|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Краеведческие очерки В.Н. Проскурина
ГОСТИНЫЙ ДВОР И ЕГО КУПЕЧЕСТВО
начале нашего разговора о зарождении Верного (см. «Проспект генерала Колпаковского») мы коснулись развития Алматинской станицы. Среди кварталов малых улиц, не совпадающих по размеру с городскими, была казачья улица Мариинская, бегущая с севера на юг. В советские годы она была переименована в Ильича, став, таким образом, второй, после проспекта Ленина, улицей в честь вождя пролетарской революции (ныне носит имя выдающегося геолога Шахмардана Есенова)…
Первый Гостиный двор Верного
Здесь в Большой станице в 1871 году и был заложен первый Гостиный двор, памятник архитектурно-градостроительного искусства и символ торгово-промышленного благополучия Верного. Через четыре года по проекту Козелла-Поклевского на деньги семипалатинского купца Садыка Рафикова Торговый двор был перенесён на строящуюся в городе улицу Кульджинскую ( бывшую Садовую).
Первый Гостиный двор в Большой станице
Любопытно, что иностранные художники и фотографы сохранили для нас своеобразный облик верненских рынков, причём картинки прошлого напоминают западноевропейский дух и стиль времени. По воспоминаниям основоположника алма-атинского краеведения Николая Петровича Ивлева, «Мариинская улица начинала счёт меридианным улицам бывшего Верного. Здесь в старину была достопримечательность – булочная английского пекаря и алматинского кондитера Джона Нормана. В широком ассортименте готовились венские хлебо-булочные изделия, английский бисквит, пети-фур, вафли, галеты и пряники. Вкусно и сытно, а главное – дёшево».
Но не только это привлекало англичанина. Тот же Ивлев пишет: «Кипучая деятельность Нормана представлена в самых разных проявлениях. Скажем, он был инженером во времена начала пароходства на р. Или и строительства первого в крае парохода «Колпаковский», также в создании подводных аппаратов на озере Иссык-Куль. Братья Колпаковские, Иван и Герасим, занятые поисками археологического города Чигу, чуть было не утонули в авантюрной подлодке инженера Нормана».
С развитием города торговля сместилось на юго-восток – в прямоугольник строящихся улиц Кульджинской, Торговой, Гостинодворской и Первогильдейской. Здесь возвели административные, религиозные, общественные и жилые здания. Например, здание караван-сарая и мусульманскую мечеть, с бассейном-фонтаном для намаза. Вокруг рынка были построены из камня торговые ряды, лавки, лабазы, важня, зрелищно-увеселительные аттракционы, арыки и фонтаны.
Гостиный двор. Фотограф – Ф.Ордэ
Появились ломовые и легковые извозчики, которые в ожидании заказчиков выстраивались у Гостиного двора. Верный обзавёлся пожарной командой, её выезды на конных бричках всегда вызывали столпотворение, пыль и гам.
В 1874-1877 годах на улицах города появились первые фонари – 33 плошки, в которых горели на бараньем сале, конопляном масле, а позднее на керосине «лампы образца чертёжника Гурде». Народ прозвал это чудо техники «мигалками». Они тускло освещали путь домой загулявшим, служа маяком для припоздавших прохожих, бредущих в кромешной тьме к семейному очагу.
На Гостинодворской площади селились коммерции советники, купцы 1-й, 2-й и 3-й гильдий, торгующие по промысловым свидетельствам, наследники фирм, занятые в экономике Семиречья. В Верном и Верненском уезде в разные годы исполняли торгово-промышленное дело «Торговый дом Пугасов и С-я» (один из сыновей Никиты Яковлевича, Иван Никитович, владел спиртоводочными заводами «Васильевский» и «Николаевский» в селе Софийском), «Иванов Н.И. и наследники» (Николай Николаевич Иванов продолжил путь отца на спиртоводочном заводе «Тургеневский» в селе Михайловском), «Торговый дом Г.А.Шахворостова с сыновьями» (старший из сыновей Сергей Григорьевич Шахворостов в доле со своим зятем Фёдором Пестовым в 1909 году построил Каргалинскую суконную фабрику), торговый дом «Гаврилов А.С. и наследники», десятки иных крепких в производстве предприятий.
Никита Пугасов (во втором ряду четвёртый слева) среди своих сотрудников. Фотография из фондов Музея истории города Алматы
Торговлю привозными товарами в Семиреченской области составляли мануфактура и галантерея, скот и разное сырьё, хлеб в зерне и в муке, колониальные и азиатские товары.
Оптовая торговля хлебным вином производилась в трёх подвалах винокуренных заводов, а также с восьми оптовых складов водочного и спиртоочистительного производств. Есть спрос – будет и предложение: питейных заведений насчитывалось на более чем 10 тысяч мест, а суммарный годовой оборот их составлял 18 млн рублей!
Продавались на Гостином дворе продукты сельского хозяйства: фрукты – в свежем и сушёном виде, местные напитки – вино и пиво, на каждом рынке – печёный хлеб, соль, иные съестные припасы. Однако смешанная торговля не дозволялась: о санитарии беспокоились учреждённые городской управой базарные смотрители. С прошлых столетий осталось понятие «зелёный» базар, ничего не имеющее с торговым наследием.
Знаменская часовня
Очевидцы рассказывали о страшном землетрясении, случившемся 28 мая 1887 года. В тот памятный день стихия до основания уничтожила купеческие участки Кузнецовых, Пугасовых, Ивановых, Лутмановых, Огородниковых, некогда располагавшихся на Гостином дворе и в окрестностях. Пострадали казачьи станицы, где было полностью разрушено 347 домов, погибли 161 жителей (из них 118 детей), ранены 6491 человек и требовало ремонта 972 здания.
Пострадала и торговая площадь на Кульджинской улице. На месте гибели горожан была поставлена Знаменская часовня во имя Божьей Матери. Были уничтожены в одночасье главные верненские достопримечательности – Кафедральный собор, дом губернатора и гимназия, Гостиный двор и купеческие торговые дома.
Доктор госпиталя Иван Атласов отметил в воспоминаниях: «Картина была столь страшная, что пережившие, например, ужасы плевенских атак считали эти последние за игрушки в сравнении с тем, что представилось их глазам 28 мая… Вид разрушающегося 24-тысячного города, стоны раненых, крики умирающих, вопли женщин и детей, рёв птиц и животных – всё это с мраком пыли рухнувших домов и всеобщим ужасом производило впечатление, против которого едва ли может устоять самая могучая нервная система».
Аксакал города Сеид Ахмед Сейдалин (он был из сартов) поставлял в город юрты, горячее питание, предоставил пострадавшим кров в соседних аулах. Спасатели-казаки извлекли из-под обломков зданий 161 жертву, за что были удостоены 63-х малых серебряных медалей на Владимирской ленте. Директор мужской гимназии Драгутин Новак удостоен знака Красного Креста и ордена Св. Владимира 4-й степени за спасение воспитанников гимназии. Местные купцы и предприниматели, врачи и фельдшеры, строители и инженеры спасали и восстанавливали родной город Верный. Словом, все – от кого была потребность в незамедлительной помощи, в доставке хлеба, одежды, медикаментов и строительных материалов.
В годовщину Верненского землетрясения по проекту архитектора Павла Гурдэ была возведена строителем Михаилом Аликиным часовня, вместившая в себя росписи и витражи с изображениями трагических событий, разрушенных зданий Собора и градоверненских церквей. На восточной стороне были установлены портреты героев-спасателей и спонсоров, мемориальные доски и иконы.
Часовня в память о землетрясении 1887 года на фоне Соборного проспекта (будущего пр. Колпаковского). Фотограф – А.Лейбин
Художник Николай Хлудов опоясал купол часовни 8-м стихом псалма 17 Псалтиря (П.М.Зенков заметил: «Мы, семиреченцы, со страхом вспоминаем прошлогоднюю катастрофу, строим часовню-памятник ко дню её годовщины. И украсили часовню, вокруг фонаря ея, подобающей надписью, а именно: «И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на нас Бог»), а внутренней потолочной надписью сделал 4-й стих псалма 59, разместив его над иконами Преподобного Никиты Халкидонского и Св.Игнатия, чудотворца Ростовского, память о котором отмечается ежегодно 28 мая крёстным ходом.
Пожертвования на строительство памятника внесли городской голова Семён Быков, купцы Евтихий Фомин и Никита Пугасов. По просьбе строителя Михаила Аликина на стенах часовни было выбито имя его 4-летнего сына, погибшего в катастрофе. Преосвященный Неофит, тоже раненый во время землетрясения, совершил всенародный молебен на развалинах Соборного храма, в особой военной парусиновой палатке. Походная церковь, освящённая во имя Святого благоверного князя Александра Невского, располагалась на плацу сибирского батальона и вмещала со всей церковной утварью и принадлежностями, включая три небольших колокола, до 250 прихожан. Люди молились иконе Знаменской Божьей матери, небесным покровителям Семиречья. Священники соборовали раненых и отпевали погибших, многих из которых похоронили в братской могиле.
«Весь мир насилья мы разрушим до основанья…»
В 1912 году участок парка, названный Гефсиманским садом, благоустроили. Руины Туркестанского собора были объявлены памятником истории Верного, парк засадили белой акацией, установили беседки и скамейки. Здесь же поставили памятник-бюст царю Александру III Освободителю и часовню в память о соборе (архитектор – Сергей Константинович Тропаревский, инженер – Андрей Павлович Зенков). Улицу Балхашскую переименовали в улицу 19-го февраля.
Диктатура пролетариата. Художник – И.Владимиров
Между прочим, здесь хоронили в марте 1918 года местных большевиков Карпа Овчарова и Александра Березовского, убитых тремя месяцами ранее казаками. По словам очевидцев, гробы были втиснуты «…будто чугунные горшки, когда их ухватом или на лопате помещают в русскую печь». Гефсиманский сад получил название «Парк павших борцов за Свободу» (ныне на этом месте располагается Мемориал славы). Дальше – больше: 7 апреля 1919 года после ожесточённых словесных баталий Верненский горсовет принял сумбурное решение о переименовании проспекта Колпаковского в улицу Ленина, а царскую «19 февраля» – в советскую «Октябрьскую». Под советский Новый год городской парк также был переименован во славу вождя пролетарской революции.
А в 1927 году, в год 10-летия Октябрьской революции, часовня и другие достопримечательности царского прошлого были полностью разрушены. Это было началом воинственного, безбожного отношения к памятникам истории и культуры…
© Владимир ПРОСКУРИН
Для сайта «Очерки истории Алматы», 22 августа 2020 г.
|
|