|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
И это все о ней, о Южной столице…
ХАРРИСОН ФОРМАН СНИМАЕТ АЛМА-АТУ
февраля 1956 года, выступая на закрытом заседании XX съезда КПСС, первый секретарь ЦК Никита Хрущёв сделал доклад «О культе личности и его последствиях», в котором были осуждены культ личности Сталина и сталинские репрессии, а во внешней политике СССР был провозглашён курс на «мирное сосуществование» с капиталистическим миром. С лёгкой руки писателя Ильи Эренбурга, последовавший вслед за этим недолгий период получил название «хрущёвской оттепели»…
В это время Советский Союз как никогда открылся миру. Взять хотя бы VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, проходивший с 28 июля по 11 августа 1957 года и собравший в Москве 34 тысячи молодых людей из 131 страны мира! А двумя годами позже, 3 августа 1959 года, во Дворце спорта в Лужниках состоялось открытие первого Московского международного кинофестиваля, ставшего с тех пор традиционным.
Жизнь и люди страны Советов интересовали туристов из западных стран, и они охотно посещали в этот период СССР. Одним из таких любознательных и всё замечающих путешественников был американец Харрисон Форман.
Будущий всемирно известный журналист и фотограф родился 15 июня 1904 года в Милуоки (штат Висконсин, США). Окончил там же в Милуоки Лейтонскую школу искусств (ныне – MIAD), а затем Висконсинский университет по специальности «Восточная философия». Как фотограф и журналист, регулярно публиковался в газете «Нью-Йорк Таймс» и журнале «Нэшнл Географик».
В 1932 году Форман путешествовал по Тибетскому нагорью и в монастыре Лабранг (уезд Сяхэ провинции Ганьсу Китая) снимал Панчен-ламу (второго по рангу после Далай-ламы) IX Тхуптэна Чокьи Ньиму. Не удивительно, что в 1937 году режиссёр Фрэнк Капра пригласил его в качестве эксперта по Тибету на съёмки приключенческого фильма «Потерянный горизонт», удостоенного впоследствии премии «Оскар» в двух номинациях – за лучшую работу художника-постановщика и за лучший монтаж.
Харрисон Форман и алма-атинские студентки. Июнь 1959 г.
Отличавшегося изрядного долей авантюризма Формана не зря называли «современным Марко Поло». Ведь ему удалось создать уникальную визуальную картину жизни и культуры народов Юго-Восточной Азии и Китая, Ближнего Востока и южной части Тихого океана, Африки и Южной Америки. И везде главным его профессиональным интересом были люди и их повседневная жизнь.
С женой Сандрой Карлайл Форман они воспитали сына Джона (позднее тот изменил написание фамилии с Forman на Foreman) и дочь Бренду-Лу Форман, которая помогала отцу в его работе, а также под своим именем написала серию детских книг.
Скончался Харрисон Форман 31 января 1978 года в Нью-Йорке. А девять лет спустя его вдова преподнесла в дар библиотеке Американского географического общества, членом которого долгие годы состоял её муж, коллекцию путевых дневников и альбомов с более чем 50 тысячами фотографий, сделанных Форманом во время его путешествий по всему миру.
В июне 1959 года Харрисон Форман во второй раз приехал в Советский Союз (впервые – двадцатью годами ранее). Его нынешний маршрут был поистине впечатляющим: Москва – Тбилиси – Ташкент – Алма-Ата – снова Ташкент – Самарканд – снова Ташкент, откуда он и вылетел в столицу Индии Дели.
В своём дневнике Форман описывает посещение балета в Большом театре в Москве и Троице-Сергиевой лавры в Загорске (ныне – Сергиев Посад), в Тбилиси ему устраивают экскурсии по заводу шампанских вин и коньячному заводу, в Алма-Ате – по сельскохозяйственному институту и табачной фабрике, в Ташкенте – по хлопчатобумажной фабрике, в Самарканде – по НИИ каракулеводства. Это всё официальная часть, но везде в его объектив попадают люди – на фоне зданий и просто на улице, на рынках и в магазинах, на полях и в транспорте…
Казахстан в объективе Харрисона Формана
К сожалению, мои попытки идентицировать хронологию этих перемещений (по газетным стендам, театральным афишам, каким-то мероприятиям и т. п. признакам) успехом не увенчались, поэтому я рассчитываю на вашу, мои дорогие читатели, помощь…
На этом и других аналогичных снимках запечатлены члены съёмочной группы фильма Алма-Атинской киностудии «Однажды ночью» (слева направо): режиссёр Эмир Файк, сценарист и режиссёр Александр Гинцбург, актёры Гульфайрус Исмаилова, Мулюк Суртубаев и Кененбай Кожабеков [в дневнике Формана они указаны так: «Gulia Ismaelova (girl), Keninby Kashabekov (Plaid shirt), Mulik Suitubyou (Yellow shirt, actor), Emir Mirfaik (Yellow shirt, grey hair, director), Alex Ginsburg (Chief Director)»].
Большая серия посвящена болельщикам футбольного матча. Вопрос: какого? Дело в том, что в 1959 году алма-атинский «Кайрат» играл в чемпионате СССР в VI зоне класса Б. В июне он сыграл три домашних матча: 7 июня при поддержке 25 000 зрителей обыграл ташкентские «Трудовые резервы» – 3:1, 14 июня со счётом 1:0 одолел другую ташкентскую команду – «Пахтакор», и, наконец, 18 июня проиграл 0:2 ашхабадскому «Колхозчи». Я склоняюсь к последней дате, но вдруг кто-то подскажет точно?
© Александр ЛЯХОВ
Для сайта «Очерки истории Алматы», 10 мая 2021 г.
|
|