник экспедиции генерал Дебу был поражен отвагой священника и за ратный его подвиг представил к ордену Св. Анны 3-й степени. .

За круговой чаркой Малов рассказывал : «В то время, когда отряд наш шел в атаку, я остановился напутствовать двоих умирающих - они лежали рядом. Их и меня скрывала высокая трава. Я не мог видеть, да и не обращал внимания на то, что делается кругом. А когда окончил свою обязанность и поднялся, чтобы сесть на коня, то вдруг увидел, что несколько коканцев мчатся прямо на меня... В первую секунду я оторопел... Впрочем, тотчас же вспрыгнув на коня, круто повернул его и поскакал к своим . Коканцы скачут по моим следам, кричат, не хотелось мне им достаться живому, да и безоружному защищаться нечем. Я просто мчусь и слышу дыхание их лошадей . Вот два коканца заскакивают сбоку, хотят мне наперерез! Но конь у меня был добрый, выручил... Доскакал я до артиллеристов, спешился, и тут отдохнул...» .

... Священник Андрей мог вернуться к месту службы в Ак-Мечеть , но подает очередной рапорт и остается в армии увлеченный туркестанскими походами. Он едет волонтером в Чимкент, в доблестный отряд М.Г. Черняева . Отметим, что ранней весной 1864 г. началось генеральное наступление на среднеазиатские ханства. Из Верного выступил отряд полковника Черняева в составе 68 офицеров и 2570 солдат при 17 орудиях и 2 ракетных станках на 789 лошадях и 3980 верблюдах с целью взять крепость Аулие-Ата. Тем временем из Перовска для занятия крепости Туркестан выступил отряд полковника Н.А. Веревкина численностью 1637 человек с 18 орудиями и 2 ракетными станками ( Аулие-Ата была взята штурмом 4 июля, Туркестан - 10 июля) . 17 июля отряд Веревкина был подчинен Черняеву Летом 1864 г. армейский священник Малов ободрял солдат при осаде города Туркестана . В заслуги ему был следующий орден Св. Анны 2-й степени с мечами. . Получив данные о числе войск в Чимкенте , черняевцы в конце августа выступили к нему и 21 сентября штурмом овладели цитаделью, обнаружив под стенами водопроводный канал. 27 сентября произведенный в генерал-майоры Черняев с отрядом всего в 1550 человек при 12 орудиях двинулся к Ташкенту и произвел рекогносцировку укреплений города. В мае следующего года генерал Черняев с отрядом численностью в 1951 человек вернулся к Ташкенту и после проведения осадных работ 15-16 июня 1865 г. штурмом овладел им. Между прочим, при взятии Ташкента вместе с Маловым сражался и погиб штабс- капитан Л.Е.Коржев, муж любимой дочки Елизаветы Андреевны (1841- 1927) . В штурме убиты 25 воинов ; тяжело раненных было 86 солдат и офицеров находившихся на лечении в Чимкенте . Прежде, 17 апреля 1882 г. , прах Георгиевских кавалеров погребен в Братской могиле, на Камеланских высотах. В память о воинах в Ташкенте были названы крепостные ворота именами героев Месяцева , Хмелева , Обуха, открыты памятники Славы и Завоеванию Туркестана, на Братской могиле у Камеланских ворот, памятник верненскому ариллеристу Василию Обуху , бюсты в Великокняжеском саду туркестанским полководцам Михаилу Черняеву и Михаилу Скобелеву , обелиск в Константиновском парке на могиле генерала К.П.Кауфмана.

НАПАДЕНИЕ КОКАНДЦЕВ НА УЗУН-АГАЧ
Нападение кокандцев на казачьий выселок Узун-Агач

Храмы на Сыр-Дарье, за рекой Или и на Алае

Генерал-губернаторы Оренбуржья и Западной Сибири В. Перовский и Г. Гасфорт встретились в Петербурге с целью согласовать в военном министерстве соединение двух регионов одной линией военных укреплений: со стороны Оренбурга через Ак-Мечеть, только что занятую русскими войсками ; со стороны Омска через крепость Верная, начатой в 1854 году к строительству.

Перовский доложил императору положение дел на южных рубежах России, когда по проекту графа Сперанского Сибирь была административно-территориально разделена на внешние округа из которых образовались Степной край и Русский Туркестан , с последующей ликвидацией ханского правления в Средней Азии. Реформы в царствование Александра Первого и Николая Павловича умиротворили было мятежный край. Единственными для того времени мерами считались обуздание дикой вольницы степных соседей введением гражданского устройства и оседлости, смягчения нравов образованием и веротерпимостью, для чего на средства правительства строились для инородцев показательные фермы и хозяйства, мечети и при них школы. Однако, эти меры были восприняты степниками своеобразно, как признаки нашей слабости и уступчивости. Только постоянное присутствие русских войск на деле могло обуздать самоуправство ордынцев и водворить спокойствие в Тургайской Степи. Так воздвигались известные линии - Яицкая (или Ураль­ская), Оренбургская, Ишимская (или Горькая), Иртышская. К началу 19- го столетия здесь было устроено 46 городков-крепостей и 96 редутов. По Оренбургской и Ишимской линиях была устроена ограда из столбов в 4 фута высоты, соединенных обыкновенными жердями.В 1835 г. от Орска была вытянута новая линия с 5-ю укреплениями, коим быди даны громкие имена - Императорский, Наследник, Константиновский, Николаевский и Михайловский. Вдоль этой линии даже задумали насыпать непрерывный вал со рвом, что-то вроде Китайской стены, против бесконечных набегов и степных пожаров, устраиваемых «недружелюбными подданными».

Новый план соединения Туркестана с Сибирью оказался превосходным: вдоль т. н. Новококандской линии стали возникать новые города и веси. Сюда хлынули из России переселенцы, пореформенные крестьяне, а с ними промышленные и торговые люди , разночинцы, россияне военного и духовного сословий, создавшие здесь особую культуру -Русский Туркестан .

Перовский имел встречу с главным священником армии Василием Кутневичем и высказал особое мнение об иерее Малове ,о его житие и подвигах в Оренбуржье, о желании перевести армейского проповедника во вновь занятую войсками присырдарьинскую область . В 1856 году по приглашению Оренбургского генерал-губернатора графа Перовского о. Андрей прибыл для служения в укрепление Aк-Мечеть . По воспоминаниям ,"...крепость Ак-Мечеть, построенная на расстоянии четверти версты от правого берега реки Сырдарьи, представляла вид редута с башнями, имеющими более 50 саженей длиной каждый. Глиняные стены имели до пяти саженей высоты и столько же толщины при основании и были окружены широким и глубоким водяным рвом". 28 июля 1853 года русские войска штурмом взяли крепость Ак-Мечеть. В августе того же года высочайшим повелением в целях увековечения памяти подвига В.А.Перовского крепость была переименована в форт Перовский ( в 1867 году форт переименован в уездный город Перовск Сырдарьинской области, а в годы советской власти стал Кзыл-Ордой, в 1925 - 1929 гг. столицей Казахской АССР ; ныне центр Кызылординской области ). Первое гражданское поселение при форте Перовском начало формироваться в 1858 году, когда на казенные средства здесь строились глинобитные мазанки для "женатых нижних чинов" .Первая православная церковь в Перовске была походная, подвижная , – читаем в летописи, -высланная сюда по ходатайству о. Льва ( Гороховского) и освященная им в октябре 1855 года. В 1863 -96 гг. богослужение осуществлялось в новой церкви во имя Казанской Божьей Матери. Причем , церковь , первоначально строилась из сырцового кирпича с крышей из кошмы, и была размыта дождями... Первым священником в 1855-56 гг. состоял священник Гороховский , а вторым в истории Ак-Мечети был Андрей ( Малов) , с августа 1856 года до ноября 1864 года . Перовская церковь до декабря 1906 года состояла в ведении военного ведомства. 14 апреля 1860 г. открылась первая приходская школа, под началом о. Андрея . Причем по программе составленной им самим. Внутренний строй школы и ее программа были использованы для открытия подобных учебных заведений в крае. Инициатором этого благого дела был оренбургский епископ Антоний ( Радонежский.) . За заслуги в христианском окормлении первых русских поселений, в возведении первых православных храмов Русского Туркестана, за доблестную пастырскую службу о.Андрей ( Малов ) был удостоен многих светских и церковных наград –ордена Св. Анны всех степеней, ордена Св. Владимира, двух серебряных медалей на Георгиевской и Владимирской лентах, золотого наперсного креста на Георгиевской ленте, фиолетовой бархатной скуфьей, камилавкой, набедренником. На протяжении более десяти лет о. Андрей был связан с армией, перенося все трудности и лишения походной жизни. За те благословенные годы он завоевал популярность, любовь и уважение офицеров и солдат, привыкших всегда видеть рядом своего духовного пастыря. Между походами о. Андрей сменял китель на рясу , возврашался к своей обычной роли служителя церкви. Он был назначен свяшенником походного храма во имя Св. Александра Невского в армии Черняева .Кстати, эта огромная, на тысячу моляшихся воинов, палатка-церковь пришла трудными верстами из Тобольска в Верный , затем в Чимкент во время военно- научной Зачуйской экспедиции генерала Черняева в памятном 1864 году.

Молебен на поле брани

Священник Андрей совершил полковое молебствие у подножья Саурукова кургана (5-7 мая 1864), возложил венки к восьми могилам участников Узун-Агачской битвы ( позднее, палатку –церковь использовали во время страшного верненского землетрясения 1887 г.) Год спустя о. Андрея ( Малова ) зачислили священником 4-го Туркестанского линейного батальона ( с 22 июня 1865). «За ободрение солдат под огнем неприятеля с крестом в руке» ,он был награжден за взятие Ташкента золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, митрой и орденом Св. Анны 1-й степени (в числе представленных к награждению орденом Св. Георгия, между прочим, значатся о. Андрей (Малов ), ротмистр Г.А. Вульферт, нач. штаба Зачуйскими войсками нач. штаба В.В.Обух, капитан А.К. Абрамов .Однако, быть георгиевскими кавалерами в ту пору героям не пришлось) .Подвиги о. Андрея продолжались взятием Ходжента, при урочище Ирджар . Причем , священник Андрей сам перетащил два орудия в осажденный город . Одновременно, он же участвовал в походе на Хиву (1873, удостоен двух серебряных медалей на Георгиевской и на Владимирской лентах, и награжден церковных митр ) .Затем , при ген. Скобелеве ходил в Алайские горы , удостоен многих светских и церковных наград.

За священным платом

«Чтобы не оставлять войска без пасхальной службы,- вспоминал М. Г. Черняев,- неутомимый, бесстрашный о. Андрей ( Малов) с двумя казаками слетал за семьсот верст в Верный и, не отдыхая, вернулся в Чимкент. Да еше по дороге ночевал у какого-то степняка, который дал барана зарезать и предложил поменять лошадей». Добавим, что путь Малова и его спутников пролегал по чужой стране, весьма настороженно относящейся к иноверцам. В горах Тянь-Шаня российские интересы натолкнулись на претензии Цинской империи и энергичную экспансию молодого и чрезвычайно агрессивного Кокандского ханства. Осенью 1860 года, на местности Кара-Кастек, западнее укрепления Верное, произошло трехдневное сражение с войсками кокандского хана . Славная победа в этой малой битве положила конец широким притязанием кокандцев на Заилийские земли . В край пришел долгожданный, хотя и хрупкий мир, началось строительство и благоустройство поселений. В их числе возникли и получили развитие современные города юго-востока Казахстана: Алма-Ата (Верный) , Каскелен ( Любовинское) , Талгар ( Софийское) , Иссык (прежде Надеждинская ) .



По дороге в укрепление Верное. Станица Любавинская (Каскелен) (худ. Н. Каразин)

Каким же, любопытно нам сегодня, предстал центр Семиречья в дни приезда сюда о. Андрея ?

Собственно Верный был еше в перспективе, в проектах зодчих .Но первые жители укрепления, состояшего главным образом из казаков Больше-Алматинской станицы, ее Мало-Алматинского выселка и Татарской слободы, называли себя старожилами, почтенными горожанами. Все станичное население составляло 6164 души. На 100 молодых мужчин, преимушественно военного сословия, приходилось 43 женшины.. Местные рукодельницы, портнихи, да белошвейки приходились женихам в два-три раза старше по возрасту. Город у подножья Заиилийских гор поразил о. Андрея пестротой своих обитателей - сибирские казаки и малороссийские крестьяне, переселенцы разноплеменного Поволжья, сарты из кокандских и кашгарских владений, киргизы , принимаюшие оседлый быт, калмыки, бежавшие от произвола и обрашенные в христианство, татары, китайцы и евреи, живущие торговлей. Главнейшее занятие коренных жителей , сибирского казачьего сословия, составляло земледелие, также скотоводство и пчеловодство. Верненцы понастроили 678 деревянных еловых изб, открыли 55 разнообразных магазинов и лавок, пустили 32 водяные мельницы, На юру станичного вече поставили церковь и нарекли ее Софийской. Здесь о. Андрей встретился со свяшенником Евтихием ( Вышеславцевым) , обзавелся всем необходимым , дабы предстояшая Св. Пасха в армии Черняева удалась на славу !

Заготовив на Страстной неделе запасные Св. Дары и отслужив пасхальную литургию, 28 апреля 1865 г. о. Андрей уже снова в пути, в военном походе , совершает новые подвиги, участвует с добровольцами в поисках питьевой воды , необходимой для штурма Ташкента. .. Сам Малов вспоминал буднично дерзкую и весьма опасную по тем временам вылазку в Верный: «Наступала Пасха весны 1865 года. Служить было нельзя, за неимением антиминса. Поэтому мне пришлось съездить верхом в г. Верный за платом ... Вернулся я и, к обшей радости боевых товарищей, Пасхальные службы справил, и разговелись мы по-христиански. А тут и раздался барабанный бой, мы выступили к кокандской крепости Ниязбек».

В 1873 году Малов совершил трудный и опасный Хивинский переход , сопровождал раненых и больных на утлых лодченках через строптивое Аральское море. Вслед за Хивой было покорение Кокандского ханства. Из новоприобретенных стран о. Андрей привез более тысячи аршин бархата и распределил ткань между церквами Туркестанского края. В рескрипте Александра Второго особо подчеркивалось: «... Проходя в течение многих лет служение в Туркестанском крае, вы приобрели любовь и уважение расположенных там войск, привыкших видеть среди себя в подвигах боевой и походной жизни своего духовного пастыря, всегда воодушевляющего их как словом, так и ободрением наставника, так и примером личной доблести. В воздаяние отличных заслуг ваших и приемля в особенности Монаршее внимание, засвидетельствованное военным начальством, обширную пастырскую деятельность вашу во время трудной Алайской экспедиции минувшего года, Всемилостивейше сопричисляю вас к Императорскому ордену нашему Св. Анны 1 –й степени, знаки коего, при сем препровождаемые, повелеваем положить на себя и носить по установлению...».Отметим, что в результате присоединения к России Кокандского ханства 19 февраля 1876 г. была образована Ферганская область, начальником которой был блистательный полководец М.Д.Скобелев. Под его началом русские войска прошли через труднодоступные тропы и ледяные, заоблачные перевалы Алая, под крестным знаменем о.Андрея ( Малова).

Дедушка Русского Туркестана

В I866 году протоиерей Андрей ( Малов) был назначен Благочинным церквей Сырдарьинской области, причем, в виду отдаленности епархии , с правом без епископского благословения, строительства церквей и освяшение их, а также разрешать совершение браков, не достигшим узаконенного возраста. Это было время «двойственного» отношения к завоеванным землям Заилийского края между Оренбургской и Томской епархиями ( скажем, ближайший Токмак был в Туркестанской области ) . И только создание Ташкентско-Туркестанской епархии в 1871 году определило кому окормлять храмы за рекой Или , в укреплении Верном. К этому периоду своей головокружительной карьеры он был удостоен за пастырские труды наград, редких не только для священника, но и для государственных деятелей России, грамотами и благословением Св. Синода и Царствующего Дома. За новые подвиги во славу Отечества о. Андрей был награжден Кабинетом Его Величества палицей и золотою митрою, украшенной большими изумрудами, рубинами и прочими драгоценными камнями и званием митрофорного протоиерея Ташкента. К 50-летию служения uеркви Ташкентское обшество преподнесло юбиляру наперсный крест и к его именинам икону Св. Андрея Стратилата .

Отмечая достойно заслуги о. Андрея ( Малова) , обер-прокурор Св. Синода граф Толстой в письме генерал -губернатору Туркестанского края К. П. фон Кауфману рекомендовал Малову принять место епископа , предполагаемой к открытию Туркестанско -Ташкентской епархии . Константин Петрович пригласил обожаемого им священника Малова и дал для прочтения письмо, советуя не отказывать просьбе Синода. Рассказывали, что генерал Кауфман, высоко ценя энергию, неустрашимость и находчивость о.Андрея, на одном военном совете сказал: "Если бы о. Андрей был офицером, я за честь считал бы служить под его командой". ... Малов прочитал , отложил в сторону рекомендацию и, задумавшись, ответствовал: «Нет, Ваше Превосходительство, ну, какой из меня архиерей. Учился я на медные гроши, дара красноречия не имею. Да и житейским соблазнам подвержен. Не могу я расстаться с военными... Какой я архиерей». Растроганный прямым ответом Кауфман отписал Синоду в Петербург. А вскоре было принято решение оставить за Маловым место старшего протоиерея Спасо- Преображенского военного Собора в Ташкенте. Ему выпала честь встретить летом 1872 года первого епископа края Софония, известного российского богослова , писателя и миссионера . По рождению его звали Буланов Степан Васильевич ; в миру - Сокольский (1799 – 1877 ). В начале июля 1872 года , после обозрения обширной церковной области, от китайской границы в Семиречье, до берегов Каспия, Софония обратился к прихожанам с речью об открытии Туркестанской епархии .Преосвященный отслужил первую Божественную литургию 8 июля 1872 г. на храмовый праздник Малостаничной Казанской церкви. 70-летний старец показал необычайную энергию в устройстве и формировании штатов архиерейского дома, кафедрального собора и консиситории. Пресвященный окормлял Туркестанскую и Ташкентскую епархию 5 лет, 6 месяцев и 2 дня .Торжественно погребен в Алматинском Соборе в конце ноября 1877 года...

Еще двадцать лет спустя, в 1892 году о. Андрей ( Малов) ушел на покой, ссылаясь на расстроенное здровье. «...Вы обессмертили ваше имя в истории Туркестанского края. Вы первый из пастырей пришли в этот край и первый внесли свет Христова учения в эту темную и иноверную cтpaну. Под Baшим руководством строились первые православные храмы; на ваших глазах, при вашем участии, nолагались первые семена русской гражданственности, русской культуры, русского благоустройства на нашей далекой окраине, - семена, уже приносящие обильные плоды», - произнес протоиерей Константин Богородицкий на день 60-летия служения А. Е. Малова Русской Православной Церкви (Ташкент, 26 февраля, 1899 г.).

Во время торжеств по случаю 60 –летия служения Русской православной церкви , 3 апреля 1899 года Малов соборовался и тихо скончался . Гроб с телом «дедушки Русского Туркестана», протоиерея Андрея Малова несли на руках прихожане от дома, что на Воронцовском проспекте, до ограды Спасо- Преображенского собора. Это был великий день скорби. По специальному разрешению из Петербурга, гроб с телом о. Андрея захоронили внутри храма, рядом с могилами почетных граждан. С северной стены левого придела могила протоиерея Малова , первого настоятеля Собора. 15 июня 189З г. у строящегося Собора торжественно перезахоронены герои взятия Ташкента, Георгиевские кавалеры : Обух Василий Васильевич, подполковник ; Каховский Александр Николаевич, капитан; Коржев Лев Ефимович, штабс-капитан ; Н.Л. Конопельский и Г.Ф. Рейхард , поручики , ком. рот 4-го Туркест. лин. бат-на ; Романов Филипп, рядовой , другите славные воины Спасо- Преображенский Собор был возведен в 1886 г. на личные средства генерала Г.А. Колпаковского. Построен в кирпиче, без штукатурки , в русско- византийском стиле (инж.-арх. И.М. Погоский и В.С. Гейнцельман) . Иконостасы трех алтарей с иконами исполнены акад. М.О. Микешиным (1887) .Первый эскиз составлен акад. А.И. Резановом . Художники акад. Микешин, О.И. Розенбах ( иконы Св. евангелистов) .Здесь торжественно похоронены устроители Туркестанского края, губернаторы К.П. фон-Кауфман и Н.А.Иванов. Как печально известно Собор, среди сотен разоренных памятников истории и культуры , униженных и оскорбленных в старые социалистические и новые суверенные годы , теперь забыт потомками и снесен среднеазиатскими соотечественниками .

Источники : Добросмыслов А.И. Ташкент в прошлом и настоящем. Исторический очерк, СПб., 1912 г. Знаменитые люди Санкт-Петербурга.Биографичсеский словарь. СПб., 2003 г. ( о В.И. Кутневиче, главном священнике армии и флота (1832-1865) История Никольского Собора в Мензелинске, отнесенного к Уфимско-Оренбургской епархии ( 1799 -1859 гг.) см. в кн.: Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии, вып.4, Казань, 1904 г. Кауфман П. М .( псевд. П. М.К. ) Русское знамя в Средней Азии. // Исторический вестник, № 4 , 1899 г., Михайлов А. Михаил Григорьевич Черняев . Биографическимй очерк. СПб., 1906. Проскурин В.Н. Дедушка Русского Туркестана, Веди, № , 2, 1999 г.= 100 лет под благодатным покровом чудотворного образа .Свято-Казанский Собор Алматы. Издание фонда «Веди», Алматы, 1998 г. Самигуллин И. Церковь Казанской Божьей Матери в Кзыл –Орде.- Простор, № 12, 2000 г. Симонова Л. Андрей Евграфович Малов, протоиерей Ташкентского собора. Ташкент,1890 г. ( наст. имя писательницы Хохрякова Людмила Христофоровна ( в девич. Ребиндер) (1838-1906) , автор «Рассказов очевидцев о завоевании русскими Самарканда и о семидневном сидении .// Исторический вестник, 1904, т. 97, № 9, с. 844-866» Сярковский Гилярий . Воспоминания офицера о Туркестанских походах 1864-1865 годах.- Военный сборник., т.т.197- 198, №№ 2-3, 1891 г. ( поход М.Г.Черняева из Верного. Ход военных действий соединения Новококандской линии . Гарнизонный быт ). Фаресов А.И. Забытая писательница и ее заслуги ( о Л.Х. Симоновой –Хохряковой) .-СПб., 1909 г.Южаков Ю. Д. Шестнадцатилетняя годовщина взятия Ташкента.СПб., 1881.

Опубликовано в журнале «Вестник военного и морского духовенства», №2/2005

 

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА

KAZ-FOOTBALL.KZ – КАЗАХСТАНСКИЙ ФУТБОЛ ТЕННИС В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ ШАХМАТЫ В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ


© 1996 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета