|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Стихийные явления
КАК РУШИЛСЯ ВЕРНЫЙ
айдены снимки-свидетели самых страшных землетрясений в Алматы. Музейный раритет —
альбом из личного архива верненского фотографа Абрама Лейбина, о котором не знали даже историки,
118 лет хранился среди семейных фотографий потомков мастера.
История этой коллекции, которую антиквары южной столицы уже сейчас оценивают в десятки
тысяч долларов, похожа на лихо закрученный детектив. В начале прошлого века землетрясениями
1887 и 1911 годов, но еще больше — богатым собранием снимков, запечатлевших катастрофы,
заинтересовались в российской столице. Лейбину предложили рассортировать уникальные кадры
и презентовать их первым лицам российской империи. Губернские власти подсуетились,
и в Санкт-Петербург отправились десять пухлых альбомов. Пред светлые очи государя императора
и великих князей Михаила Николаевича и Владимира Александровича предстали два из них,
переплетенные в шагрень, с золотыми буквами на обложке.
Верный до безумия стихии и после нее, с подробнейшим описанием того, как происходило
землетрясение, какой характер носили разрушения, как двигалась почва, — настоящий
звездный час для неизвестного фотографа из глубинки.
— Альбомы произвели фурор, — рассказывает старший научный сотрудник музея
истории Алматы Найля Чулакова. — Мало того, они вызвали большой общественный резонанс.
Высочайшее постановление, последовавшее тотчас же за презентацией альбомов, запрещало
возведение в Верном каменных зданий.
Обрушившийся на город гнев стихии разрушил его полностью, под руинами погибла большая
часть верненцев, чудом выживших эвакуировали в окрестные госпитали. Раны земли залечили.
На месте города — каменного цветка — выросли уродливые деревянные бараки. Погасла
душа города — спокойного, сонного, основательного. Скептики качали головой: Верный
на ладан дышит, доживает последние дни.
На место трагедии была выслана даже специальная экспедиция под руководством географического
светила того времени Ивана Мушкетова. Она должна была исследовать обстановку и даже разработать
план переноса города из неблагополучного предгорья на берега Или. Однако проект оказался
слишком уж дорогостоящим, и местные власти благополучно его «заморозили».
Все изменилось с прибытием в городок Зенкова. Талантливый зодчий в масштабах уездного
городка устроил настоящую революцию в архитектуре того времени — в небо над Верным
потянулись деревянные башенки, здания украсились узорной отделкой. За эволюцией города
зорко следил объектив Лейбина.
Эти снимки так же канули в Лету, как и наделавшие шуму фотоальбомы. Скорее всего,
считают ученые, они «расползлись» по частным коллекциям. А сотни уникальнейших
кадров, копий которых нет даже в Государственном музее, навсегда стерты со страниц истории. Но…
Сенсационная находка попала к нашим историкам случайно. Сотрудники музея истории Алматы
вышли на правнуков верненского фотохудожника. И чудо — в семейной сокровищнице
обнаружился третий, никому не известный альбом тех самых страшных снимков. Десятки
черно-белых карточек, украшенных вензелями мастера, на страницах из пожелтевшего картона.
На них руины городских зданий, раненые, убитые. Гнев стихии под прицелом объектива —
Абрам Соломонович делал эти снимки для себя. Поэтому они откровеннее утерянных музейных
экспонатов запечатлели страшную трагедию ушедших веков.
Хранится раритет в условиях обычной квартиры. Но, уверяют специалисты, старым фотографиям
не страшен ход времени. Они не выцветают и не покрываются коричневыми «лисьими пятнами» —
все дело в качестве материалов начала прошлого века. Похоже, что находка века (так альбом
уже окрестили алматинские историки) все-таки не попадет под музейное стекло. Наследники
фотоклада не хотят расставаться с памятью о знаменитом предке. Сейчас коллекция готовится
к путешествию — Лейбины переезжают в Москву. А в городе, к которому крепко привязаны
все эти фотографии, останутся лишь копии.
© Юлия СТАРИКОВА
Опубликовано в газете «Литер», 27 октября 2005 г.
|
|