|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
И это все о ней, о Южной столице…
БУЛАТ МАНСУРОВ: «ДАЖЕ ИВАН ГРОЗНЫЙ НАЗЫВАЛ СЕБЯ ТАТАРИНОМ»
а II Международном кинофестивале мусульманского кино «Золотой минбар» состоялась
премьера нового фильма Булата Мансурова «Сага о Волжской Булгарии». Желающие познакомиться
с исторической лентой заполнили зал кинокомплекса «Гранд синема» до отказа. Среди зрителей
было немало известных в республике деятелей культуры, тем не менее успешной премьеру можно назвать
с большой натяжкой. На общем фоне критических мнений, нескрываемого разочарования удивительным
выглядит удовлетворение художественным результатом создателя картины — режиссера Булата Мансурова.
Наша справка. Булат Мансуров — режиссер, киносценарист. Председатель фонда
С. Эйзенштейна. Фильмография: «Утоление жажды» (1966), «Рабыня» (1968),
«Смерти нет, ребята» (1970), «Сюда не залетали чайки» (1977), «Тризна»
(1982), «Блистающий мир» (1984), «Султан Бейбарс» (1989), «Теплые ветры» (1999) |
— Булат Багаутдинович, как вы сами оцениваете «Сагу о Волжской Булгарии»?
— Художник не может сам оценивать свое произведение, так как остро ощущает, что предела
совершенству нет. Ему трудно завершить начатое из-за желания что-то еще добавить и исправить. Так
и я в последующие копии своего фильма намерен внести кое-какие изменения, которые сделают
киноповествование ритмичнее, а композицию более совершенной.
Удивительным мне кажется другое — как вообще удалось осуществить задуманное! Ведь работа
начиналась в обстановке абсолютного безденежья, когда на «Мосфильме» стояли пустые павильоны
и не снималось ни одной картины.
— Это и есть главная причина, по которой работа длилась так долго, целых десять лет?
— Показанная на кинофестивале «Сага о Волжской Булгарии» представляет собой
один из семи двухсерийных фильмов большой эпопеи об истории нашего народа, охватывающей период
с III по XIII век — от Атиллы до Чингисхана. Причем «Сага» — не первый фильм
эпопеи, она начинается кинолентой, рассказывающей о великом переселении народов, главными действующими
лицами в ней являются Атилла и Кубрат.
Да, с момента решения снять фильм о татарской истории до выхода его на экран прошло 10 лет,
однако сам процесс работы над кинополотном занял примерно три года. Причиной стало то, что в процессе
производства случались перерывы в финансировании, которые могли длиться год, восемь месяцев…
Можно сказать, фильму повезло, что съемки его начались в середине 1990-х, когда кинематографистов
еще не испортили большие деньги. Скажем, бюджет односерийного казахстанского «Кочевника»
составил 48 миллионов долларов, а мы с целой киноэпопеей уложились в полтора миллиона долларов.
Масштабы несопоставимы. Правда, полностью готовы пока четыре фильма, остальные три можно назвать
почти готовыми.
— Как вы думаете, вложенные деньги окупятся?
— Каждый, кто создает произведение искусства, вкладывает в него свою душу и потому надеется
на то, что его творение получит отклик. Скажем, на фильмы Андрея Тарковского ходят уже 30 лет,
и еще 50 будут ходить. Так на поверку оказывается, что интеллектуальное, высокохудожественное кино
способно собрать намного больше денег, чем коммерческое. Шедевры не ржавеют. Я не хочу сравнивать
себя с Тарковским, хочу лишь подчеркнуть, что я ставил своей задачей, размышляя о нашей истории,
отойти от хрестоматийного пересказа. Список научных консультантов «Саги» впечатляет.
Это Дмитрий Лихачев, Лев Гумилев, Мурад Аджи, а также татарстанские ученые — Халиков, Халитов,
Валеева-Сулейманова. Они раскрыли нам суть исторических событий, поведали массу ценных сведений.
— Все ли согласны с вашей трактовкой исторического прошлого татарского народа?
— Некоторые чиновники говорили мне: «Сними сагу о древних татарах». Но я не мог
пойти против исторической правды. Полторы тысячи лет назад не было такого самоназвания — татары!
Были булгары — причерноморские, крымские, волжские… Так их называли Петр I, Екатерина II.
Только в двадцатых годах прошлого века, после образования национальных автономий, слово
«татары» закрепилось. Но у меня сохранились метрики родителей, родившихся в Казани
в 1899-м и 1900 году, в которых написано «булгар» и «булгар кызы». Поэтому,
если хватит сил и возможностей, я буду снимать вторую эпопею, в которой подниму историю Золотой Орды.
В ней придется коснуться того, как монголы называли татарами некоторые покоренные народы,
а те с этим мирились. Даже сам Иван Грозный порой называл себя татарином.
— Вы уверены, что ваша киноэпопея сможет конкурировать с транснациональными блокбастерами,
напичканными компьютерными эффектами?
— Я и не ставил своей целью конкурировать с фильмами подобного рода. Использование
компьютерных эффектов мною было сознательно сведено к минимуму. При создании образа городов Булгара
и Итиля и нескольких батальных сцен мы прибегли к компьютерной графике. А в остальном главным
для меня была творческая индивидуальность актеров, их глаза, интонации, жесты. Талантливость татарских
актеров — таких, как Шаукат Биктемиров, Азгар Шакиров, Равиль Шарафеев, Алсу Гайнуллина
и Фанис Зиганшин — позволяла сделать упор на испытанных кинематографических приемах.
— В прошлом году на первом фестивале «Золотой минбар» многими кинодеятелями
и критиками ставилась под сомнение правомерность самого термина «мусульманское кино».
Какое содержание вы вкладываете в это понятие?
— Поскольку есть огромное количество стран, в которых проживают мусульмане, постольку
существует и необходимость проявить их голос в кинематографе. Скажем, большое внимание самовыражению
мусульман уделяет Каирский международный кинофестиваль. На нем всегда в большом количестве
показываются киноленты, созданные в Турции, Сирии… И такие каналы религиозного самовыражения
в киноискусстве необходимы представителям всех конфессий. Все они заинтересованы в том, чтобы люди
больше знали об истинном содержании того или иного вероучения. Например, о том, что ислам
не сводится к автомату Калашникова и крику «Аллах акбар», основное в нем — это перлы
коранической поэзии и нравственных заповедей.
Опубликовано в газете «Республика Татарстан», 14 сентября 2006 г.
|
|