|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Памятники истории и культуры
ГОРОД, КОТОРЫЙ МЫ ТЕРЯЕМ
лматы стремительно меняет свой облик. Уютные домики, в которых выросло не одно поколение
алматинцев, теряются под наступлением новостроек. Они, когда-то создававшие особый алматинский
архитектурный стиль, предназначены под снос.
Кинотеатр «Октябрь»
(арх. Б. Стесин, 1954 г.) |
Строительные компании уничтожают исторический центр Алматы
Правда, городским властям, столкнувшимся с отчаянным противостоянием общественности, пришлось
поумерить свой пыл. Они даже пообещали реконструировать исторический центр южной столицы, обновив
фасады домов по улице Фурманова, проспектам Абая и Достык. Ну и застройщиков убедить придерживаться,
по словам акима города, «вот этого алматинского особого стиля и колористики на новых площадках,
применять дополнительные декоративные отделочные материалы».
Как это будет выглядеть — пока не ясно. Новостройкам явно тесно на небольших свободных
площадках в центре. И все, что им мешает, объявляется ветхим. А значит, предназначенным на уничтожение.
У каждого — свой Эрмитаж
Екатерина Малиновская |
Историки — защитники старого города — уже назвали затею акимата очередной кампанейщиной.
Косметический ремонт не спасет старую Алма-Ату, считают они.
Как говорит Елизавета Малиновская, автор Свода архитектурных и исторических памятников города
Алматы, в архитектуре нет понятия ветхости.
— Тогда надо было первым делом Эрмитаж сносить! — говорит она.
Сравнение алматинских двориков с царским дворцом, конечно, выглядит преувеличением, как и любое
сравнение. Но и для историков, и для горожан эти дома, несущие на себе отпечаток ушедшей эпохи,
представляют немалую ценность. В конце концов у каждого из нас — свой Эрмитаж.
И покраской фасадов дела не поправишь. По мнению президента Союза дизайнеров Казахстана Тимура
Сулейменова, который с группой коллег разрабатывал комплексную дизайн-программу по реконструкции
исторического центра Алматы, этого, мягко говоря, недостаточно:
— Да, те дома, которые мы называем памятниками, большей частью старые сооружения. Они построены
50–60 лет назад, естественно, ремонт им нужен капитальный. Но кто за это возьмется?
Кроме того, в Алматы много зданий, которые не имеют особой исторической ценности, но очень важны
с точки зрения нашей памяти. Нужна целостная программа по сохранению исторического облика города.
И для начала, полагает Тимур Сулейменов, стоило бы провести паспортизацию всех зданий с привлечением
не только архитекторов и историков, но и специалистов по сейсмике, которые проведут анализ фундамента,
перекрытий, стен, всего здания.
Зачем из Алматы делать второй Нью-Йорк?
Иностранцам новый Алматы нравится. Блестящие многоэтажки напоминают кому Нью-Йорк, кому Сеул. Город,
застроенный новомодными бизнес-центрами, приобретает космополитичный вид. Универсальный. И — теряет
собственное лицо.
Задачу сохранения Алматы вряд ли решат приглашаемые для проектировки зданий известные архитекторы
современности, такие как англичанин Норман Фостер или Роберт Стерн. Ведь им, варягам, по большому счету
все равно, где осуществлять свои проекты, их здания одинаково смотрятся в любом городе мира.
Чтобы работать в историческом центре южной столицы нужно быть алматинцем. Жить в Алматы много лет.
Помнить особое очарование тихих двориков, зелень скверов. Как говорит Тимур Сулейменов, учитывать
алматинскую ментальность.
— А что такое алматинский стиль, по-вашему?
— Это стиль, который сложился к 60–70 годам, и примером его могут служить здания в районе улиц
Кабанбай батыра (бывшая Калинина) и Абылай хана: бывший гастроном «Столичный» —
до переделки, жилые дома между Абылай хана и Фурманова, ампирная архитектура оперного театра, Академии
наук. Остались и другие оазисы старой Алматы — например, в районе улиц Ауэзова, Джандосова, Тимирязева
и Манаса. Когда строились эти двух- и трехэтажные дома, это была окраина города, начало массовой застройки.
Особой ценности с точки зрения архитектуры они, может и не представляют. Однако несут в себе особое
очарование. Особую, алматинскую, ауру, которая создается десятилетиями, а разрушается в один миг.
Наследство, от которого мы отказываемся
Дома жилые. Жилкомбинат №5, панорама. Фото 1930-х гг. |
Год назад в городе было создано общественное объединение в защиту исторического центра, в его состав
входил и руководитель Национального пресс-клуба Сейтказы Матаев. Созвонившись с ним, мы узнали, что
движение тихо сошло на нет.
— Всех, кто входил в наше движение, уже «снесли», — поведал нам Сейтказы
Матаев. — Люди не смогли противостоять давлению. Наше здание, расположенное по улице Фурманова,
пока держится, но во дворе уже все деревья спилили. Говорили, что дома по Фурманова — Кабанбай
батыра не сейсмостойкие, ветхие, а посмотрите на угловой дом? Его снести никак не могут, потому что
остов у него капитальный.
Я считаю, нельзя бездумно, ради сиюминутной выгоды расправляться с памятными сердцу горожан местами.
Однажды нам позвонила женщина и рассказала, что в парке, где снесли Дворец школьников и спилили часть
деревьев, в одном из деревьев у нее было свое дупло. Которое ей досталось по наследству от бабушки,
прятавшей там свои «секреты» еще в военные годы. Она в свою очередь рассказала об этом дочери.
Мне кажется, нельзя вот такими вещами разбрасываться.
Центр не трогать!
Каких только идей не высказывалось в последние годы по поводу обустройства Алматы!
Разработали генплан (который, правда, потом несколько раз меняли). Потом вообще решили отказаться
от нового строительства в центре города — после знаменательной встречи президента с крупными
инвесторами, когда глава государства дал прямое указание прекратить строить в Алматы и переместиться
со строительными проектами в города-спутники.
Архитектор города Султан Баймагамбетов несколько лет назад, выступая в печати, обещал, что по генплану
«исторический центр изменений в основном не претерпит, кроме той части, по которой пройдет ось
центральной городской эспланады — от вокзала Алматы II по улице Байсеитовой». А ведь именно
на этой оси расположены Старая площадь, бывший Дом правительства, Театр оперы и балета, площадь
Республики, монумент Независимости, здание городского акимата…
Тогда планировалось, что эспланада будет пробита до предгорий и завершится большим олимпийским
комплексом — стадионом на шестьдесят тысяч человек и олимпийской деревней.
Олимпийские амбиции пришлось на время оставить, а дома в историческом центре по тому самому плану
уже в большинстве своем выкуплены и сносятся.
На месте «косых» домов — уникального жилого комплекса, выстроенного наискосок, где
жили многие известные люди, оставившие след в истории, науке и культуре Казахстана — крупная
инвесткомпания собирается строить многофункциональный жилой комплекс с подземным паркингом, открытым
катком и фонтанами. Проект, поговаривают, разрабатывал американец Роберт Стерн.
Сносят наркомовские дома, где жили выдающиеся государственные и общественные деятели Казахстана —
Карим Мынбаев, Рымбек Ильяшев, Бауржан Момыш-улы, Таир Жароков, Жумагали Саин, Куляш Байсеитова и другие.
Но не только жильцами знамениты эти дома, но и необычной архитектурной планировкой 30-х годов. Перед
фасадом одного из них до сих пор сохранился самый первый городской фонтан, построенный в городе Верном.
Неужели в большом мегаполисе не найдется другого места для новостроек?
Чуть дальше от центра расположены огромные промышленные зоны, которые сегодня используются едва ли
наполовину. Нуждаются в реконструкции безликие микрорайоны, застроенные унылыми типовыми многоэтажками.
Но застройщики внимания на них не обращают, воюя за каждый пятачок «центральной» земли.
И на одной стороне в этом сражении историки, архитекторы, горожане, которым дорог их город.
На другой — застройщики, намеренные извлечь из дорогой землицы максимум прибыли. Память —
против огромных денег.
Очень не хочется думать, что исход этого сражения предрешен. Мы призываем к разговору историков,
дизайнеров, архитекторов, простых алматинцев — всех, кому не безразличен облик Алматы. Давайте
вместе отстоим свой город!
© Жанар КАНАФИНА, фото — Руслан ПРЯНИКОВ и из архива Елизаветы Малиновской
Опубликовано в газете «Караван», 31 августа 2007 г.
|
|