|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
И это все о ней, о Южной столице…
«АЛМА-АТА ПРЕВРАТИЛАСЬ В АЛМАТЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОДТАСОВОК»
огда в среду вечером мы беседовали с Виктором Храпуновым в его кабинете в здании
на площади Республики, никто еще не подозревал о том, какие изменения произойдут в верхах
в самое ближайшее время. Разговор шел о насущных проблемах, больше всего интересующих
жителей южной столицы: метро, новые проекты, опасность землетрясения… Поэтому новость
о переводе мэра в Восточно-Казахстанскую область прогремела для нас вчера как гром среди ясного
неба. Но как бы то ни было, случилось так, что сегодня мы имеем возможность опубликовать
на своих страницах последнее интервью Виктора Храпунова, данное им в должности акима Алма-Аты.
— Виктор Вячеславович, первый вопрос традиционный — что у нас с метро?
— На сегодня нами разработана программа окончания строительства первой очереди метро
протяженностью 8,4 км. Первая станция будет находиться на пересечении улиц Фурманова и Райымбека,
седьмая — на Абая и Жарокова. Правительство пошло нам навстречу: 5,2 миллиарда тенге
предусмотрено на строительство метро как софинансирование с казахстанской стороны. Параллельно
ведутся переговоры с иностранными инвесторами, которые должны внести свою долю — 160 миллионов
долларов. И тогда за 4-5 лет можно достроить первую линию и запустить ее в эксплуатацию.
Сейчас мы работаем с американской компанией ACC — именно они предложили нам закончить
строительство метро и построить более 40 км монорельсовой дороги в Алма-Ате. Правда, в том,
что касается монорельса, мы столкнулись с рядом трудностей: самая главная из них состоит в том,
что ни в Казахстане, ни в России нет никаких нормативных документов, опираясь на которые можно
начинать строительство.
Но и этим вопросом сегодня занимаются наши американские партнеры. Мы подписали с ними договор
о концессии, который вступит в силу со дня привлечения компанией финансовых ресурсов. Кроме того,
сейчас ееще две компании готовы нас профинансировать по строительству метро.
Интенсивное строительство начнется в 2005 году — и все алмаатинцы это увидят. Хотелось бы,
конечно, сразу построить монорельсовую дорогу: если бы удалось опустить ее в наши подземные тоннели,
использовать подземные пространства для движения поездов, мы бы смогли решить многие вопросы.
Ведь технически это вполне возможно. У нас есть город-побратим во Франции — Ренн. Там тоже
складывалась сложная ситуация со строительством метро, потому что государство отказалось
финансировать проект. Тогда они выпустили облигации, и метро превратилось в народную стройку.
Вот как раз там монорельсовые дороги и пустили под землей.
Возвращаясь к строительству нашего метрополитена: все сделанное раньше в реанимации
не нуждается. Это отметил даже премьер, который спускался туда в сентябре. Он был откровенно
удивлен, поскольку ожидал, что в тоннеле все будет капать, протекать и осыпаться, а увидел,
что все находится в очень хорошем состоянии.
Еще раз хочу поблагодарить президента, который утвердил все эти вопросы по программе развития
Алма-Аты, и господина Ахметова — за то, что приехал к нам, спустился в метро. И вот
результат — первые деньги для софинансирования с казахстанской стороны выделены, а дальше дело
техники. В прошлом году мы строили на свои собственные деньги — из бюджета города, в этом
году правительство нам помогло — 1 миллиард 600 миллионов тенге мы уже получили на строительство.
— Давайте теперь переместимся из-под земли на небо. Как вы относитесь к инициативе
правительства о переносе всех международных рейсов из Алма-Аты в Астану?
— Помните, как несколько лет назад аким Алма-Атинской области Заманбек Нуркадилов заложил
камень в строительство Капчагайского аэропорта? Он тогда заручился обещанием премьер-министра, и они
написали письмо предполагаемому инвестору о том, что все международные рейсы будут выведены
из Алма-Атинского аэропорта в Капчагайский. Когда я узнал об этом — а я получил депешу из Лондона
под грифом «Секретно» — то позвонил и господину Токаеву, бывшему в то время премьером,
и своему коллеге Нуркадилову. Обоим я сказал, что вмешиваться в деятельность коммерческих компаний,
работающих на территории Казахстана, никто не имеет права. И никто не заставит Люфтганзу или KLM
перевести все рейсы в Капчагай. После этого выждал 20 дней, не получил ответа ни от Нуркадилова,
ни Токаева, и написал письмо инвестору, в котором разъяснил, что предложение, которое он получил,
противоречит законам Республики Казахстан. Поскольку никто не имеет права вмешиваться в дела
иностранных компаний, работающих на территории нашей страны.
Президентом дано поручение отработать всевозможные условия создания Алма-Аты как финансового
центра Центральной Азии — да и вообще Азии. Но о каком финансовом центре можно говорить,
если город не будет связан международными линиями с другими государствами и городами? Я категорически
против этого — и как аким Алма-Аты, и как ее житель.
А если какие-то компании решат летать только из Астаны, то получится, как в Советском Союзе,
когда все летали через «Шереметьево». И чтобы попасть с Дальнего Востока в Токио,
нужно было лететь в Москву, а оттуда — через Дальний Восток — в Японию.
Словом, я надеюсь, что разум победит и в этот раз. Тем более что международных аэропортов
в республике запланировано четыре: кроме Алма-Аты и Астаны, такие аэропорты будут в Атырау и Актау.
— Кстати, давайте поговорим об особом статусе города. Что он нам дает?
— Вообще-то Указ об особом статусе был подписан еще в 1997 году, когда президент
официально объявил о переносе столицы в Астану. В марте 1998 года данный закон был утвержден
парламентом. 30 мая 2002 главой государства было дано задание администрации президента,
правительству и акимату внести дополнения и изменения в закон и передать его в парламент.
Недавно изменения утвердили на заседании мажилиса, и закон вступил в действие. Там появилась
одна особенность — мы получили право в течение трех месяцев рассматривать вопросы о сносе
как нежилых, так и жилых строений с мест реконструкции. Раньше мы обязаны были предупредить
собственника дома о сносе или реконструкции не менее чем за год. Сейчас принята программа
развития города Алма-Аты до 2020 года. И дома, отжившие свой срок, мы будем сносить.
— А будет ли строиться обещанный тоннель под площадью Республики?
— Сейчас идет его проектирование. Я думаю, что такой тоннель имеет право на жизнь.
Мы хотим выложить его гранитной брусчаткой — ведь у нас в Казахстане есть и серый,
и красный, и зеленый гранит. Словом, площадь должна превратиться в пешеходную — с каменным
ковром. Правда, с проектированием есть некоторые сложности. Для того, чтобы сделать в тоннель
поворот с Фурманова, нам надо «подвинуть» здание, стоящее на углу площади.
То же касается и улицы Желтоксан. Но вы же понимаете — технически это невозможно.
Однако надеюсь, что архитекторы-проектировщики найдут выход из ситуации.
— Говорят, на случай землетрясения в Алма-Ате есть бункер для городской элиты. Это правда?
— Неправда. На случай чрезвычайных ситуаций, если разрушаются все наземные постройки,
у нас есть пункт управления городом под землей. Вот это — правда. Есть еще пункты управления
районами, а также загородный пункт. Если в городе все разрушается, то мы управляем городом
из Узунагача. И в городских, и в загородном пункте управления все поддерживается в надлежащем
рабочем состоянии, там всегда дежурит наряд.
— Если вы помните, «Комсомолка» писала о том, что в случае ЧС жителям города
негде будет взять санитарные сумки…
— Знаете, мы без устали твердим: на случай чрезвычайной ситуации эти сумки должны быть
в каждом доме, в каждой квартире. И постоянно приводим перечень того, что там должно быть:
набор необходимых медикаментов, перевязочные материалы, документы, продукты, теплые вещи. Думаю,
это нетрудно сделать любой семье. Чтобы в критической ситуации можно было схватить эту сумку — и побежать.
— Как относитесь к идее выборности акимов?
— Если завтра мне скажут, что выборы акимов — это панацея от всех бед, то ради Бога.
Раньше все кивали на Россию — дескать, у них и мэры, и губернаторы выбираются. Но вот только
все мы были свидетелями того, какие трения у них возникают. Поняв, что выборность мэров
и губернаторов стала опасна для единства РФ, Путин принял непопулярное на тот момент решение
и внес на рассмотрение в Думу поправки в законопроект о назначении. Ничего в этом зазорного нет.
Как говорят, демократия — это молодая девушка, которая только расцветает. А на Западе
она развивается уже лет 200.
— Для вас наш город — Алматы или Алма-Ата?
— В далеком 1970 году я приехал в этот город — в Алма-Ату. Алматы он стал называться
в результате подтасовок. Я не стесняясь говорю: это сделал Серикболсын Абдильдин в бытность
свою председателем Верховного Совета. Когда принимали Конституцию, написали и в русском,
и в казахском вариантах, что столицей нашего государства является город Алматы. Я был
тогда депутатом Верховного Совета и читал этот документ. Но я не смотрел преамбулу — смотрел
каждую статью Конституции, и мы боролись за каждую запятую в этих статьях. А насчет Алматы решили,
что это просто опечатка. Думал, корректоры и редакторы будут проверять — поправят и сделают
все, как надо. Но когда мы получили на руки готовую Конституцию, то увидели, что в обоих
вариантах так и осталось название Алматы. Хотя никаких решений горсоветом, маслихатом, акиматом
не принималось и никаких документов на этот счет подписано не было.
VIP-форма
По словам Виктора Храпунова, своей прекрасной физической формой он обязан регулярным занятиям
физкультурой и спортом. Раньше, до травмы (напомним — алма-атинский мэр сломал ногу, катаясь
на лыжах на Чимбулаке), каждое утро бегал по 8-10 километров. Сейчас бег заменила 40-минутная
разминка в боксерском темпе — с учетом всех элементов, которые необходимы при растяжке.
Каждый вторник по вечерам играет в волейбол. Несмотря на недавний перелом, в этом
году Виктор Вячеславович уже прокатился на лыжах, а когда есть возможность, обязательно выезжает
с семьей на каток «Медео». Этим летом, несмотря на нехватку времени, начал приобщаться
к гольфу. Иногда играет в теннис с начальником ЦСКА генералом Новиковым. А вот что касается диеты,
то ее Храпунов не придерживается. Любимые его блюда — бешбармак и пельмени.
Из досье «КП»
Сейчас у Виктора Храпунова нет личных телохранителей, а на вопросы об этом он смеясь
отвечает, что его охрана — это два его кулака. Но не так давно о безопасности акима
Алма-Аты заботилась личная охрана президента.
Когда в 2002 году городские власти начали акцию по очистке алма-атинских улиц и перекрестков
от контейнерных заправок (а было их в южной столице около 400!), на мэра обрушился шквал звонков.
Сначала просительные, потом требовательные, под конец они стали откровенно угрожающими. И кто
только не звонил тогда Храпунову: бывшие друзья, знакомые и даже коллеги. Но говорили все одно и то
же: «Вот эту заправку трогать не надо. Не стоит…».
С нарядом полиции представители акимата приезжали к заправкам, но вокруг контейнеров цепочкой
выстраивались навороченные джипы, владельцы которых недвусмысленно намекали на то, что нечего
здесь делать ни властям, ни стражам порядка. И тогда акимат сделал хитрый ход — наряды стали
выезжать на места, прихватив с собой машины с пеногенераторами. Сначала, дабы избежать
провокаций (в виде, например, брошенной спички), заправку заливали пеной, а уже потом демонтировали
и увозили.
Неизвестно как, но о конфликте Храпунова с бензиновой мафией стало известно Нурсултану
Назарбаеву. И в тот же день личным распоряжением президента к акиму Алма-Аты были откомандированы
СОПовцы. Они оберегали алма-атинского мэра в течение полугода — пока не утихли страсти.
© Светлана МИЩЕНКО, фото Максима ЗОЛОТУХИНА
Опубликовано в газете «Комсомольская правда Казахстан», 10 декабря 2004 г.
|
|